Решение по иску Староверова Г.П. к Администрации Советского района ИК МО г. Казани об оспавривании распоряжения об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, об обязании обеспечить жильем.



Дело № 2-1381/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14.03.2011 Советский районный суд города Казани Республики Татарстан в составе председательствующего судьи А.Ф. Сунгатуллина, при секретаре судебного заседания О.А. Цивильской, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Г.П. Староверова (далее – истец) к муниципальному учреждению «Администрация Советского района Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» (далее – ответчик) об оспаривании распоряжения главы администрации Советского района № <номер изъят> от <дата изъята> об отказе в признании нуждающимся в жилых помещениях и в принятии на учет и обязании ответчика обеспечить истца жильем,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование вышеуказанного заявления истец указывает на то, что оспариваемым решением нарушается его предусмотренное законом право как ветерана Великой Отечественной Войны (далее – ВОВ) на улучшение жилищных условий, поскольку он наряду со своей женой, дочерью и ее семьей, всего 6 человек, проживают в построенном им в 1960 году одноквартирном доме общей площадью 81,9 кв. м, соответственно на одного человека приходится по 13,6 кв. м площади. Супруг его дочери ФИО 2 хоть и не зарегистрирован в этом доме, однако фактически там проживает, что не было учтено при принятии оспариваемого решения. Истец не согласен со ссылкой оспариваемого решения на то, что он в нарушение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) намеренно ухудшил свои жилищные условия, подарив своей дочери этот дом в 2008 году, поскольку дарение им было совершено до принятия 07.05.2008 Указа Президента Российской Федерации № 714, предусматривающего необходимость обеспечения всех ветеранов ВОВ жильем. В связи с незаконностью оспариваемого решения истец считает, что ответчик обязан обеспечить его жильем.

Выдвинутое истцом требование об оспаривании распоряжения главы администрации Советского района <номер изъят> от <дата изъята> в соответствии со статьями 245 и 246 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) подлежит рассмотрению судьей в рамках дела, возникающего из публичных правоотношений, по общим правилам искового производства с особенностями, установленными главами 23 - 26.1 ГПК РФ и другими федеральными законами. Вместе с тем, учитывая, что оба заявленных истцом требования связаны между собой, суд считает необходимым рассмотреть их в одном производстве.

В судебном заседании истец исковые требования поддержал по основаниям, изложенном в исковом заявлении.

Представитель ответчика исковые требования не признал, представил возражения, согласно которым истец не может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку <дата изъята> подарил свой дом <адрес изъят> общей площадью 81,9 кв. м своей дочери, проживает в этом доме наряду с иными лицами, где на каждого жильца приходится по 16,38 кв. м жилья, что выше установленной учетной нормы.

Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Установлено, что истец является инвалидом ВОВ (л.д. 11, 13, 18). <дата изъята> истец заключил договор дарения со своей дочерью ФИО 1, согласно которому подарил последней принадлежащие ему на праве собственности дом <адрес изъят> площадью 81,9 кв. м с земельным участком площадью 2416 кв. м под этим домом, право собственности ФИО 1 на указанное недвижимое имущество зарегистрировано <дата изъята> (л.д. 20, 21, 51). По состоянию на <дата изъята> в указанном доме было зарегистрировано 5 человек, включая истца (л.д. 50). <дата изъята> оспариваемым распоряжением <номер изъят> Главы администрации Советского района истцу отказано в признании нуждающимся в жилых помещениях и в принятии на учет в связи с превышением учетной нормы площади жилого помещения, а также в связи с тем, что не истек срок, предусмотренный статьей 53 ЖК РФ (л.д. 5).

Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с 01.03.2005 принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.

Частью 3 статьи 49 ЖК РФ установлено, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

Подпунктом 4 пункта 1 статьи 14 и подпунктом 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от <дата изъята> N 5-ФЗ «О ветеранах» предусмотрены такая мера социальной поддержки инвалидов и участников ВОВ как обеспечение их за счет средств федерального бюджета жильем, при этом необходимым условием предоставления такой меры социальной поддержки является нуждаемость лица в улучшении жилищных условий.

Согласно частям 1 и 2 статьи 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Таким образом, из приведенной нормы закона и установленных судом обстоятельств о том, что истец является отцом собственника жилого помещения - <адрес изъят>, следует, что истец имеет право пользования данным жилым помещением.

Пунктом 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ установлено, что члены семьи собственника жилого помещения признаются нуждающимися в жилых помещениях в случае обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно части 5 статьи 50 ЖК РФ учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

Пунктом 1 Решения Казанской городской Думы от 01.11.2006 N 10-13 учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 12 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи.

Согласно абзацу 1 статьи 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации введен в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. В связи с этим суд отвергает доводы истца о необходимости исчисления приходящейся на каждого проживающего в этом доме площади с учетом хотя и незарегистрированного, но фактически проживающего в этом доме его зятя ФИО 2.

Как установлено при рассмотрении настоящего дела в указанном выше доме общей площадью 81,9 кв. м наряду с истцом зарегистрировано 5 человек. Таким образом, на одного человека приходится 16,38 кв. м, что превышает отмеченную выше учетную норму.

Кроме того, согласно статье 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Учитывая, что истцом безвозмездная сделка по отчуждению принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения его дочери была совершена по истечении почти трех лет после введения в действие ЖК РФ и соответственно его статьи 53, о чем ему должно было быть известно, у суда имеются основания полагать, что эта сделка была совершена с намерением приобрести право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях.

Доводы истца о наличии у него в настоящее время права на улучшение жилищных условий на основании Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 суд отвергает, поскольку согласно пункту 1 данного Указа Президент постановил считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

Таким образом, отмеченные в обоснование оспариваемого истцом решения обстоятельства основаны на законе, что влечет невозможность удовлетворения заявленного истцом требования о признании этого решения незаконным. А поскольку удовлетворение второго выдвигаемого истцом требования всецело обусловлено удовлетворением первого, суд также не усматривает законных оснований и для удовлетворения искового требования об обязании ответчика обеспечить истца жильем.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 197-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска отказать полностью.

Настоящее решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме через районный суд.

Судья А.Ф. Сунгатуллин

Решение в окончательной форме изготовлено 18.03.2011

Судья А.Ф. Сунгатуллин