Дело <номер изъят>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 марта 2011 года г. Казань
Советский районный суд г. Казани в составе:
Председательствующего судьи А.Г. Габидуллиной,
при секретаре Р.Р. Фаизовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузьмишиной Е.А., Горшкова А.Е., Шабаева Ю.Ф. и Максимова П.М. к СНТ «Город-Сад», МИФНС России № 18 по РТ и Управлению ФНС России по РТ о признании создания юридического лица СНТ «Город-Сад» незаконным, признании акта государственной регистрации, записи о создании СНТ «Город сад» в Едином государственном реестре юридических лиц и свидетельства о государственной регистрации недействительными, аннулировании записи в ЕГРЮЛ о создании СНТ «Город-Сад», и по иску СНТ «Ветеран войны» к СНТ «Город-Сад», МИФНС России № 18 по РТ о признании решения о государственной регистрации СНТ «Город-Сад» и государственной регистрации недействительными, исключении записи о регистрации из ЕГРЮЛ,
УСТАНОВИЛ:
Кузьмишина Е.А., Горшков А.Е. (далее – истцы) обратились в суд с исками к СНТ "Город Сад", УФНС по РТ, Управлению Росреестра по РТ (далее – ответчики) о признании незаконным создания юридического лица, отмене государственной регистрации СНТ "Город сад", указав, что являются членами СНТ "Ветеран войны", которое существует с 1958 года. Официально СНТ "Ветеран войны" зарегистрировано в 1985г. на основании решения от 19.08.1985г. №439 исполнительного комитета Советского районного Совета народных депутатов МИФНС №6 по РТ. Садоводческому товариществу был отведен участок общей площадью 130640 кв.м., которым СНТ "Ветеран войны" обладает по настоящее время. Право пользования указанного юридического лица на землю прекращено не было. 17.09.2007г. по адресу: <адрес изъят> на территории отведенной СНТ "Ветеран войны" УФНС по РТ было зарегистрировано СНТ "Город сад", которое согласно выписке из ЕГРЮЛ от 22.07.2010г. также является действующей организацией. Истец считает данную организацию незаконной, т.к. юридическое лицо было создано с нарушением установленного законодательством порядка его образования. Согласно ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан" обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления. Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка утверждаются органом местного самоуправления. На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формируется персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Такой процедуры не проводилось, земельный участок указанному объединению не предоставлялся. Учредительные документы не соответствуют законодательным нормам. В уставе указаны недостоверные сведения: указано, что земельный участок имеет фиксированные границы, площадь, зарегистрированные права и другие характеристики, отражаемые в земельном кадастре и государственной регистрации прав на земельные участки, что не соответствует действительности, поскольку указанный учредителями СНТ "Город сад" земельный участок по адресу: <адрес изъят> предоставлен СНТ "Ветеран войны" постановлением Главы Администрации г.Казани №715 от 9.06.1995г., постановлением Главы Администрации г.Казани №638 от 23.04.2003г., постановлением Руководителя ИК МО №523 от 5.02.2008г. Заявленное в Уставе СНТ "Город сад" имущество общего пользования также принадлежит на праве собственности СНТ "Ветеран Войны" согласно постановлению руководителя ИК МО г.Казань №1926 от 23.07.2007г. Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке. Таким образом, нарушены права истцов как собственников и членов товарищества. Ущемлены права истцов на использование мест общего пользования, нарушена целостность товарищества; нарушены права истцов на волеизъявление по поводу появления нового товарищества. На основании изложенного истцы просят суд признать создание юридического лица СНТ "Город сад" незаконным, отменить государственную регистрацию СНТ "Город сад", обязать УФНС исключить из ЕГРЮЛ юридическое лицо СНТ "Город сад".
С аналогичными требованиями в суд обратились истцы Шабаев Ю.Ф. и Максимов П.М., предъявив их к СНТ «Город-Сад», МИФНС России № 18 по РТ и Управлению ФНС России по РТ, и просили суд признать создание юридического лица СНТ "Город сад" незаконным, признать недействительной государственную регистрацию СНТ «Город сад», обязать налоговую инспекцию исключить СНТ «Город сад» из ЕГРЮЛ, отменить государственную регистрацию СНТ "Город сад".
Определением Советского районного суда г. Казани от 3 марта 2011 года гражданские дела по искам Кузьмишиной Е.А., Горшкова А.Е., Шабаева Ю.Ф., Максимова П.М. объединены в одно производство.
Третье лицо СНТ "Ветеран войны" обратилось в суд с самостоятельными требованиями о признании государственной регистрации юридического лица недействительной и исключении записи из ЕГРЮЛ, указав, что СНТ "Город сад" зарегистрировано <дата изъята> по адресу: <адрес изъят>. В соответствии с действующим законодательством садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение считается созданным с момента его государственной регистрации и имеет в собственности обособленное имущество. Обособленным имуществом садоводческого товарищества является земельный участок в фиксированных границах. Садоводческое товарищество осуществляет свою хозяйственную деятельность на конкретной территории. Таким образом, исходя из указанных норм закона, СНТ "город сад" фактически располагается на конкретной территории по <адрес изъят> и имеет земельный участок по этому адресу. Тем самым регистрацией "Город сад" грубо нарушены права СНТ "Ветеран войны", поскольку оно зарегистрировано на территории и имущественном комплексе СНТ "Ветеран войны". СНТ "Ветеран войны" осуществляет свою деятельность с 1985г. по адресу: <адрес изъят> и имеет обособленное имущество. Занимаемый земельный участок отведен СНТ "Ветеран войны" в установленном законом порядке, границы и площадь которого утверждены. Регистрацией СНТ "Город сад" нарушается целостность СНТ "Ветеран войны" и создается угроза разрушения товарищества в целом. При создании имело место грубое нарушение законодательства, которое носит неустранимый характер: земельный участок для размещения СНТ "Город сад" не согласовывался и не отводился органом местного самоуправления, как того требует действующее законодательство. Учредители внесли в учредительные документы недостоверные, более того, заведомо ложные сведения о местоположении и имуществе СНТ "Город сад". Заявленное в Уставе СНТ "Город сад" имущество общего пользования, а именно: земельные участки общего пользования принадлежат на праве собственности СНТ "Ветеран войны". Поскольку учредителями СНТ "Город сад" являются сотрудники ООО ДК "Основа", то они создали садоводческое товарищество на территории СНТ "Ветеран войны" не с целью занятия садоводством, а с целью приобретения прав на весь земельный участок, принадлежащий СНТ "Ветеран войны" и его членам, и дальнейшей перепродажи его под застройку, что является рейдерским захватом чужого имущества. Создание и регистрация незаконного формирования препятствует реализации прав СНТ "Ветеран войны" и его членов, которые предусмотрены как Уставом СНТ "Ветеран войны", так и Законом "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", и создает реальную угрозу его уничтожения. На основании изложенного третье лицо просит суд признать государственную регистрацию СНТ "Город сад" при создании недействительной, исключить запись о регистрации СНТ "Город сад" из ЕГРЮЛ.
В судебном заседании истцы уточнили исковые требования и просили суд признать создание юридического лица СНТ «Город-Сад» на территории СНТ «Ветеран войны» по адресу: <адрес изъят>, незаконным, признать акт государственной регистрации, запись о создании СНТ «Город сад» в Едином государственном реестре юридических лиц и свидетельство о государственной регистрации недействительными, аннулировать запись в ЕГРЮЛ о создании СНТ «Город-Сад».
Представитель истцов требования поддержал и пояснил, что оспаривая создание СНТ «Город сад», истцы оспаривают всю процедуру создания садоводческого товарищества, которая включает в себя принятие учредителями решения о создании садоводческого товарищества, принятие государственным органом решения о государственной регистрации юридического лица, непосредственно государственную регистрацию и внесение записи о юридическом лице в ЕГРЮЛ.
Представитель третьего лица с самостоятельными требованиями - СНТ «Ветеран войны» в судебном заседании исковые требования поддержали и уточнила, что просит признать решение о государственной регистрации СНТ «Город сад», принятое УФРС по РТ <дата изъята>, и государственную регистрацию от <дата изъята> недействительными, исключить запись о государственной регистрации СНТ «Город сад» из ЕГРЮЛ.
Представитель ответчика СНТ "Город сад" иск не признал, заявленные требования СНТ "Ветеран войны" также не признал.
Представители ответчиков – МРИ ФНС РФ <номер изъят> по РТ и Управление ФНС России по РТ в судебное заседание не явились, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие. Представителем МРИ ФНС РФ <номер изъят> по РТ представлен отзыв о несогласии с исками по тем основаниям, что процедура регистрации СНТ "Город сад" произведена в соответствии с действующим законодательством.
Представители третьих лиц – Управления Росреестра по РТ и <адрес изъят> ИКМО <адрес изъят> в судебное заседание не явились, извещены.
Исследовав письменные доказательства, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению частично.
Согласно ч.1 ст.16 ФЗ от <дата изъята> №66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение создается на основании решения граждан в результате учреждения либо в результате реорганизации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
В соответствии со ст. 17 вышеуказанного Федерального закона, государственная регистрация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения осуществляется в порядке, предусмотренном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.
Согласно положениям ст. 13, 14 вышеуказанного Закона, обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан.
Регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления отдельно. Очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений.
Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан.
Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования.
Орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков.
Орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
После государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, предоставляются садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению как юридическому лицу в собственность.
Судом установлено, что решением Исполнительного комитета Советского районного Совета народных депутатов г.Казани от 19.08.1985г. №439 утвержден и принят к регистрации устав садоводческого товарищества "Ветеран войны" (л.д.6 т.2).
Постановлением Главы администрации г.Казани от 23.04.2003г. №638 садоводческому товариществу "Ветеран войны" был предоставлен в аренду земельный участок сроком на 5 лет. Согласно свидетельству о государственной регистрации права аренды земельного участка, оно было зарегистрировано на срок с 5.09.2003г. по 23.04.2008г. Общая площадь земельного участка товарищества составляет 13064 кв.м. (л.д.8 т.2).
В дальнейшем постановлением руководителя исполкома МО г.Казани от 23.07.2007г. СТ "Ветеран войны" были предоставлены в собственность бесплатно земельные участки площадью 12144 кв.м., 341 кв.м., 530 кв.м., являющиеся землями общего пользования по ул.Космонавтов (л.д.9-11 т.2).
Истцы Кузьмишина Е.А., Горшков А. Е., Шабаев Ю. Ф., Максимов П.М. являются членами СНТ «Ветеран войны» и собственниками садовых домиков в данном садовом товариществе.
17.09.2007г. по <адрес изъят> организовано СНТ "Город сад", о чем внесена соответствующая запись в ЕГРЮЛ, выдано свидетельство (л.д.12 т.2).
Как следует из объяснений истцов в судебном заседании, о создании СНТ «Город сад» им стало известно в начале 2008 года, а документ о создании – протокол № 1 от 02.07.2007 г. они изучили после получения регистрационного дела из МРИ ФНС № 18 по РТ по запросу суда.
В судебном заседании представителем ответчиков не оспаривалось, что учредители СНТ «Город сад» ФИО, ФИО1, ФИО2, ФИО3 являются собственниками садовых домов и владельцами земельных участков на территории СНТ «Ветеран войны».
В соответствии с п.2.1, 2.2 Устава СНТ «Город сад», земельный участок Объединения имеет фиксированные границы, площадь, местонахождение, зарегистрированные права и другие характеристики, отражаемые в земельном кадастре и документах государственной регистрации прав на земельные участки. Земельный участок объединения в зафиксированных границах состоит из земельных участков, принадлежащим членам объединения в силу приобретения ими садовых строений и (или) земельных участков, и земель общего пользования.
Таким образом, фактически местоположением СНТ «Город сад» является территория СНТ «Ветеран войны». Как следует из письма Комитета земельных и имущественных отношений ИКМО г. Казани гр. ФИО, ФИО1, ФИО2, ФИО3 с просьбой о предоставлении земельного участка для размещения садоводческого, огороднического или дачного объединения не обращались.
При данных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что решение о создании СНТ «Город сад» (протокол № 1 общего собрания учредителей от 02 июля 2007 года) принято с нарушением установленного порядка создания и регистрации садоводческих некоммерческих объединений, который в силу вышеприведенных норм законодательства предполагает предоставление компетентным органом местного самоуправления вновь создаваемому объединению земельного участка.
Ссылка представителя ответчика на то, что в соответствии с п.4 ст. 14 Закона № 66-ФЗ, земельный участок предоставляется садоводческому товариществу после его государственной регистрации, является не состоятельной, поскольку в данном пункте статьи 14 речь идет о предоставлении земельного участка предварительно согласованного в соответствии с п. 1-3 данной статьи.
Кроме того, с момента государственной регистрации СНТ «Город сад» прошло более трех лет, правоустанавливающие документы на земельный участок у ответчика до настоящего времени отсутствуют, решение о предоставлении земельного участка органом местного самоуправления не принято.
При данных обстоятельствах суд считает, что требования истцов, чьи права и интересы затрагиваются созданием СНТ «Город сад» на территории СНТ «Ветеран войны», в части признания незаконным создания СНТ «Город сад» путем принятия общим собранием учредителей решения о создании СНТ «Город сад» (протокол № 1 от 02 июля 2007 года) являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В тоже время суд считает не подлежащими удовлетворению исковые требования в части признания недействительными решения о государственной регистрации СНТ «Город сад», а также акта государственной регистрации, записи о государственной регистрации в ЕГРЮЛ и свидетельства о государственной регистрации.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц на СНТ «Город сад» и регистрационному делу, государственная регистрация СНТ произведена на основании распоряжения и.о. руководителя Управления Федеральной регистрационной службы по РТ Министерства юстиции от 10.09.2007 г. № 2720. Регистрация создания юридического лица СНТ «Город сад» произведена Управлением ФНС по РТ 17.09.2007 г. на основании вышеуказанного распоряжения и переданных УФРС по РТ документов, представленных на регистрацию (л.д. 32, 199 т.2). В настоящее время регистрационное дело передано и находится в МРИ ФНС № 18 по РТ.
В соответствии с п.4 ст. 5 Закона РФ № 129-ФЗ от 08.08.2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Сведения, содержащиеся в государственных реестрах, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
Согласно п. 1 ст. 8 Закона № 129-ФЗ, государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
На момент государственной регистрации СНТ «Город сад» (до внесения изменений 29.11.2007 г. в ст. 1 ФЗ от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях») в отношении садоводческих некоммерческих товариществ распространялся специальный порядок регистрации.
В силу п. 2 ст. 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций (далее - уполномоченный орган), или его территориальным органом.
Указом Президента РФ от 13.10.2004 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» утверждено Положение о Министерстве юстиции РФ, которым установлено, что Министерство юстиции РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по регистрации некоммерческих организаций.
В соответствии с п. 5 ст. 13.1 Закона № 7-ФЗ (в редакции на момент предоставления документов), для государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании в уполномоченный орган или его территориальный орган представляются следующие документы:
1) заявление, подписанное уполномоченным лицом (далее - заявитель), с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов;
2) учредительные документы некоммерческой организации в трех экземплярах;
3) решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов в двух экземплярах;
4) сведения об учредителях в двух экземплярах;
5) документ об уплате государственной пошлины;
6) сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией;
7) при использовании в наименовании некоммерческой организации личного имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования - документы, подтверждающие правомочия на их использование;
8) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус учредителя - иностранного лица.
В силу п.8 вышеуказанного Закона, Уполномоченный орган или его территориальный орган при отсутствии установленных статьей 23.1 настоящего Федерального закона оснований для отказа в государственной регистрации некоммерческой организации не позднее чем через четырнадцать рабочих дней со дня получения необходимых документов принимает решение о государственной регистрации некоммерческой организации и направляет в регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления регистрирующим органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц. На основании указанного решения и представленных уполномоченным органом или его территориальным органом сведений и документов регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения этих сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения такой записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации некоммерческой организации. Орган, принявший решение о государственной регистрации некоммерческой организации, не позднее трех рабочих дней со дня получения от регистрирующего органа информации о внесении в единый государственный реестр юридических лиц записи о некоммерческой организации выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации.
Признание решения общего собрания учредителей недействительным влечет отмену государственной регистрации СНТ «Город сад», но не является основанием для признания государственной регистрации незаконной, поскольку, как было установлено в судебном заседании, все необходимые для регистрации СНТ документы в регистрирующий орган были представлены, оснований для отказа в регистрации не имелось. Обязанность по проверке достоверности представленной на регистрацию документации на регистрирующий орган не возложена.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Иски Кузьмишиной Е.А., Горшкова А.Е., Шабаева Ю.Ф., Максимова П.М. и СНТ «Ветеран войны» удовлетворить частично.
Признать недействительным решение общего собрания учредителей СНТ «Город-сад» от 02 июля 2007 года о создании СНТ «Город-сад».
Обязать Управление Федеральной налоговой службы России по РТ отменить государственную регистрацию СНТ «Город-сад», произведенную 17 сентября 2007 года и исключить СНТ «Город-сад» из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через Советский районный суд г.Казань.
Судья А.Г. Габидуллина
Мотивированное решение составлено 22 марта 2011 г.
Судья А.Г.Габидуллина