Дело №2-2080/11
Р Е Ш Е Н И ЕИ м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и14 апреля 2011 года г. Казань
Советский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Кашапова Р.С.,
с участием прокурора Голюновой С.И.,
при секретаре Жарковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зарипова И.А., Зариповой С.Г., Зариповой Г.М., действующей также и в интересах несовершеннолетней дочери <данные изъяты> <дата изъята> года рождения, к Зайцеву Д.Ю., Андрюшину Д.А. о компенсации морального вреда, причиненного преступлением, суд
У С Т А Н О В И Л:
Истцы обратились в суд с исками к ответчикам по тем основаниям, что приговором Верховного суда РТ ответчики признаны виновными в совершении различных преступлений. Одним из эпизодов преступной деятельности ответчиков является убийство <данные изъяты>., которое было совершено около входа в больницу <номер изъят> по адресу: <адрес изъят>. Умерший <данные изъяты> являлся сыном Зариповых И.А., С.Г., супругом Зариповой Г.М. и отцом несовершеннолетней <данные изъяты> В результате смерти близкого человека, истцам был причинен значительный моральный вред, несовершеннолетний ребенок потерял отца, умерший являлся опорой для своих близких. 28 мая 2007 года здоровью Зариповой С.Г. сильно пошатнулось, в настоящее время она является инвалидом второй группы. Истцы считают, что компенсация морального вреда частично уменьшит их нравственные страдания.
На основании изложенного истцы просят суд взыскать с ответчиков в пользу Зариповых И.А., С.Г. компенсацию морального вреда в размере 2000000 рублей с каждого; взыскать с ответчиков в пользу Зариповой Г.М., действующей также и в интересах несовершеннолетней дочери, компенсацию морального вреда в размере 2000000 рублей с каждого.
Определением Советского районного суда г. Казани от 14 апреля 2011 года, гражданские дела по искам истцов к ответчикам были объединены в одно производство.
В судебном заседании представитель истцов исковые требования поддержал.
Привлеченный к участию в деле в качестве представителя ответчиков – адвокат <данные изъяты> иск не признал.
Третье лицо Матвеева О.В. не явилась, извещена.
Изучив материалы дела, выслушав стороны, а также заключение прокурора, полагавшую исковые требования удовлетворить частично, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В силу ст. 1101 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В соответствии со ст. 61 ГПК РФ, вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Приговором Верховного суда РТ от 26 января 2011 года в отношении Зайцева Д.Ю. установлено, что в период времени с декабря 1998 года по январь 1999 года в г. Казани Зайцев Д.Ю. и другое лицо, с целью совершения нападений на граждан и их убийств, создали устойчивую вооруженную группу (банду) под названием «Базаровские». Руководить данной бандой единолично после 5 августа 1999 года стал Зайцев Д.Ю. В мае 2003 года Зайцев Д.Ю., действуя в интересах банды, дал указание своему подчиненному участнику организовать убийство руководителя противоборствующей группировки <данные изъяты> Исполняя указание, данный участник по согласованию с Зайцевым Д.Ю. привлек для этой цели двух других лиц, также являвшихся членами банды, а также передал 10 июня 2003 года одному из них охотничье ружье калибра 16 мм. Действуя в соответствии с разработанным планом, 17 июня 2003 года около 11 часов лицо, которому было передано ружье и которое изготовило из него обрез, произвело возле входа в помещение больницы <номер изъят>, расположенной в <адрес изъят>, не менее двух выстрелов из обреза в <данные изъяты> От полученного огнестрельного проникающего слепого дробового ранения живота <данные изъяты> скончался в больнице <номер изъят> <адрес изъят>. Подсудимый Зайцев Д.Ю. в предъявленном ему обвинении виновным себя признал полностью. Данным приговором постановлено: признать Зайцева Д.Ю. виновным в совершении данного преступления.
Приговором Верховного суда РТ от 26 января 2011 года в отношении Андрюшина Д.А. установлено, что с декабря 1998 года по январь 1999 года в г. Казани, с целью совершения нападений на граждан и их убийств, была создана устойчивая вооруженная группа (банда) под названием «Базаровские», существовавшая по 2003 год. В указанный период времени в состав данной банды вошел Андрюшин Д.А., который осознавал свое участие в устойчивой вооруженной группе, понимал цели и задачи банды и был осведомлен о наличии в ней огнестрельного оружия и боеприпасов. В мае 2003 года руководитель банды, действуя в интересах банды, дал указание своему подчиненному участнику Андрюшину Д.А. организовать убийство руководителя противоборствующей группировки <данные изъяты> Исполняя указание, Андрюшин Д.А., по согласованию с руководителем банды привлек для этой цели двух других лиц, также являвшихся членами банды, а также передал 10 июня 2003 года одному из них охотничье ружье калибра 16 мм., взятое из арсенала общего оружия банды «Базаровские». Действуя в соответствии с разработанным планом, 17 июня 2003 года, около 11 часов лицо, которому было передано ружье и которое изготовило из него обрез, произвело возле входа в помещение больницы <номер изъят>, расположенной в <адрес изъят>, не менее двух выстрелов из обреза в <данные изъяты> От полученного огнестрельного проникающего слепого дробового ранения живота <данные изъяты> в тот же день скончался в больнице <адрес изъят>. Подсудимый Андрюшин Д.А. в предъявленном ему обвинении виновным себя признал полностью. Данным приговором постановлено: признать Андрюшина Д.А. виновным в совершении данного преступления.
Названные приговоры вступили в законную силу и ими надлежащим образом установлена вина ответчиков в совершении убийства <данные изъяты>
Вышеназванными виновными действиями ответчиков, а именно причинение смерти <данные изъяты> истцам, являющихся родителями, супругой умершего, а также несовершеннолетней дочери умершего, причинены тяжелые нравственные страдания, связанные с гибелью близкого человека. В силу закона, причиненный моральный вред должен быть возмещен за счет лиц, причинивших вред при наличии вины. Вина ответчиков установлена.
Согласно письменного мнения ответчика Андрюшина Д.А., он свою вину в совершении преступления признает, раскаялся, хотел бы ее искупить, но может рассчитывать лишь на заработную плату заключенного. Готов выполнять любую оплачиваемую работу, чтобы выплатить компенсацию. Однако, считает, что сумма компенсации, определенная истцами в 2000000 рублей, слишком велика, просит учесть его реальные возможности.
Согласно письменного мнения ответчика Зайцева Д.Ю., он исковые требования признает частично, считая, что сумма компенсации, определенная истцами в 2000000 рублей, является слишком завышенной и нереальной. Он готов удовлетворить требования в разумных пределах.
Из приведенных письменных мнений ответчиков усматривается, что они признают свою вину в причинении смерти <данные изъяты>., согласны компенсировать причиненный моральный вред, однако просят суд учесть разумные пределы компенсации морального вреда, то есть признают иск частично.
При определении размера денежной компенсации морального вреда, суд учитывает трудоспособный возраст умершего, гибель кормильца для несовершеннолетней дочери <данные изъяты> гибель сына для Зариповых И.А., С.Г., обязанного заботиться о своих родителях, гибель супруга для Зариповой Г.М. С учетом причиненных истцам тяжелых нравственных страданий, степени вины ответчиков, фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред (умышленное причинение смерти по вине ответчиков), принципов разумности и справедливости, суд считает необходимым исковые требования истцов удовлетворить частично и взыскать с каждого из ответчиков Зайцева Д.Ю., Андрюшина Д.А. в пользу Зариповых И.А., С.Г. компенсацию морального вреда в размере 100000 рублей каждому, а также взыскать с каждого из ответчиков Зайцева Д.Ю., Андрюшина Д.А. в пользу Зариповой Г.М., действующей также и в интересах несовершеннолетней дочери <данные изъяты> компенсацию морального вреда в размере 200000 рублей.
В силу ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поэтому суд взыскивает с каждого из ответчиков государственную пошлину в размере 2000 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Зарипова И.А., Зариповой С.Г., Зариповой Г.М., действующей также и в интересах несовершеннолетней дочери <данные изъяты> 1998 года рождения, к Зайцеву Д.Ю., Андрюшину Д.А. о компенсации морального вреда, причиненного преступлением удовлетворить частично.
Взыскать с Зайцева Д.Ю. в пользу Зарипова И.А., Зариповой С.Г. компенсацию морального вреда в размере 100000 рублей каждому.
Взыскать с Зайцева Д.Ю. в пользу Зариповой Г.М., действующей также в интересах несовершеннолетней <данные изъяты>, компенсацию морального вреда в размере 200000 рублей.
Взыскать с Андрюшина Д.А. в пользу Зарипова И.А., Зариповой С.Г. компенсацию морального вреда в размере 100000 рублей каждому.
Взыскать с Андрюшина Д.А. в пользу Зариповой Г.М., действующей также в интересах несовершеннолетней <данные изъяты>, компенсацию морального вреда в размере 200000 рублей.
Взыскать с Андрюшина Д.А. государственную пошлину в размере 200 рублей.
Взыскать с Зайцева Д.Ю. государственную пошлину в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ через районный суд в течение 10 дней.
Судья Советского
районного суда г. Казани Р.С. Кашапов