Дело № 2-9913/10
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ14 декабря 2010 года г.Казань
Советский районный суд г.Казани в составепредседательствующего судьи Ивановой И.Е.
с участием прокурора Салихова М.З.
при секретаре Шумуновой Р.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Бердникова Д.Н. об отмене итогов голосования
У С Т А Н О В И Л:
Бердников Д.Н., обратился в суд с заявлением, указав, что 10 октября 2010 года состоялись выборы депутатов в Казанскую городскую Думу. На избирательном участке №433 голосование проходило с нарушениями п.3 ст.77 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участием в референдуме граждан Российской Федерации», а именно нарушение порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением). Участковая избирательная комиссия №433 была сформирована незаконно, с нарушением требований ст.27 указанного Федерального Закона, соответственно подведение итогов голосования проводилось неправомочной комиссией, что является основанием для отмены итогов голосования на избирательном участке. Заявитель просит отменить итоги голосования на избирательном участке №433.
В судебном заседании представитель Бердникова Д.Н., действующий на основании доверенности Поликарпов Д.К. заявленные требования поддержал.
Представитель территориальной (окружной) избирательной комиссии Советского района города Казани – Страхов А.А., действующий на основании доверенности от ..., в судебном заседании с заявлением не согласился.
Представитель участковой избирательной комиссии ..., действующий на основании доверенности от ... Федоров В.Н. заявление не признал.
Председатель участковой избирательной комиссии ... – Жарова В.Н. с заявлением также не согласилась, указав, что голосование и подсчет голосов производился в полном соответствии с избирательным законодательством. Никаких жалоб и заявлений в ходе голосования и подсчета голосов не поступало. После голосования присутствующим членам комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателям и иным лицам, по их требованию были выданы заверенные копии протоколов №1,2. Заседание участковой комиссии по вопросу избрания заместителя председателя и секретаря комиссии состоялось 14 сентября 2010 г. Однако в выписке из решения, которая была направлена в вышестоящую комиссию ошибочно проставлена дата 9 сентября 2010 г.
Выслушав объяснения и доводы заявителя, председателя участковой избирательной комиссии, представителя территориальной избирательной комиссии, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявление подлежащим отклонению, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно Конституции Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (часть 3 статьи 3); граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (части 1 и 2 статьи 32 Конституции РФ, пункт 2 статьи 45 Конституции РТ).
Федеральным законом от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" определены принципы проведения в Российской Федерации выборов и референдума, закреплены основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации.
В силу п.3 ст.77 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, в избирательном округе, в муниципальном образовании, в субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации в целом также в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, незаконного отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования, других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Согласно частей 4-5 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Формирование участковой комиссии осуществляется вышестоящей комиссией на основе предложений, указанных в пункте 2 статьи 22 настоящего Федерального закона, а также предложений представительного органа муниципального образования, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы. Законом может быть предусмотрено формирование участковой комиссии на избирательном участке, участке референдума, образованном на судне, находящемся в плавании, или на полярной станции, а также за пределами территории Российской Федерации, соответствующими должностными лицами.
5. Вышестоящая комиссия обязана назначить не менее одной второй от общего числа членов участковой комиссии на основе поступивших предложений:
а) политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации";
б) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, а также политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным пунктом 17 статьи 35 настоящего Федерального закона;
в) избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.
Суд, оценив все исследованные доказательства в их совокупности, приходит к выводу о том, что указанные заявителем обстоятельства отсутствуют, при проведении выборов депутатов Казанской городской Думы по избирательному участку №433 и определении результатов выборов не было допущено таких нарушений избирательного законодательства, которые не позволяют выявить действительную волю избирателей и влекут за собой отмену результатов выборов.
Так, в ходе судебного разбирательства установлено, что участковая избирательная комиссия № 433 сформирована на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также на основе предложений других политических партий и иных общественных организаций, собранием избирателей по месту работы, жительства. Состав комиссии с правом совещательного голоса утвержден решением территориальной избирательной комиссии Советского района от 10.09.2010 г. Данные обстоятельства объективно подтверждаются представленными на обозрение материалами: личные заявления кандидатов, выписки из протоколов заседаний политических партий, общественных организаций, собраний избирателей по месту работы.
В ходе судебного разбирательства суду представлен протокол№1 заседания участковой избирательной комиссии №433 от 14 сентября 2010 г., на котором были избраны счетная комиссия, секретарь и заместитель председателя комиссии.
Допрошенная в качестве свидетеля Зиганшина Н.И. в судебном заседании пояснила, что она является секретарем участковой избирательной комиссии №433. Ее избрание проходило на заседании комиссии путем проведения тайного голосования. Участковая комиссия уже была сформирована и утверждена территориальной избирательной комиссией.
Свидетель Безродова Н.А. пояснила, что она является заместителем председателя участковой избирательной комиссии №433. На заседании комиссии, состоявшемся 14 сентября 2010 г. путем тайного голосования были избраны секретарь комиссии и заместитель председателя.
Таким образом, в ходе судебного заседания нашел свое подтверждение довод о том, что фактически избрание секретаря и заместителя председателя участковой избирательной комиссии №433 стоялось 14 сентября 2010 года, а дата 9 сентября 2010 г. указана в копии решения ошибочно.
Кроме того, из пояснений председателя участковой избирательной комиссии, свидетели следует, что избирательный участок №433 открылся в 7 часов, далее были погашены открепительные удостоверения, о чем составлен акт; присутствующим были предъявлены пустые урны, которые вслед за этим опечатывались печатью участковой избирательной комиссии. Препятствий за наблюдением голосования и подсчетом голосов не создавалось. Бюллетени демонстрировались в развернутом виде, присутствующие находились на достаточном расстоянии, что бы видеть содержание бюллетеней. Во время подсчета голосов в помещении для голосования заполнялись увеличенные формы протоколов №1 и №2. После голосования присутствующим членам комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателям и иным лицам, присутствующим при подсчете голосов, в том числе и представителям от кандидата в депутаты по Закиевскому округу №24 Бердникова Д.Н., по их требованию были выданы заверенные копии протоколов.
Заявитель, ни в своем заявлении об отмене итогов голосования, ни в ходе судебного разбирательства, не конкретизировал, какие именно нарушения избирательного законодательства были допущены при проведении голосования и подсчете голосов, в чем выражалось препятствие наблюдению за их проведением. На какие-либо конкретные обстоятельства Бердников Д.Н. не ссылается.
При этом, в соответствии с ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» как сам кандидат в депутаты Бердников Д.Н., так и назначенные им наблюдатели, имели возможность в ходе проведения голосования и подсчета голосов обращаться к председателю участковой комиссии, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования, однако как было установлено выше, каких-либо замечаний не поступало.
Доказательств, подтверждающих обстоятельства, на которые ссылается в обоснование своего заявления Бердников Д.Н. в судебном заседании не установлено.
Исходя из изложенного, заявление Бердникова Д.Н. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 261 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления Бердникова Д.Н. об отмене итогов голосования отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через Советский районный суд г.Казани.
Судья: Иванова И.Е.
Мотивированное решение суда составлено 17 декабря 2010 года
Судья: Иванова И.Е.