Дело <номер изъят>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 декабря 2010 года город Казань
Советский районный суд города Казани в составе:
председательствующего судьи Пичуговой О. В.
при секретаре судебного заседания Потаповой Ю. Ю.,
с участием:
представителя истца Куприянова В. П. - Пантелеевой Д. Я., действующей на основании нотариальной доверенности от <дата изъята>,
представителя ответчика - Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан (далее – МГО и ЧС РТ) – Халилова С. В., действующего на основании доверенности <номер изъят>/Т-3-4 от <дата изъята>,
представителя ответчика - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан (далее - ОПФ РФ в РТ) – Закировой А. Ю., действующей на основании доверенностей <номер изъят> от <дата изъята> и от <дата изъята>,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении зала № 113 Советского районного суда города Казани гражданское дело по иску Куприянова В.П. к Министерству по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан, Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан о признании комиссии при Министерстве по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан по замене удостоверений не являющейся комиссией правительства Республики Татарстан, об отмене решения комиссии при Министерстве по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан по замене удостоверений <номер изъят> от <дата изъята>, о признании действительным удостоверения участника ликвидации аварии на Чернобыльской атомной электростанции (далее – ЧАЭС) <номер изъят> от <дата изъята>,
УСТАНОВИЛ:
Куприянов В. П. (далее также истец) обратился в суд с иском к МГО и ЧС РТ и ОПФ РФ в РТ (далее также ответчики) о признании комиссии при МГО и ЧС РТ по замене удостоверений не являющейся комиссией правительства Республики Татарстан, об отмене решения комиссии при МГО и ЧС РТ по замене удостоверений <номер изъят> от <дата изъята>, о признании действительным удостоверения участника ликвидации аварии на ЧАЭС <номер изъят> от <дата изъята>, выданного ему.
В обоснование своих требований истец указал, что он является участником ликвидации аварии на ЧАЭС. <дата изъята> он получил соответствующее удостоверение установленного образца <номер изъят>. Получению удостоверения предшествовала процедура, предусмотренная порядком и условиями оформления и выдачи специальных удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС. Истцом, по его утверждению, ответчику МГО и ЧС РТ был передан оригинал справки, после чего им было принято решение о выдаче истцу такого удостоверения. После получения удостоверения, в июне 2007 года, истец встал на учет в территориальный отдел социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты и в УПФ РФ в Кировском районе города Казани РТ. В декабре 2008 года истцу была прекращена выплата пособия (ЕДВ) как участнику ликвидации аварии на ЧАЭС. На устное обращение истца ему было сообщено о том, что в соответствии с решением комиссии при МГО и ЧС РТ от <дата изъята> <номер изъят> его удостоверение участника ликвидации аварии на ЧАЭС <номер изъят> является ошибочно выданным и признано недействительным со дня выдачи. На указанную комиссию он не пригашался, ее решение не получал, то есть был лишен права оспорить данное решение. Позднее ему было предоставлено решение комиссии. Истец считает это решение незаконным и необоснованным, поэтому обратился в суд с указанными выше исковыми требованиями.
Также истец полагает, что комиссия МГО и ЧС РТ по замене удостоверений, созданная на основании приказа <номер изъят> от <дата изъята>, не имеет полномочий проводить проверку правильности выдачи этих документов. Такими полномочиями обладает лишь соответствующая комиссия правительства РТ, которая в установленном порядке создана не была. Истец просил признать комиссию МГО и ЧС РТ не являющейся комиссией правительства РТ.
В судебном заседании представитель истца требования своего доверителя поддержала.
Представитель ответчика - ОПФ РФ в РТ просила отказать в удовлетворении иска в полном объеме, представив свои возражения против иска в письменной форме.
Представитель ответчика - МГО и ЧС РТ также просил в удовлетворении иска отказать.
Изучив материалы дела, выслушав представителей истца и ответчиков ОПФ РФ в РТ, МГО и ЧС РТ суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от <дата изъята> <номер изъят> (в редакции от <дата изъята>) к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся:
…3) граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС
В силу статьи 15 названного Закона гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления.
Порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденных Приказами МЧС РФ <номер изъят>, Минздравсоцразвития РФ <номер изъят>, Минфина РФ <номер изъят>н от <дата изъята> (в редакции Приказов МЧС РФ <номер изъят>, Минздравсоцразвития РФ <номер изъят>н, Минфина РФ <номер изъят>н от <дата изъята>), для оформления и получения удостоверения по форме согласно приложениям N 1 или N 2 к настоящему Порядку участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС обращаются в уполномоченный орган по месту жительства (работы, службы) с письменным заявлением, к которому прилагаются:
паспорт гражданина Российской Федерации;
удостоверение установленного образца, подтверждающее факт участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В случае первичного обращения гражданина за получением удостоверения, а также при отсутствии в уполномоченном органе личного дела с материалами, послужившими основанием для выдачи ему ранее удостоверения либо при отсутствии в его личном деле, подлежащем постоянному хранению в органах (их правопреемниках), оформивших и выдавших ему ранее удостоверение союзного (российского) образца, документов, подтверждающих выполнение работ в зоне отчуждения, заявителем представляется кроме вышеперечисленных один или несколько документов (оригиналы либо заверенные в установленном порядке копии) из числа документов, предусмотренных пунктом 6 настоящего Порядка.
Как следует из пункта 6 названного Порядка и условий, документами, подтверждающими участие граждан в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, являются:
командировочное удостоверение с отметками о пребывании в населенных пунктах (пункте), находящихся в зоне отчуждения;
справка об участии в работах в зоне отчуждения, выданная в 1986 - 1990 годах предприятием, организацией, учреждением, воинскими частями, выполнявшими работы непосредственно в зоне отчуждения; Штабом Гражданской обороны СССР, соответствующими архивами;
трудовая книжка (раздел "Сведения о работе") с записью о работе в зоне отчуждения;
табель учета рабочего времени в зоне отчуждения;
справка о праве на повышенный размер оплаты труда (о выплате денежного содержания в повышенных размерах) за работу в зоне отчуждения (в зонах опасности внутри зоны отчуждения);
задания (заявка) на полет в зону отчуждения, летная книжка и полетные листы летно-подъемного состава с записью о полетах в зону отчуждения;
военный билет (разделы "Прохождение учебных сборов" и "Особые отметки") с записью о работе по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (в зоне отчуждения);
выписка из приказа по личному составу воинской части, принимавшей участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, о прибытии, убытии и работе в зоне отчуждения;
выписка из приказа по личному составу начальника органа безопасности (государственной безопасности) о командировании военнослужащих КГБ СССР для участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и сроках пребывания в зоне отчуждения в 1986 - 1990 годах.
Документами, подтверждающими участие в работах по объекту "Укрытие" (с указанием о работе по данному объекту), являются любой из нижеперечисленных:
выписка из приказа по воинским частям, принимавшим участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, о направлении для работ на объекте "Укрытие" и включенным в Перечень воинских частей, личный состав которых принимал участие в работах (выполнял служебные обязанности) по ликвидации последствий аварии, соответствующего архива;
выписка из журналов выдачи дозиметров и контроля доз по проходу на объект "Укрытие"; выписка из наряда допуска на проведение работ на объекте "Укрытие"; пропуска для прохода на объект "Укрытие" для ведения соответствующих работ: с июля 1987 года по <дата изъята> с шифром "Шлем" (рисунок "буденновки"); с <дата изъята> с шифром "Тубус" (рисунок микроскопа); с <дата изъята> по пропускам 3 группы и временным с шифром "Птица" (рисунок птицы с поднятыми крыльями);
справка о времени работы на объекте "Укрытие", табели учета рабочего времени, относящегося к работе на объекте "Укрытие", справки об оплате труда, относящиеся к работе на объекте "Укрытие", выданные администрациями Чернобыльской АЭС, либо Комплексной экспедицией Института им. И.В. Курчатова, либо Межотраслевым научно-техническим центром "Укрытие" Национальной академии наук Украины (правопреемником Комплексной экспедиции Института им. И.В. Курчатова).
Документы, перечисленные в абзацах 13 (кроме пропусков), 14 пункта 6, должны быть заверены гербовой печатью администрации Чернобыльской АЭС, либо Комплексной экспедицией Института им. И.В. Курчатова, либо ПО "Комбинат", либо их соответствующими службами, выдавшими эти документы.
В силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что в соответствии с приказом МГО и ЧС РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Минфина РФ от <дата изъята> <номер изъят>н «Об утверждении Порядка и условий оформления и выдачи специальных удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» истец подал ответчику МГО и ЧС РФ заявление о выдаче ему соответствующего удостоверения и представил документ, поименованный в Реестре граждан Республики Татарстан, обратившихся с заявлением о выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС российского образца, как «архивная справка».
<дата изъята> истец получил удостоверение серии Р <номер изъят> участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в 1986 году. На основании указанного удостоверения истец встал на учет в территориальный отдел социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты и УПФ РФ в Кировском районе города Казани РТ и с этого момента стал получать предусмотренные законом льготы.
Впоследствии, <дата изъята>, решением <номер изъят> комиссии при МГО и ЧС РТ по замене удостоверений участникам ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС удостоверение истца было признано ошибочно выданным и недействительным с момента выдачи. Основанием для принятия такого решения послужили, в частности, данные оперативно-розыскных мероприятий, проведенных Министерством внутренних дел по Республике Татарстан, в ходе которых истец лично дал объяснение о том, что он участия в ликвидации аварии не принимал.
На основании указанного решения предоставление льгот истцу было прекращено, а также были прекращены ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ).
Также судом установлено, что истец обратился к ответчику с заявлением о выдаче удостоверения, представив некую справку, которая в реестре граждан, обратившихся за выдачей удостоверений, поименована как «архивная». Впоследствии справка была утрачена во время проведения ремонтных работ по замене окон в здании, занимаемом ответчиком МГО и ЧС РТ, что последним не отрицалось. Какую именно справку предоставлял истец ответчику, и каким органам она была выдана, представитель истца пояснить не смогла.
Согласно Архивным справкам <номер изъят>с от <дата изъята> и <номер изъят>с от <дата изъята> в период с <дата изъята> по <дата изъята> истец работал водителем 3 класса в Казанском производственном объединении пассажирского автотранспорта <номер изъят>, а с <дата изъята> по декабрь 1987 года – водителем в Татарском производственном швейном объединении по выпуску верхней одежды. В ведомостях на получение заработной платы за указанные выше периоды времени истец значится. В документах предприятий по личному составу за те же периоды никаких сведений о направлении истца в командировку для участия в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС не имеется.
Суд приходит к выводу о том, что истцом не было представлено объективных, допустимых и убедительных доказательств в обоснование факта своего участия в ликвидации аварии на ЧАЭС, а также выдачи ему в установленном порядке справки для оформления удостоверения участника ликвидации аварии на ЧАЭС. Предоставить подлинник или копию справки истец и его представитель суду не смогли. Доказательств того, что истец являлся работником какой-либо организации, направившей его в зону отчуждения, суду также представлено не было.
Доводы истца и его представителя об отсутствии у комиссии при МГО и ЧС РТ полномочий по проверке правильности выдачи удостоверений и по признанию их недействительными суд полагает несостоятельными, поскольку согласно разъяснению Начальника правового управления Аппарата Кабинета министров Республики Татарстан, а также исходя из системного толкования нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность комиссии, порядок выдачи и замены удостоверений, комиссия при МГО и ЧС РТ вправе проводить проверку достоверности предъявляемых гражданами для получения удостоверений документов, а также правильность и обоснованность выдачи удостоверений.
К тому же действующим гражданским законодательством не предусмотрен такой способ защиты права как установление того факта, что какое-либо учреждение или государственный орган не являются иным учреждением или органом.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что удостоверение истца серии Р <номер изъят> от <дата изъята> как участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской ВАЭС в 1986 году обоснованно признано недействительным, а исковые требования удовлетворению не подлежат в полном объеме.
Истец и его представитель в обоснование доводов по иску не представили суду допустимые доказательства в нарушение статьи 56 ГПК РФ.
Руководствуясь статьями 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Куприянова В.П. к Министерству по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан, Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан о признании комиссии при Министерстве по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан по замене удостоверений не являющейся комиссией правительства Республики Татарстан, об отмене решения комиссии при Министерстве по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан по замене удостоверений <номер изъят> от <дата изъята>, о признании действительным удостоверения участника ликвидации аварии на Чернобыльской атомной электростанции <номер изъят> от <дата изъята> отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через Советский районный суд города Казани.
Судья:
Решение в окончательной форме составлено 28 декабря 2010 года.
Судья: