Решение по иску ОАО `Нэфис-Косметикс` к Мубаракшиной Р.Р. об устранении рпепятствий в пользовании жилым помещением



Дело №2-154/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 февраля 2011 года город Казань

Советский районный суд г. Казани в составе:

председательствующего судьи Р.Р. Минзарипова,

с участием прокурора С.И. Голюновой,

при секретаре судебного заседания С.М. Гатиятуллиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ОАО «Нэфис Косметикс» к Мубаракшина Р.Р., Мубаракшин М.Р., действующим от своего имени и от имени несовершеннолетних Мубаракшина А.М., а также Мубаракшина А.М., об устранении препятствий в пользовании жилым помещением, взыскании задолженности по коммунальным услугам, выселении и снятии с регистрационного учета, а также по встречному иску Мубаракшина Р.Р. к ОАО «Нэфис Косметикс» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

ОАО «Нэфис Косметикс» обратилось в суд с иском, указав, что Мубаракшина Р.Р. в период с <дата изъята> по <дата изъята> осуществляла трудовую деятельность у истца. В период работы ответчица вселилась в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес изъят>. Указанное жилое помещение ответчица занимает и в настоящее время, хотя трудовые отношения с истцом прекращены и фактически ответчица проживает по адресу: <адрес изъят>. Предупреждение об освобождении комнаты и требование о сдаче ключей коменданту общежития ответчицей не выполнены. Здание общежития, являющееся государственной собственностью, находится у истца в безвозмездном пользовании. Поскольку ответчица проработала у истца менее 10 лет, она может быть выселена без предоставления другого жилого помещения. На основании изложенного истец просит устранить препятствия в пользовании комнатой <номер изъят> общежития, находящегося по адресу: <адрес изъят>, обязав ответчицу передать ключи от комнаты, взыскать задолженность за наём жилого помещения и коммунальные услуги в размере 4.465 руб. 15 коп.

Впоследствии представитель истца исковые требования неоднократно изменял и дополнял: просил устранить препятствия в пользовании комнатой <номер изъят> общежития, находящегося по адресу: <адрес изъят>, обязав ответчицу передать ключи от комнаты, взыскать задолженность за наём жилого помещения и коммунальные услуги в сумме 1.051 руб., выселить ответчицу, Мубаракшин М.Р., несовершеннолетних Мубаракшина А.М., Мубаракшина А.М. из спорного жилого помещения, а также снять их с регистрационного учета.

В связи с дополнением исковых требований Мубаракшин М.Р. привлечен к участию в деле в качестве соответчика определением суда от <дата изъята>, орган опеки и попечительства – в качестве третьего лица; орган миграционной службы привлечен к участию в деле в качестве третьего лица определением суда от <дата изъята>.

В судебном заседании представитель истца дополненные исковые требования поддержал.

Ответчица Мубаракшина Р.Р. и ее представитель в судебном заседании с иском не согласились, предъявив к истцу, Министерству земельных и имущественных отношений РТ, Исполнительному комитету МО г.Казани встречный иск о признании за ней право собственности на <адрес изъят> в порядке приватизации. В обоснование встречного иска указано, что ответчица проживает в жилом помещении с <дата изъята> года; дом, в котором находится спорная квартира, утратил статус общежития и к нему применятся правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма, т.е. с возможностью их приватизации.

Дело рассмотрено в отсутствие ответчика Мубаракшин М.Р., представителей Министерства земельных и имущественных отношений РТ, Исполнительного комитета МО г. Казани, органа опеки и органа миграционной службы.

Выслушав объяснения явившихся лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности.

В соответствии со статьей 1 Закона РФ от 04.07.1991 года №1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее – Закон) приватизация жилых помещений – бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

В силу статьи 2 Закона граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ.

Согласно статье 6 Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством (статья 7 Закона).

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 29.12.2004 года «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) о договоре социального найма.

Установлено, что Мубаракшина Р.Р. с <дата изъята> проживает в жилом помещении, находящемся по адресу: <адрес изъят>. Зарегистрирована по указанному адресу по месту жительства с <дата изъята>.

Согласно справкам МУП «Дирекция муниципальных жилищных программ» от <дата изъята> <номер изъят> и Кукморского участка Межрайонного филиала <номер изъят> РГУ БТИ от <дата изъята> <номер изъят> ответчица не участвовала в приватизации жилых помещений на территории г.Казани, а также Кукморского района и п.г.т.Кукмор Республики Татарстан (по прежнему месту жительства).

<адрес изъят> гостиничного типа был построен в <дата изъята> году <данные изъяты>, который после приватизации предприятия был преобразован в ОАО «Нэфис Косметикс» - <данные изъяты>.

Согласно выписке из Реестра государственной собственности Республики Татарстан от <дата изъята> <номер изъят> с <дата изъята> <адрес изъят> находится в государственной собственности Республики Татарстан.

В соответствии с договором безвозмездного пользования государственным имуществом от <дата изъята> <номер изъят>, заключённым между Министерством земельных и имущественных отношений РТ и истцом, на основании плана приватизации Казанского химического комбината им.Вахитова, утверждённого постановлением Государственного комитета Республики Татарстан от 16.10.1992 года №20, вышеуказанный дом как здание общежития передан истцу в безвозмездное временное пользование.

Вместе с тем, согласно пункту 2 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года №3020-1 объекты государственной собственности, указанные в приложении №3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах). Приложением №3 к данному Постановлению жилищный фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, был отнесен к муниципальной собственности.

Пунктом 1 Указа Президента РФ от 10.01.1993 года №8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий», действовавшего до 29.03.2003 года, был установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.

Таким образом, <адрес изъят> подлежал передаче в ведение органов местного самоуправления и в муниципальную собственность <адрес изъят> независимо от того, что дом являлся общежитием, однако это нормативное требование не было исполнено.

В связи с этим, несмотря на те обстоятельства, что дом фактически в муниципальную собственность не передан, решение об исключении его из специализированного жилищного фонда принято не было, а договоры социального найма с гражданами, проживающими в жилых помещениях дома, не заключёны, к отношениям по пользованию жилыми помещениями, находящимися в данном доме, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма,

Реализация жилищных прав граждан на пользование жилыми помещениями по договору социального найма, а также права на их приватизацию не может быть постановлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления и органами государственной власти соответствующих документов.

По смыслу Закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права. В том случае, если имеется распоряжение о передаче жилых помещений в муниципальную собственность, однако по каким-либо причинам они не переданы, граждане не могут воспользоваться своим правом на приобретение в собственность принадлежащего им по договору социального найма жилого помещения, что соответственно нарушает положения ст.35 Конституции РФ и ст.2 Закона.

Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права.

В соответствии со статьей 8 Закона в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.

Ответчица пользуется спорным жилым помещением с момента вселения, проживает в нём, оплачивая наём жилья и коммунальные услуги.

При таких обстоятельствах за ответчицей подлежит признанию право собственности на квартиру в порядке приватизации.

Доводы представителя истца о том, что жилое помещение не может быть приватизировано, так как оно предоставлялось ответчице в связи с осуществлением трудовых отношений, т.е. жилое помещение является фактически служебным, не может быть принят во внимание. Так, согласно статье 101 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 01.03.2005 года, служебные жилые помещения действительно предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Однако согласно нормам этой же статьи жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Материалы же дела каких-либо сведений о признании спорного жилого помещения служебным не содержат. Напротив, имеющиеся письменные доказательства свидетельствуют о том, что спорное жилое помещение располагается в общежитии, что не оспаривается и представителем истца.

То обстоятельство, что решением Арбитражного Суда РТ от 28.06.2010 года пункт 2 Постановления Главы администрации г. Казани от 15.10.1999 года №2140 «О передаче в коммунальную собственность г. Казани ведомственного жилого фонда, инженерных сетей и сооружений» в части указания в Перечне ведомственных жилых домов, передаваемых в коммунальную собственность <адрес изъят>, признан недействительным, также не имеет значения. Согласно пункту 2 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года №3020-1 объекты государственной собственности, указанные в приложении №3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, подлежали передаче в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах)

Таким образом, ответчица, а также члены ее семьи приобрели право пользования жилым помещением на условиях социального найма. При этом не имеет значения, что несовершеннолетние дети ответчиков зарегистрированы по адресу: <адрес изъят>, так как в силу пункта 2 статьи 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей – родителей, усыновителей или опекунов.

В связи с этим исковые требования истца об устранении препятствий в пользовании жилым помещением, выселении и снятии ответчиков, их несовершеннолетних детей с регистрационного учёта отклоняются.

В то же время в соответствии со статьей 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.

В настоящее время ответчица имеет задолженность по оплате за спорное жилое помещение и коммунальные услуги в размере 1051. руб., что самой ответчицей не оспаривается.

В соответствии с частью 3 статьи 31 ЖК РФ дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

Однако то обстоятельство, что требование о взыскании задолженности по коммунальным услугам обращено лишь к одному из ответчиков, препятствием к удовлетворению иска в этой части не является.

В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса РФ с ответчицы в пользу истца пропорционально размеру удовлетворённых требований взыскивается государственная пошлина в сумме 400 руб.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194,198 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Иск ОАО «Нэфис Косметикс» удовлетворить частично.

Взыскать с Мубаракшина Р.Р. в пользу ОАО «Нэфис Косметикс» задолженность по коммунальным услугам в размере 1.051 руб., а также государственную пошлину в размере 400 руб.

ОАО «Нэфис Косметикс» в удовлетворении остальной части иска отказать.

Признать за Мубаракшина Р.Р. в порядке приватизации право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес изъят>.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ в течение 10 дней через Советский районный суд г. Казани.

Судья Р.Р. Минзарипов

Мотивированное решение составлено 11.02.2011 года, судья