<данные изъяты> дело №2-9808/10г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 декабря 2010 года город Казань
Советский районный суд города Казани Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Шайдуллиной А.А.,
при секретаре судебного заседания Мингазовой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Советского районного суда города Казани гражданское дело по иску Галиуллиной Р.Г. к Федеральному государственному учреждению здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан» о признании локального акта работодателя незаконным, его отмене, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Галиуллина Р.Г. обратилась в суд с иском к Федеральному государственному учреждению здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан» (ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан») о признании локального акта работодателя незаконным, его отмене, компенсации морального вреда, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Как указывает истица, работая врачом, 27 октября 2010 года она была ознакомлена с приказом №641 от 19 октября 2010 г ода «О внесении дополнения в Правила внутреннего трудового распорядка».
Указанный приказ (локальный акт) противоречит статье 76 Трудового кодекса Российской Федерации в части: пункт 5.14 абзац 3 «Работники охраны не имеют право впускать и выпускать сотрудников Центра из здания без использования бесконтактной карточки», так как в соответствии с законом, указанное работодателем обстоятельство не является условием отстранения (не допуска) работника; пункт 5.14 абзац 2 «Сотрудникам Центра, рабочие места которых находятся за пределами здания, выдаются под роспись бесконтактные карточки» - это является нарушением прав работника и наносит моральный ущерб, который заключается в страданиях, моральных и физических, из-за созданных условий «строгого режима», и дискриминации отдельных сотрудников из-за неравных условий.
В связи с чем, Галиуллина Р.Г. просит отменить приказ работодателя №614 от 19 октября 2010 года пункт 5.14 дополнений к Правилам; взыскать с ответчика компенсацию морального вреда, размер которой определить на усмотрение суда.
Истица в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель ответчика - ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан» - Измайлова М.И., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала.
Выслушав объяснения и доводы лиц, участвующих в деле, показания свидетеля <данные изъяты> исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 189 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором создавать условия, необходимые для соблюдения работниками дисциплины труда.
Трудовой распорядок определяется правилами внутреннего трудового распорядка.
Правила внутреннего трудового распорядка - локальный нормативный акт, регламентирующий в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя.
Не допускается включение в Правила условий, нарушающих права работников, гарантированных законодательством о труде и в частности статьей 21 Трудового кодекса Российской Федерации.
Установлено, что приказом №641 от 10 октября 2010 года главного врача ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан» утверждено дополнение в Правила внутреннего трудового распорядка, утвержденные приказом от 15 сентября 2008 года №490.
Согласно пункту 5.14 дополнения: «С целью обеспечения внутренней безопасности учреждения, сохранности имущества учреждения и сотрудников, повышения контроля за дисциплиной труда и рационального использования рабочего времени сотрудниками ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан» в административно-лабораторном корпусе, расположенном по адресу: <адрес изъят>, установлена система контроля управления доступа (СКУД), которая обеспечивает пропуск сотрудников Центра в здание при использовании бесконтактной карточки, фиксирует время прихода сотрудника на работу, его перемещение по зданию в течение рабочего дня, и время ухода с работы. Вход в здание и выход из него возможен через центральное парадное крыльцо и через служебный выход, ведущий на огороженную территорию Центра. Переход сотрудника Центра с одного этаж на другой этаж здания также осуществляется с помощью бесконтактной карточки.
Всем сотрудниками Центра, в том числе сотрудникам Центра, рабочие места которых находятся за пределами здания, выдаются под роспись бесконтактные карточки. Вход и выход сотрудников Центра из здания осуществляется только по бесконтактным карточкам.
Работники охраны не имеют право впускать и выпускать сотрудников Центра из здания без использования бесконтактной карточки».
Эти дополнения к Правилам внутреннего трудового распорядка, утвержденные по ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан» противоречат положениям статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, регламентирующей порядок и основание временного отстранения работника от исполнения обязанностей.
В связи с этим приказом главного врача ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан» №742 от 03 декабря 2010 года вновь были внесены изменения в Правила внутреннего трудового распорядка.
Согласно указанным изменениям, абзацы 2 и 3 пункта 5.15 раздела 5 «Рабочее время и время отдыха» Правил внутреннего трудового распорядка ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан», изложены в следующей редакции:
Сотруднику Центра, принятому на работу в Центр с местом работы по адресу: <адрес изъят>, бесконтактная карточка выдается в отделе информационных технологий по письменному заявлению заведующего (начальника) отдела. Сотрудник Центра, в случае прекращения действия трудового договора, обязан в последний день работы сдать бесконтактную карточку в отделение информационных технологий.
В случае отсутствия у сотрудника Центра бесконтактной карточки (утеря и т.д.), сотрудник охраны выдает временную бесконтактную карточку для входа и выхода из здания. По окончанию рабочего дня и (или) по выходу из здания, сотрудник Центра обязан сдать сотруднику охраны временную бесконтактную карточку.
Сотрудник Центра обязан поставить в известность в письменной форме администрацию Центра в течение двух рабочих дней с момента обнаружения утери бесконтактной карточки. По письменному заявлению сотрудника Центра отделение информационных технологий выдает в течение двух рабочих дней новую бесконтактную карточку (с новым кодом).
В соответствии с действующим законодательством сотрудник Центра несет ответственность за пользования его бесконтактной карточкой другим лицом.
Сотрудникам Центра, чьи рабочие места находятся за пределами здания, сотрудник охраны выдает под роспись временные бесконтактные карточки. По выходу из здания вышеуказанные сотрудники Центра обязаны сдать сотруднику охраны временную бесконтактную карточку.
Вход и выход сотрудников Центра из здания осуществляется по бесконтактным карточкам.
Сотрудник Центра может быть привлечен администрацией Центра к ответственности на ненадлежащее выполнение обязательств, установленных настоящим пунктом в соответствии с действующим законодательством.
Правила внутреннего трудового распорядка, изложенные в редакции утвержденной приказом по ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан» №742 от 03 декабря 2010 года не содержат положений, необоснованно ограничивающих права работников.
Принимая во внимание, что допущенные нарушения трудового законодательства устранены работодателем добровольно и до рассмотрения дела по существу, а такое регулирование, в полной мере отвечает целям правового регулирования трудовых отношений, провозглашенным в статье 1 Трудового кодекса Российской Федерации, заявленные требования относительно возложения на ответчика обязанности отменить приказ, нарушающий права работника, удовлетворению не подлежат, так как судебной защите подлежит только нарушенное право.
Одновременно имеются основания для удовлетворения иска о компенсации морального.
В соответствии со статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации – «моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба».
Как следует из разъяснений, содержащихся в абзаце 2 пункта 63 постановления от 17 марта 2004 года №2 Пленума Верховного суда Российской Федерации «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя.
В данном случае нарушение действиями работодателя прав истицы, является установленным, поскольку ответчиком после предъявления настоящего иска, требования Галиуллиной Р.Г. удовлетворены добровольно, что дает основание для компенсации морального вреда.
Свидетель <данные изъяты> суду показала, что она работает охранником частного охранного предприятия в здании ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан», где введена система СКУД. Заместитель главного врачом центра ей сделал замечание, что она пропускает Галиуллину Р.Г.без карточки. Она была единственным сотрудником, кто ходил без карточки, но ее пропускали, в том числе пропускала она лично, по своей карточке, так как не хотелось конфликта.
Принимая во внимание всю совокупность представленных по делу доказательств, учитывая, что неправомерными действиями ответчика истице причинен моральный вред, суд с учетом разумности и справедливости, определяет размер компенсации морального вреда в 500 рублей.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, заявленные истицей требования подлежат частичному удовлетворению.
С учетом положения части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований, с ответчика в государственный доход подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Галиуллиной Р.Г. к Федеральному государственному учреждению здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан» о признании локального акта работодателя незаконным, его отмене, компенсации морального вреда – удовлетворить частично.
Взыскать с Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан» в пользу Галиуллиной Р.Г. в счет компенсации морального вреда 500 (пятьсот) рублей.
В удовлетворении остальной части иска – отказать.
Взыскать с Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан» в государственный доход государственную пошлину в размере 200 (двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан в течение десяти дней со дня вынесения решения в окончательной форме через Советский районный суд города Казани.
Судья: Для исключений