решение по делу по иску Баляева А.М. к Военному комиссариату РТ о взыскании суммы недополученной пенсии



Дело №2-435/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 января 2011 года город Казань

Советский районный суд г. Казани в составе:

председательствующего судьи Ивановой И.Е.,

при секретаре судебного заседания Шумуновой Р.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Баляева А.М. к Военному Комиссариату Республики Татарстан о взыскании суммы недополученной пенсии,

У С Т А H О В И Л:

Истцом в обоснование вышеуказанного иска указано, что в период с 01.07.1994 г. по 30.11.2000 г. ответчиком нарушались права истца на перерасчет пенсии в связи с изменением стоимости продовольственного пайка. С момента выхода истца на пенсию при начислении и выплате пенсии не учитывалось ежемесячное увеличение размера продовольственного пайка, который необходимо было включать в состав денежного довольствия для исчисления пенсии, а с 01.01.2000 г. не учитывался рост продовольственной денежной компенсации. Однако, ответчиком до 2000 г. ежемесячное увеличение стоимости продовольственного пайка по данным ЦПУ МО РФ не учитывалось. ФЗ от 31.12.1999 г. № 227-ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год» установил размер компенсации стоимости продовольственного пайка в размере 20 рублей в сутки, т.е. 608 рублей 33 копейки в месяц. Основываясь на ст. ст. 43, 49 и 58 Закона РФ от 12.02.1993г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее - Закон РФ № 4468-1), ст. 14 Федерального закона «О статусе военнослужащих», Определении Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 04.10.2001 г. №КАС 01-370С, Положения о продовольственном обеспечении Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время, утв. Приказом Министра обороны РФ от 22.07.2000 г. №400, истец просит обязать Военный комиссариат РТ произвести перерасчет назначенной пенсии; взыскать с ответчика недополученную пенсию с учетом индексации потребительских цен в размере 11656,69 рублей.

В судебном заседании представитель истца, Еремин В.Н., действующий по доверенности, поддержал заявленные требования.

Представитель ответчика, Буряков В.И., действующий по доверенности, в судебном заседании исковые требования не поддержал, в удовлетворении просил отказать.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, руководствуясь нижеуказанными нормами законодательства, суд приходит к следующему.

Истец является получателем пенсии по выслуге лет, выплачиваемой в настоящее время Министерством обороны РФ через Военный комиссариат РТ.

В силу ст. 43 первоначальной редакции Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел и их семей» (далее также Закон) пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Для исчисления пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством РФ, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. В денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава. Указанное денежное довольствие, не превышающее 10-кратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством РФ, учитывается при исчислении пенсии полностью, а остальная его часть - в размере 50%.

Федеральным законом от 28.11.1995 г. № 186-ФЗ в названный Закон были внесены изменения, в соответствии с которыми исключено положение о том, что денежное довольствие, не превышающее 10-кратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством РФ, учитывалось при исчислении пенсии полностью, а остальная его часть - в размере 50 процентов. Закон в этой редакции вступил в силу с 01.07.1996 г.

Согласно п. «б» ст. 49 Закона пенсии, назначенные лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, и их семьям, подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, состоящих на службе, исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсии денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с их увеличением.

Таким образом, увеличение денежного довольствия военнослужащего для исчисления пенсии, в том числе увеличение стоимости продовольственного пайка является основанием для одновременного пересмотра размера выплачиваемой пенсии.

Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 04.10.2001 г. №КАС01-370 было отменено решение Верховного Суда РФ от 02.08.2001 г. и признаны незаконными п.8, п.п. «б» п.9, п.п. «б» п.4 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 г. №941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы и по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в РФ» в части пересмотра пенсий без учета времени увеличения месячной стоимости соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава.

Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 04.10.2001 г. разъяснено, что указанные пункты не действуют с момента вступления решения суда в законную силу.

Кассационное определение Верховного суда РФ в соответствии с требованиями ст. 312 действовавшего на момент рассмотрения дела ГПК РСФСР, вступило в законную силу с момента его вынесения, т.е. с 04.10.2001 г.

В соответствии с ч. 3 ст. 253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части

Поскольку вышеназванные пункты Постановления Совета Министров РФ от 22.09.1993 г. признаны указанным определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ недействующими в части пересмотра пенсий без учета времени увеличения месячной стоимости соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава с момента вступления решения суда в законную силу, то именно с этого момента они утрачивают силу и не подлежат применению, в том числе и судами.

Однако это не означает, что право на пересмотр пенсии с момента увеличения стоимости продовольственного пайка как неотъемлемой составляющей денежного довольствия для исчисления пенсии у военных пенсионеров и сотрудников органов внутренних дел возникает только с 04.10.2001 г.

При рассмотрении после названной даты требований о перерасчете названных пенсий не подлежат применению п. 8 подп. 9, подп «б» п. 14 упомянутого Постановления в части пересмотра пенсий без учета времени увеличения стоимости продовольственного пайка, поскольку они не соответствуют положениям ст. 43, 49 Закона. Иными словами, подзаконный акт (Постановление Совета Министров РФ от 22.09.1993г. №941) противоречил положениям Закона, имеющего большую юридическую силу. Поэтому изначально орган, назначающий и выплачивающий пенсию при перерасчете пенсий должен был руководствоваться требованиями Закона.

Верховный суд РФ на вопрос о том, подлежат ли пересмотру пенсии в связи с увеличением месячной стоимости соответствующего продовольственного пайка (с учетом Определения Кассационной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 04.10.2001 г. №КАС01-370), если требования о перерасчете пенсий предъявляются, начиная с 1993 г., дал разъяснения, что пенсии подлежат перерасчету начиная с 1993 г.

Более того, в противном случае граждане, которым пенсия была назначена до вступления Кассационного определения Верховного Суда РФ от 04.10.2001 г., оказывались бы в худшем положении по сравнению с лицами, которым такая пенсия назначена после вступления определения в законную силу.

Определение месячной стоимости продовольственного пайка с 1994 г. до января 2000г. входило в компетенцию Министерства обороны РФ в лице Центрального продовольственного управления. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.1992 г. №479-28 «О продовольственном обеспечении военнослужащих и приравненных к ним потребителей» указывалось, что стоимость продовольственных пайков и размеры денежной компенсации определяются Министерством обороны РФ. В соответствии с Положением о продовольственном обеспечении Вооруженных сил РФ на мирное время предусматривалось, что исчисление размера денежной компенсации и его доведение до военных округов и до соответствующих федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная служба, осуществляется Центральным продовольственным Управлением Министерства обороны РФ. Законодательство о федеральном бюджете до 2000 г. не предусматривало размер месячной стоимости продовольственного пайка, Военные комиссариаты субъектов РФ определяли месячную стоимость продовольственного пайка на основании сведений Министерства обороны РФ в лице Центрального продовольственного управления (ЦПУ).

Как следует из п.11 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. №941, месячная стоимость продовольственного пайка, учитываемая при исчислении пенсии, определяется исходя из суточной нормы довольствия, установленной по продовольственному пайку для лиц рядового и начальствующего состава. При этом для определения месячной стоимости продовольственного пайка его суточная стоимость умножается на 365, а результат делится на 12.

С января 2000 г. денежная компенсация взамен продовольственного пайка устанавливалась федеральными законами «О федеральном бюджете» на соответствующий год, а на 2005 и 2006 г.г. – постановлениями Правительства РФ от 31.12.2004 г. № 906 и от 22.02.2006 г. №101 соответственно. Федеральным законом от 31.12.1999 г. №227-ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 г.» с 01.01.2000 г. был увеличен размер денежной компенсации взамен продовольственного пайка с 12 руб. 43 коп. до 20 руб.

Соответственно, при выплате истцу пенсии, ответчик не осуществлял перерасчет пенсии с увеличением месячной стоимости продовольственного пайка по данным ЦПУ Министерства обороны РФ. Более того, исчисление размера продовольственного пайка исходя из размера 20 руб. в сутки ответчик начал производить лишь с 01.12.2000 г.

Федеральным законом от 30.06.2002 г. в ст. 43 Закона были внесены изменения, в силу которых для исчисления пенсий лицам рядового и начальствующего состава в денежное довольствие подлежит включению стоимость ежемесячной продовольственной компенсации. Верховный суд РФ (Бюллетень ВС РФ, 2005, №7, С. 22) в обзоре судебной практики Верховного Суда РФ указывал, что пересмотр пенсий лицам рядового и начальствующего состава, проходившим службу в органах внутренних дел (аналогично военнослужащим), начиная с 2000 г., должен производиться исходя из нормы денежной продовольственной компенсации - 20 руб. в сутки, установленной Федеральными законами о бюджете на 2000, 2001, 2002, 2003 г.г. для обеспечения единообразного подхода в размере денежной продовольственной компенсации с целью избежания неравенства при установлении ее денежного выражения.

Исследовав справку о выплаченном размере пенсии и денежном довольствии истцу, установлено, что за период с 1994 г. истцом недополучена пенсия, поскольку при определении размера пенсии стоимость продовольственного пайка учитывалась в размере меньшем, чем было установлено. Таким образом, исковые требования истца о перерасчете стоимости пенсии с учетом динамики роста стоимости продовольственного пайка за период с 1994 г. по 30.11.2000 г. подлежат удовлетворению.

Перерасчет пенсии является обязанностью государственного органа, производящего выплату пенсии, и не требует специального обращения пенсионера.

В соответствии со ст. 58 Закона сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, подлежит выплате за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

Приведенные выше положения указывают, что перерасчет пенсии является обязанностью государственного органа, не требующий обязательного обращения пенсионера, поскольку данный перерасчет вытекает непосредственно из нормативного акта.

При указанных обстоятельствах требование истца о перерасчете пенсии и выплате недополученной пенсии является обоснованным.

Является обоснованным и требование истца о выплате ему задолженности по пенсионному обеспечению с учетом индексации, так как согласно п. 8 Постановления Совета Министров РФ от 22.09.1993 г. №941 в случае перерасчета получаемой указанными лицами пенсии такой перерасчет производится с учетом индексации.

В связи с тем, что необходимо произвести перерасчет пенсии истца, то на день вынесения решения перерасчет производится с индексацией.

При индексации подлежат применению индексы потребительских цен на продовольственные и непродовольственные товары, а также на платные услуги. Для индексации недоплаченной истцу пенсии суд применяет индексы потребительских цен согласно сведениям Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по РТ.

На каждый текущий месяц общая задолженность складывается из общей суммы задолженности за предыдущий месяц, проиндексированной с применением указанных индексов, с прибавлением недоплаченной пенсии за текущий месяц. Суд обязывает ответчика произвести перерасчет назначенной истцу пенсии за выслугу лет и выплатить ее с индексацией в указанном размере за счет средств федерального бюджета, выделяемых на финансирование расходов, связанных с реализацией пенсионного обеспечения военнослужащих в соответствии с Законом о пенсионном обеспечении.

Согласно расчетам истца, размер недополученной пенсии за период с 01.07.1993 г. по 30.11.2000 г. с учетом инфляции составила 11656,69 рублей. Однако в соответствии с представленным ответчиком расчета сумма недополученной пенсии составляет 10888,44 рублей.

Суд, проверив расчет, представленный ответчиком, соглашается с ним и считает необходимым взыскать с ответчика указанную сумму.

Истец при подаче искового заявления был освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с этим на основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ в федеральный бюджет с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 435,50 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Иск Баляева А.М. к Военному Комиссариату Республики Татарстан о взыскании суммы недополученной пенсии удовлетворить частично.

Обязать Военный комиссариат Республики Татарстан произвести перерасчет пенсии Баляева А.М. с учетом индексации потребительских цен за период с 01.07.1994 г. по 30.11.2000 г. в связи с изменением стоимости продовольственного пайка.

Взыскать с Военного комиссариата Республики Татарстан в пользу Баляева А.М. за счет средств федерального бюджета сумму недоплаченной пенсии с учетом индексации в размере 10 888 рублей 44 копеек.

Взыскать с Военного комиссариата Республики Татарстан в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 435 рублей 50 копеек.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан в течение 10 дней со дня вынесения решения через Советский районный суд города Казани.

Судья: И.Е.Иванова