Решение Репина Т.А. к Управлению Федерального агентства по управлению государтсвенным имуществом по РТ, ФГУ `ФЦТРБ-ВНИВИ` о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации



Дело №2-8349/10

РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 сентября 2010г., г.Казань

Советский районный суд г.Казани в составе председательствующего судьи Б.Г.Абдуллаева,

с участием истцов Т.А.Репиной, В.А.Репина, В.В.Репина, А.В.Репина,

при секретаре судебного заседания Ю.В.Волковой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Репиных Т.А., В.А., А.В. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Татарстан, ФГУ «ФЦТРБ - ВНИВИ» о признании права собственности на жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились в суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Татарстан (далее - Управление), Федеральному государственному учреждению «Федеральный центр токсикологической и радиационной безопасности животных» (далее - ФГУ «ФЦТРБ - ВНИВИ») о признании за Т.А.Репиной, В.А.Репиным, В.В.Репиным, А.В.Репиным по 1/4 доли за каждым в праве собственности на жилое помещение, находящееся по адресу: <адрес изъят>, в порядке приватизации. В обоснование требования указано, что истцы проживают в вышеуказанной квартире с 1973г. Репиным незаконно было отказано в приватизации квартиры, так как отсутствуют документы, подтверждающие право оперативного управления домом ФГУ «ФЦТРБ - ВНИВИ».

При рассмотрении дела истцы иск поддержали по изложенным в нём основаниям.

Дело рассмотрено в отсутствии представителей ответчиков Управления, ФГУ «ФЦТРБ - ВНИВИ», представителя третьего лица Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани, извещенных о рассмотрении дела надлежащим образом.

Выслушав объяснения явившихся лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности.

В соответствии со ст.1 Закона РФ от 4.07.1991г. №1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее - Закон) приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

В силу ст.2 Закона граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Согласно ст.6 Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается (ст.7 Закона).

Установлено, что на основании ордера от 1.11.1973г. <номер изъят> (л.д.5) Т.А.Репиной с семьёй (супругом В.А.Репиным, сыновьями В.В.Репиным и А.В.Репиным) было предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес изъят>. Истцы продолжают проживать в данном жилом помещении по настоящее время на основании договора социального найма, согласно которому спорное жилое помещение является федеральной собственностью и находиться в оперативном управлении ФГУ «ФЦТРБ - ВНИВИ».

Согласно договору на передачу жилого помещения в собственность граждан от 10.12.2009г. <номер изъят> ФГУ «ФЦТРБ - ВНИВИ», действующий от имени Российской Федерации, передал в общую долевую собственность Т.А.Репиной, В.А.Репину, В.В.Репину, А.В.Репину жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес изъят>.

Согласно уведомлению Управления Росреестра по Республике Татарстан от 10.02.2010г. (л.д. 10) в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о государственной регистрации какого-либо права на квартиру по делу. Таким образом, право оперативного управления на жилое помещение ФГУ «ФЦТРБ - ВНИВИ» не зарегистрировано.

Вместе с тем, по смыслу Закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.

В том случае, если жилое помещение, являющееся федеральной собственностью, находиться в управлении государственного учреждения, однако по каким-либо причинам право оперативного управления не зарегистрировано в установленном законом порядке, граждане не могут воспользоваться своим правом на приобретение в собственность принадлежащего им по договору социального найма жилого помещения, что соответственно нарушает положения ст.35 Конституции РФ и ст.2 Закона.

Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права.

В соответствии со ст.8 Закона в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.

Согласно ст.17 и 28 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях. Момент возникновения права определяется решением суда. При этом государственный регистратор не вправе отказать в государственной регистрации права, установленного вступившим в силу решением суда.

Следовательно, поскольку спорное жилое помещение, предоставленное истцам по договору социального найма до 1.03.2005г., фактически не передано в муниципальную собственность, то право собственности на указанное жилое помещение признаётся за Репинами в судебном порядке и должно быть зарегистрировано органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, на основании судебного решения. Иск удовлетворяется.

Такая правовая позиция высказана Верховным Судом РФ в Обзоре законодательства и судебной практики за 2 квартал 2005г.

На основании изложенного и руководствуясь ст.198 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить.

Признать за Репиной Т.А., Репиным В.А., Репиным В.В. и Репиным А.В. за каждым по 1/4 доли в праве собственности на жилое помещение, находящееся по адресу: <адрес изъят>.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через Советский районный суд г.Казани в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья Б.Г.Абдуллаев