Дело №2-554/2011
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 января 2011 года город Казань
Советский районный суд г. Казани в составе:
председательствующего судьи Р.Р. Минзарипова,
при секретаре судебного заседания С.М. Гатиятуллиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хамидуллин Р.Х. к Министерству по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям РТ о признании Комиссии при Министерстве по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям РТ не являющейся Комиссией правительства РТ, признании решения о признании удостоверения участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС недействительным и признании удостоверения участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС действительным,
УСТАНОВИЛ:
Хамидуллин Р.Х. обратился в суд с иском, указав, что он является участником ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Удостоверение участника ликвидации аварии на ЧАЭС получено им <дата изъята>. После получения удостоверения истец встал на учет в Управлении Пенсионного Фонда РФ в Вахитовском районе г. Казани. С <данные изъяты> года Управлением выплата пенсии истцу прекращена. На обращение истца о причинах прекращения выплаты пенсии ему пояснили, что проводится проверка и по ее окончании выплаты возобновятся. <дата изъята> истцом было получено письмо из Управления Пенсионного Фонда РФ о том, что имеется решение комиссии Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям РТ от <дата изъята> <номер изъят>, которым удостоверение истца признано ошибочно выданным и недействительным. Впоследствии истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении копий документов, послуживших основанием для выдачи удостоверения, однако ответ на это обращение им получен не был. Истец полагает принятое ответчиком решение незаконным, так как комиссия при Министерстве неправомочна принимать решение о признании удостоверения участником ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС недействительным. Так, Постановлением Кабинета Министров РТ от 21.09.2001 года №671 «Об организации работы по замене удостоверений участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в РТ» предусмотрено образование республиканской комиссии по оформлению и выдаче удостоверений участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Положением по проверке правильности выдачи удостоверений проводится комиссиями субъектов РФ. Следовательно, проверять правильность оформления и выдачи удостоверений участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС Комиссия при МЧС РТ не вправе, как не имеет права признавать удостоверения участников ликвидации аварии на ЧАЭС недействительными. На основании изложенного истец просит признать Комиссию при Министерстве по делам гражданской бороны и чрезвычайным ситуациям РТ, созданную на основании приказа Министерства от 10.07.2009 года №325, не являющейся Комиссией правительства РТ, отменить решение ответчика о признании удостоверения истца как участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС недействительным, признать удостоверение действительным.
В судебном заседании представитель истца иск поддержал.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал, пояснив, что решение Министерства является законным, так как по результатам проверки личных дел граждан, получивших удостоверение участника ликвидации аварии на ЧАЭС, было установлено, что эти удостоверения гражданам, в том числе истцу, были выданы ошибочно. Кроме того, Комиссия при МЧС РТ вправе проверять правильность оформления и выдачи удостоверений участников ликвидации аварии; следовательно, Комиссия имеет право признавать эти удостоверения ошибочно выданными и недействительными.
Исследовав письменные материалы дела, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями пункта 3 части 1 статьи 13, а также статьи 15 Закона от 15.05.1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее Закон) гражданам (в том числе временно направленным или командированным), принимавшим в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления.
При этом порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством РФ.
Согласно пункту 4 Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного совместным приказом Министерства РС по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Министерства финансов РФ от 08.12.2006 года, для оформления и получения удостоверения по форме согласно приложениям N 1 или N 2 к настоящему Порядку участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС обращаются в уполномоченный орган по месту жительства (работы, службы) с письменным заявлением, к которому прилагаются:
паспорт гражданина Российской Федерации;
удостоверение установленного образца, подтверждающее факт участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В случае первичного обращения гражданина за получением удостоверения, а также при отсутствии в уполномоченном органе личного дела с материалами, послужившими основанием для выдачи ему ранее удостоверения либо при отсутствии в его личном деле, подлежащем постоянному хранению в органах (их правопреемниках), оформивших и выдавших ему ранее удостоверение союзного (российского) образца, документов, подтверждающих выполнение работ в зоне отчуждения, заявителем представляется кроме вышеперечисленных один или несколько документов из числа документов, предусмотренных пунктом 6 Порядка.
В соответствии с пунктом 6 Порядка одним из документов, подтверждающих участие граждан в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, является справка об участии в работах в зоне отчуждения, выданная в 1986 - 1990 годах предприятием, организацией, учреждением, воинскими частями, выполнявшими работы непосредственно в зоне отчуждения; Штабом Гражданской обороны СССР, соответствующими архивами.
Из материалов дела следует, что истцу <дата изъята> выдано удостоверение участника ликвидации аварии на ЧАЭС серии <номер изъят>
При этом документом, подтверждающим факт участия в ликвидации аварии, послужила выданная истцу справка Государственного предприятия «Чернобыльский архив» от <дата изъята> №<номер изъят>.
Реестр граждан РТ, обратившихся с заявлениями о выдаче удостоверений участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, утвержден решением <номер изъят> заместителя председателя Комиссии при МЧС РТ по рассмотрению заявлений и документов для оформления и выдачи удостоверений участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС от <дата изъята>, и направлен в МЧС РФ для рассмотрения.
Представитель ответчика в судебном заседании пояснил, что выдача истцу удостоверения действительно должна была быть произведена после рассмотрения и утверждения реестра МЧС РФ, что, по сути, является нарушениям порядка выдачи удостоверения. Однако данное обстоятельство значения не имеет, так как основанием для признания удостоверения истца недействительным явилось не нарушение процедуры его получения, а выявление в последующем отсутствия документов (справки), подтверждающих факт участия в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.
В ответ на запрос Отделения Пенсионного Фонда РФ в Республике Татарстан от <дата изъята> Государственная корпорация по атомной энергии «<данные изъяты>» сообщила, что в материалах Специального фонда документации по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и в автоматизированной базе данных «Ликвидаторы» сведений, подтверждающих участие в работах по ЛПА на ЧАЭС указанных в запросе граждан, в том числе и истца, не обнаружено. Справки с указанными номерами от имени ГУП «Чернобыльский архив» были выданы в отношении совершенно других граждан Российской Федерации.
Оснований не доверять указанному документу оснований нет.
В настоящее время наличие каких-либо документов, подтверждающих факт участия истца в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, в распоряжении ответчика не имеется: в результате инвентаризации дел граждан, получивших удостоверения участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, ответчиком были составлены акты об отсутствии в деле Хамидуллин Р.Х. заявления и документов, подтверждающих участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, в том числе справки Государственного предприятия «<данные изъяты>» от <дата изъята> №<номер изъят>.
Не имеется таких документов и у истца, представитель которого пояснил, что при решении вопроса о выдаче удостоверения ответчику представлялся подлинник справки.
Принимая во внимание ответ Государственной корпорация по атомной энергии «<данные изъяты>» от <дата изъята>, учитывая отсутствие каких-либо иных документов, подтверждающих факт участия истца в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, решение ответчика о признании удостоверения истца как участника ликвидации аварии на ЧАЭС ошибочно выданным и недействительным следует признать обоснованным и законным; оснований для признания за истцом права на получение удостоверения не имеется, так как в полном объеме документы, предусмотренные пунктом 4 Положения, им представлены не были.
Следовательно, оснований для признания удостоверения действительным также не имеется.
То обстоятельство, что ранее, <дата изъята> ответчиком также принято решение <номер изъят> о признании удостоверения истца как участника ликвидации аварии на ЧАЭС ошибочно выданным и недействительным, о незаконности решения от <дата изъята> не свидетельствует. В решении от <дата изъята> содержатся самостоятельные выводы, не связанные с решением от <дата изъята>. При этом представитель ответчика пояснил, что, вероятно, решение от <дата изъята> является предварительным, а решение от <дата изъята> – окончательным решением, хотя законодательством возможность принятия предварительного решения не предусмотрена.
Довод представителя истца о том, что Комиссия по замене удостоверений участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, созданная при Министерстве по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям РТ, не вправе принимать решение о признании удостоверения истца как участника ликвидации аварии на ЧАЭС ошибочно выданным и недействительным, отклоняется.
Комиссия создана приказом Министра по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям РТ в целях реализации распоряжения Правительства РФ от 31.10.1999 года № 1773-р, приказа Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Министерства финансов РФ № 727/831/165н от 08.12.2006 года «Об утверждении Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС», постановления Кабинета Министров РТ от 21.09.2001 года № 671 «Об организации работы по замене удостоверений участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в РТ», Положения по проверке правильности выдачи удостоверений участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и лиц, приравненных к ним.
Действительно, пунктом 1 Постановления Кабинета Министров РТ от 21.09.2001 года №671 «Об организации работы по замене удостоверений участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в Республике Татарстан» предусмотрено образование республиканской комиссии по оформлению и выдаче удостоверений участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Однако Постановление не предусматривает, что такая комиссия подлежит созданию и работе непосредственно при Кабинете Министров РТ. Более того, данное обстоятельство, по мнению суда, подтверждается и тем, что обязанность по организации работы, связанной с исполнением Постановления, возложена именно на МЧС РТ. Кроме того, в соответствии со статьей 8 Закона РТ от 06.04.2005 года №64-ЗРТ министерства, государственные комитеты Республики Татарстан наряду с Кабинетом Министров РТ также входят в систему органов исполнительной власти Республики Татарстан.
Вывод о правомочности Комиссии при Министерстве по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям РТ по проверке правильности оформления и выдачи удостоверений и принятии решения о признании их недействительными следует также из письма Аппарата Кабинета Министров РТ «О правомочиях МЧС РТ».
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Хамидуллин Р.Х. в иске к Министерству по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям РТ о признании Комиссии при Министерстве по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям РТ не являющейся Комиссией правительства РТ, признании решения о признании удостоверения участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС недействительным и признании удостоверения участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС действительным отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ в течение 10 дней через Советский районный суд г. Казани.
Судья Р.Р. Минзарипов
Мотивированное решение составлено 20.01.2011 года, судья