Копия Дело <номер изъят>
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
4 апреля 2011 года город Казань.
Советский районный суд г. Казани в составе:
председательствующего судьи Габидуллиной А.Г.,
при секретаре судебного заседания Фаизовой Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лекаревой И.А., Лекарева Ю.С., Лекарева ФИО16 к Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Лекарева И.И., Лекарев Ю.С. и Лекарев И.Ю. обратились в суд с иском к ИК МО г. Казани о признании права на приватизацию доли жилого помещения и обязании передать по договору приватизации долю жилого помещения в собственность, в обоснование своих требований ссылаясь на то, что решением Советского районного суда г. Казани от 13 ноября 2009 года за истцами было признано право общей совместной собственности на 3/5 доли <адрес изъят>. Как было установлено в ходе судебного разбирательства, 6 февраля 2003 года между Администрацией г. Казани, с одной стороны, истцами и Лекаревым Д.Ю., с другой стороны, и ОАО «Завод «ЖБИ-3», с третьей стороны, был заключен договор № 18, по условиям которого истцам и Лекареву Д.Ю. была передана на условиях договора найма жилого помещения трехкомнатная <адрес изъят>, общей площадью 58,4 кв.м. из них бесплатно 24 кв.м. Пунктом 2 распоряжения заместителя Главы администрации г. Казани № 296р от 6 марта 2003 года агентству по приватизации было запрещено производить операции, связанные с передачей в собственность указанной квартиры до полной ее оплаты и прекращения действия договора № 18 от 6 февраля 2003 года. Впоследствии, распоряжением заместителя Главы администрации г. Казани № 1912р от 17 декабря 2004 в связи с исполнением истцами обязательств по полной оплате квартиры п. 2 распоряжения заместителя Главы администрации г. Казани № 296р от 6 марта 2003 года был признан утратившим силу. С целью приватизации занимаемой квартиры истцы обратились в МУП г. Казани «Дирекция муниципальных жилищных программ», которое от имени ИК МО г. Казани занимается вопросами приватизации муниципального жилья, однако письмом № 9231 от 2 ноября 2010 года истцам было отказано в приватизации 3/5 долей <адрес изъят>, со ссылкой на то, что действующим законодательством не предусмотрена приватизация части квартиры.
В судебном заседании представитель истцов уточнил исковые требования, просил суд признать за истцами в порядке приватизации право общей совместной собственности на 2/5 доли <адрес изъят>, соответствующие жилым комнатам площадью 10,0 кв.м. и 14,1 кв.м.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором иск не признал, указав, что часть жилого помещения не может являться самостоятельным предметом договора социального найма жилого помещения и, соответственно, договора приватизации, кроме того, поскольку истцами не представлено сведений об утрате гр. Лекаревым Д.Ю. права пользования квартирой, за ним сохраняется право на приватизацию спорного жилого помещения, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие.
Третье лицо Лекарев Д.Ю. о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке, в судебное заседание не явился, не сообщив при этом об уважительных причинах своей неявки и о рассмотрении дела в его отсутствие не просил.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя истцов, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 35 Конституции Российской Федерации, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Согласно ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В соответствии с ч. 3 ст. 8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:
…вступившие в законную силу судебные акты…
В соответствии с п. 1 ст. 28 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации, в которой государственный регистратор вправе отказать только по основаниям, указанным в абзацах четвертом, шестом, седьмом, девятом, десятом, одиннадцатом и двенадцатом пункта 1 статьи 20 настоящего Федерального закона.
Судом установлено, что истцы зарегистрированы по месту жительства и проживают в <адрес изъят>.
Согласно справке МУП <адрес изъят> «Дирекция муниципальных жилищных программ», истцы приватизированной жилой площади не имеют и право на приватизацию в <адрес изъят> не использовали.
Решением Советского районного суда г. Казани от 13 ноября 2009 года за истцами было признано право общей совместной собственности на 3/5 доли <адрес изъят>.
В соответствии с ч. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Как следует из указанного решения суда, 6 февраля 2003 года между Администрацией г. Казани, с одной стороны, гражданами Лекаревой Ириной Игоревной, действующей за себя и своего несовершеннолетнего сына Лекарева Игоря Юрьевича, Лекаревым Юрием Сергеевичем, Лекаревым Денисом Юрьевичем, с другой стороны, и Открытым акционерным обществом «Завод «ЖБИ-3», с третьей стороны, был заключен договор № 18, в соответствии с п. 1.2. которого «Администрация» передает в пользование «Гражданам» на условиях договора найма жилого помещения, с правом приобретения в собственность в порядке безвозмездной приватизации государственного жилищного фонда, в соответствии с Законом РТ «О приватизации жилищного фонда в Республике Татарстан», трехкомнатную <адрес изъят>, общей площадью 58,4 кв.м., в том числе жилой – 41,7 кв.м., расположенную по адресу: <адрес изъят> на третьем этаже пятиэтажного жилого дома. При этом разница между безвозмездно предоставляемой общей площадью жилья в размере 24 кв.м. и площадью предоставляемой квартиры составила 34,4 кв.м. Распоряжением заместителя Главы администрации г. Казани № 296р от 6 марта 2003 года, Лекаревой И.И., действующей за себя и своего несовершеннолетнего сына Лекарева И.Ю., Лекареву Ю.С., Лекареву Д.Ю., в соответствии с договором № 18 от 6 февраля 2003 года, была выделена трехкомнатная <адрес изъят> этом п. 2 указанного распоряжения Агентству по приватизации жилой площади в г. Казани в целях надлежащего исполнения гражданами своих обязательств по полной оплате стоимости квартиры в соответствии с договором от 6 февраля 2003 года № 18 запрещено производство операций, связанных с обменом, передачей в собственность (приватизацией) квартиры. Впоследствии, распоряжением заместителя Главы администрации г. Казани № 1912р от 17 декабря 2004 года «О внесении изменений в распоряжение заместителя Главы администрации г. Казани № 296р от 6 марта 2003 года «О предоставлении <адрес изъят>», в связи с исполнением гражданами Лекаревой И.И., действующей за себя и своего несовершеннолетнего сына Лекарева И.Ю., Лекаревым Ю.С., Лекаревым Д.Ю. и ОАО «Завод «ЖБИ-3» своих обязательств по полной оплате стоимости квартиры согласно условиям договора от 6 февраля 2003 года № 18, п. 2 распоряжения заместителя Главы администрации г. Казани № 296р от 6 марта 2003 года признан утратившим силу. Разница между безвозмездно предоставляемой общей площадью жилья и площадью предоставляемой квартиры, составляющая 34,4 кв.м., была оплачена истцами Лекаревой И.И. и Лекаревым Ю.С. Так как общая площадь квартиры составляет 58,4 кв.м., оплаченные истцами 34,4 кв.м. составляют 3/5 доли от общей площади квартиры (34,4 : 58,4 = 0,589 = 6/10 = 3/5).
В настоящее время гр. Лекарев Д.Ю., на которого также выделялось жилое помещение - <адрес изъят>, утратил право пользования данным жилым помещением и снят с регистрационного учета по этому адресу, в связи с чем утратил и право на приватизацию квартиры.
С целью приватизации оставшихся 2/5 долей занимаемой квартиры истцы обратились в МУП г. Казани «Дирекция муниципальных жилищных программ», которое от имени ИК МО г. Казани занимается вопросами приватизации муниципального жилья, однако письмом № 9231 от 2 ноября 2010 года истцам было отказано в приватизации 2/5 долей <адрес изъят>, со ссылкой на то, что действующим законодательством не предусмотрена приватизация части квартиры.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в связи с передачей органами муниципальной власти части квартиры за плату, истцы не могут воспользоваться своим правом на приобретение в собственность предоставленного им по договору социального найма жилого помещения, что нарушает положения статьи 35 Конституции Российской Федерации и статьи 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»
Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права.
Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.
Поскольку в данном случае невозможность реализации права на приватизацию занимаемого истцами жилого помещения не зависит от их воли, требование о признании за ними права собственности в порядке приватизации на 2/5 доли <адрес изъят>, соответствующие жилым комнатам площадью 10,0 кв.м. и 14,1 кв.м., является правомерным и подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Лекаревой И.А., Лекарева Ю.С., Лекарева ФИО16 к Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации - удовлетворить.
Признать за Лекаревой И.А., Лекаревым Ю.С. и Лекаревым ФИО16 право общей совместной собственности в порядке приватизации на 2/5 доли <адрес изъят>, соответствующие жилым комнатам площадью 10,0 кв.м. и 14,1 кв.м.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через Советский районный суд г. Казани.
Судья: Подпись А.Г. Габидуллина
Копия верна, судья: А.Г. Габидуллина