Решение Р.Р.Калимуллин к Военному комиссариату РТ о перерасчёте платежей в счет возмещения вреда здоровью, взыскании задолженности по выплатам



Дело №2-9875/10

РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 декабря 2010г., г.Казань

Советский районный суд г.Казани в составе председательствующего судьи Б.Г.Абдуллаева,

с участием представителя ответчика Военного комиссариата Республики Татарстан А.Г.Габитова,

при секретаре судебного заседания Ю.В.Волковой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калимуллина Р.Р. к Военному комиссариату Республики Татарстан о перерасчёте платежей в счёт возмещения вреда здоровью, индексации ежемесячных денежных выплат в счёт компенсации вреда здоровью, взыскании задолженности по выплатам,

УСТАНОВИЛ:

Р.Р.Калимуллин обратился в суд с иском к Военному комиссариату Республики Татарстан (далее – ВК РТ) о выплате за счёт средств федерального бюджета, начиная с 1.11.2010г., в возмещение вреда здоровью 17641руб. 23коп., о возложении на ответчика обязанности производить ежегодные индексации ежемесячных выплат в счёт компенсации вреда здоровью с учётом уровня инфляции, установленного законом о бюджете на текущий год в порядке, предусмотренном Правительством РФ, о выплате за счёт средств федерального бюджета задолженности по выплатам в счёт возмещения вреда здоровью за период с 1.10.1996г. по 1.07.2010г. в сумме 2470358руб., о выплате за счёт средств федерального бюджета задолженности по выплатам ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с 1.10.2001г. по 1.11.2010г. в размере 225826руб. 78коп., о выплате за счёт средств федерального бюджета задолженности по выплатам ежегодной компенсации на оздоровление за период с 2001г. по 2010г. в сумме 22230руб.

В обоснование требований указано, что в августе 1985г. истец принимал участие в ликвидации аварии на атомной подводной лодке <данные изъяты>. Р.Р.Калимуллину была установлена инвалидность с <данные изъяты> а причинно-следственная связь инвалидности с участием в ликвидации аварии – с 8.02.2000г. 8.10.1997г. истцу было вручено удостоверение ветерана подразделения особого риска. С 2001г. Р.Р.Калимуллин получает от государства через ВК РТ ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью, с 1.11.1997г. – ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров, с 1997г. – ежегодную денежную компенсацию за вред здоровью. Ответчик отказывается от осуществления ежемесячных выплат в счёт компенсации вреда здоровью в соответствии с законодательством, действующим 1.10.1996г. на момент установления истцу инвалидности, то есть исходя из суммы заработка и степени утраты трудоспособности. Также должно учитываться увеличение заработка в связи с повышением стоимости жизни, то есть применяться индексация, в том числе пропорционально увеличению минимального размера оплаты труда, росту величины прожиточного минимума в Республике Татарстан, с учётом уровня инфляции, индекса роста потребительских цен. Также должны быть проиндексированы ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров, ежегодная компенсация на оздоровление с применением коэффициентов роста минимального размера оплаты труда, роста индекса потребительских цен.

Дело рассмотрено в отсутствие истца, извещённого о судебном заседании надлежащим образом через представителя адвоката Г.Ю.Садриевой, которая в суд также не явилась.

Представитель ответчика иск не признал, поскольку все предусмотренные действующим законодательством выплаты истцу производились и производятся с учётом индексаций.

Выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991г. №2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска» действие Закона РСФСР от 15.05.1991г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – Закон) распространено на граждан из подразделений особого риска в пределах, установленных настоящим Постановлением.

К гражданам из подразделений особого риска относятся лица из числа военнослужащих и вольнонаемного состава Вооруженных Сил СССР, непосредственные участники ликвидации радиационных аварий на ядерных установках надводных и подводных кораблей и других военных объектах (подпункт «в» пункта 1 Постановления).

Согласно пункту 2 Постановления в действующей редакции лицам, ставшим инвалидами, указанным в пункте 1 данного Постановления, гарантируются меры социальной поддержки, установленные пунктами 1 – 14 части 1 ст.14, ст.24, пунктом 1 части 3 ст.27.1, ст.29 (за исключением абзаца 2 пункта 2 части 1), частями 1 – 3 ст.39 Закона.

Лицам, указанным в подпунктах «а» - «г» пункта 1 настоящего Постановления, не имеющим инвалидности, гарантируются меры социальной поддержки, установленные пунктами 1 – 14 части 1 ст.14, ст.24, пунктом 2 части 3 ст.27.1, частью 1 ст.30 Закона, а также частями 1 и 2 ст.39 этого Закона в части компенсаций, предусмотренных для инвалидов III группы.

Меры социальной поддержки предоставляются лицам, имеющим удостоверения, порядок и условия оформления и выдачи которых определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.

Установлено, что Р.Р.Калимуллин является пенсионером Министерства обороны РФ, получает пенсию через ВК РТ. С <дата изъята> истец является инвалидом 2-ой группы и на основании его заявления от 7.10.1996г. ему была назначена пенсия по инвалидности.

8.10.1997г. Комитетом ветеранов подразделений особого риска Российской Федерации Р.Р.Калимуллин был признан ветераном подразделения особого риска как участник ликвидации радиационной аварии на атомной подводной лодке, ему было выдано соответствующее удостоверение.

<дата изъята> медико-социальной экспертизой Комитета ветеранов подразделений особого риска РФ было установлено, что причиной заболевания Р.Р.Калимуллина, приведшее к инвалидности, является непосредственное участие в действиях подразделения особого риска.

На основании пункта 22 ст.14 Закона в редакции, действовавшей до 1.01.2005г., и пункта 13 ст.14 Закона в действующей редакции Р.Р.Калимуллину с ноября 1997г. выплачивается ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров, в том числе с учётом наличия у истца ребёнка.

В соответствии со ст.39 Закона с ноября 1997г. Р.Р.Калимуллину выплачивается ежегодная компенсация за вред здоровья, размер которой был увеличен в 2000г. в связи с изменением причины инвалидности истца.

Кроме того, Р.Р.Калимуллину в соответствии с его заявлением от 16.07.2002г. ВК РТ выплачивается ежемесячная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью, на основании пункта 25 ст.14 Закона в редакции, действовавшей до 1.01.2005г., пункта 15 ст.14 Закона в действующей редакции.

При этом в соответствии со ст.3 Федерального закона от 12.02.2001г. №5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон», Порядком и условиями возврата недополученных денежных компенсаций гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 08.06.2001г. №455, ответчик выплатил истцу денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью за прошлый период с 20.03.2000г. (с момента установления степени утраты трудоспособности, поскольку до 15.02.2001г. размер компенсации рассчитывался исходя из данного показателя) с учётом индексации, исходя из уровня инфляции.

Со вступлением в силу Федерального закона от 12.02.2001г. №5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон» порядок определения сумм возмещения вреда изменился, законодатель отказался от определения размера возмещения вреда в зависимости от заработка. При этом были установлены твердые суммы ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, - в зависимости от полученной группы инвалидности.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 12.02.2001г. №5-ФЗ гражданам, получавшим до вступления в силу настоящего Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС либо в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, предоставлено право выбора получать ежемесячную денежную компенсацию в твердых суммах или ранее установленную ежемесячную денежную компенсацию, определенную в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

Таким образом, правовая норма, предусматривающая перерасчет сумм из условного заработка на момент обращения истца с настоящими требованиями, признана утратившей силу с 15.02.2001г. в связи с вступлением в силу приведенной выше редакции Федерального закона от 12.02.2001г. №5-ФЗ.

Из положений пункта 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.2000г. №35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом» следует, что при разрешении после 15.02.2001г. споров, возникших по поводу исчисления сумм возмещения вреда до этой даты, необходимо учитывать, что исходя из пункта 2 резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ от 19.06.2002г. №11-П право на получение сумм возмещения вреда из условного заработка сохраняется лишь за теми инвалидами, которым размер возмещения был определен до установления нового правового регулирования при условии, что период работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составил менее одного календарного месяца. Суды не вправе осуществлять перерасчет уже установленных до 15.02.2001г. сумм возмещения вреда исходя из условного заработка без его ограничения.

При этом Р.Р.Калимуллин с заявлением о выплате ежемесячных выплат в возмещение вреда здоровью обратился в ВК РТ уже после установления законодателем размера выплат в твёрдой денежной сумме в зависимости от группы инвалидности, а причина инвалидности – вследствие непосредственного участия в действиях подразделения особого риска – была установлена только в 2000г.

Следовательно, доводы истца относительно необходимости перерасчета в ином порядке назначенных ему в твердой денежной сумме ежемесячных выплат в возмещение вреда здоровью не могут быть признаны законными.

Относительно требования Р.Р.Калимуллина об индексации назначенных ему сумм ежемесячной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров, ежегодной компенсации за вред здоровья необходимо указать следующее.

Частью 3 ст.5 Закона предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ.

Новый порядок установления предусмотренных Законом компенсаций был определен Федеральным законом от 7.08.2000г. №122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации», в соответствии с которым в законодательство Российской Федерации, в том числе в Закон, были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100руб. При этом ст.3 Федерального закона от 7.08.2000г. №122-ФЗ и ст.4 Федерального закона от 19.06.2000г. №82-ФЗ установлено, что в 2000 году выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат производится в размерах, действующих на 30.06.2000г. (то есть исчисленных исходя из 83руб. 49коп), а с 1.01.2001г. – исходя из базовой суммы 100руб. Одновременно пунктом 3 ст.4 Федерального закона от 7.08.2000г. №122-ФЗ в ст.14 и 39 Закона внесены изменения, которыми гражданам гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров, ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью и ежегодная компенсация за вред здоровью в твёрдой денежной сумме.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 19.06.2002г. №11-П указанные нормы признаны не противоречащими Конституции РФ в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью, в том числе и в части исчисления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью в твердых размерах, исходя из базовой суммы.

Этим же Постановлением Конституционного Суда РФ было признано, что взаимосвязанные нормы части 3 ст.5 Закона и части 3 ст.2 Федерального закона от 12 февраля 2001г. №5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон» о ежегодной индексации ранее назначенных сумм возмещения вреда исходя из роста прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, как противоречащие принципам справедливости, равенства, соразмерности и умаляющие право на возмещение вреда здоровью граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы, не соответствуют ст.19 (часть 1), 42 и 55 (часть 2) Конституции РФ.

До внесения соответствующих изменений в законодательство суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел после 15.02.2001г. были ориентированы данным Постановлением на принятие решений о выплате сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации в зависимости от роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.

Однако размеры выплат, установленных в твердой денежной сумме в соответствии с пунктом 15 части 1 ст.14 Закона, индексируются с 19.06.2002г. исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом от 30.12.2001г. №194-ФЗ и Федеральным законом от 24.12.2002г. №176-ФЗ, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ст.3 Федерального закона от 26.04.2004г. №31-ФЗ).

Во исполнение указанного законодательного требования Правительство РФ своими Постановлениями от 25.05.2005г. №326 «О порядке индексации некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19.06.2002г. по 31.05.2004г. гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»; от 27.12.2004г. №847 «Об индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»; от 7.05.2005г. №292 «Об индексации в 2005 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»; от 25.04.2006г. №246 «Об индексации в 2006 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»; от 21.03.2007г. №171 «Об индексации в 2007 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»; от 21.12.2007г. №914 «Об индексации в 2009 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», от 16.12.2009г. №1024 «Об индексации в 2010 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ежегодно утверждало правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом размеров компенсаций и иных выплат.

Таким образом, Постановлениями Правительства РФ определены коэффициенты индексации исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, и размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.

Следовательно, довод Р.Р.Калимуллина относительно необходимости индексации в ином порядке назначенных ему выплат являются неверными, на момент его обращения с настоящим иском законодателем был установлен порядок индексации указанных сумм исходя из уровня инфляции, в связи с чем применение ранее действовавшего порядка невозможно.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения иска нет.

На основании изложенного и руководствуясь ст.198 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении иска Р.В.Калимуллина к Военному комиссариату Республики Татарстан о перерасчёте платежей в счёт возмещения вреда здоровью, об индексации выплат в счёт компенсации вреда здоровью, о взыскании задолженности по выплатам в счёт компенсации вреда здоровью, компенсации на приобретение продовольственных товаров, компенсации на оздоровление.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через Советский районный суд г.Казани в течение 10 дней со дня принятия.

Судья Б.Г.Абдуллаев