Дело №2-2784/11
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ4 апреля 2011г., г.Казань
Советский районный суд г.Казани в составе председательствующего судьи Б.Г.Абдуллаева,
с участием истца С.Н.Якимушкиной и её представителя Л.Р.Серазетдиновой,
представителя третьего лица ОАО «ВАМИН Татарстан» О.В.Бражниковой,
при секретаре судебного заседания Ю.В.Волковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Якимушкиной С.Н. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
С.Н.Якимушкина обратилась в суд с иском к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан (далее – Министерство) о признании за ней в порядке приватизации права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес изъят>. В обоснование требования указано, что истец проживает в вышеуказанной квартире с 1996г. Данная квартира С.Н.Якимушкиной была предоставлена ОАО «ВАМИН Татарстан» (далее – Общество) в связи с её трудовой деятельностью в данном предприятии. Истцу неправомерно было отказано в приватизации данного жилого помещения по причине того, оно не передано в муниципальную собственность.
При рассмотрении дела истец и его представитель иск поддержали по изложенным в нём основаниям.
Представитель третьего лица Общества с иском не согласился.
По ходатайству ответчика Министерства, третьего лица Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани, извещённых о рассмотрении дела надлежащим образом, дело рассмотрено в отсутствии их представителей.
Выслушав объяснения явившихся лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности.
В соответствии со ст.1 Закона РФ от 4.07.1991г. №1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее – Закон) приватизация жилых помещений – бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.В силу ст.2 Закона граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ.
Согласно ст.6 Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством (ст.7 Закона).
В соответствии со ст.7 Федерального закона от 29.12.2004г. «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) о договоре социального найма.
Установлено, что С.Н.Якимушкина с 21.08.1996г. по настоящее время проживает и зарегистрирована по месту жительства в жилом помещении, находящемся по адресу: <адрес изъят>.
Данное жилое помещение истцу было предоставлено арендным предприятием «Казмолкомбинат», которое было переименовано в акционерное общество открытого типа «Казанский молочный комбинат», переименованное в ОАО «Казанский молочный комбинат», которое было реорганизовано в филиал «Казанский молочный комбинат» ОАО «Татарстан сэтэ», переименованный в филиал «Казанский молочный комбинат» ОАО «ВАМИН Татарстан» как комната в общежитие в связи с её трудовой деятельностью на данном предприятии.
Изложенные обстоятельства подтверждаются выпиской из домовой книги, финансовым лицевым счетом, трудовой книжкой истца, счетами фактурами. Правомерность вселения истца в жилое помещение по делу представителем Общества не оспаривалась.
Согласно справке МУП «Дирекция муниципальных жилищных программ» от 8.02.2011г. <номер изъят> истец не участвовал в приватизации жилых помещений на территории г.Казани.
В соответствии со справкой от 14.06.1990г. <номер изъят> С.Н.Якимушкина до вселения в спорное жилое помещение проживала в Азнакаевской средней школе-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а потому по иному месту жительства она также не могла использовать право на приватизацию жилья.
Дом <адрес изъят> находится в государственной собственности Республики Татарстан. Он был передан Министерством как здание общежития Обществу в безвозмездное временное пользование. Данные обстоятельства подтверждаются договором безвозмездного пользования государственным имуществом от 13.03.2003г. <номер изъят>, заключённым между Министерством и Обществом, письмом Министерства от 4.03.2011г. <номер изъят>, направленным в адрес С.Н.Якимушкиной, письменным обращением Министерства к Обществу от 2.03.2011г. <номер изъят>.
Согласно пункту 2 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991г. №3020-1 объекты государственной собственности, указанные в приложении №3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах). Приложением №3 к данному Постановлению жилищный фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, был отнесен к муниципальной собственности.
Пунктом 1 Указа Президента РФ от 10.01.1993г. №8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий», действовавшего до 29.03.2003г., был установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.
Таким образом, дом <адрес изъят> подлежал передачи в ведение органов местного самоуправления и в муниципальную собственность г.Казани, независимо от того, что дом являлся общежитием, однако это не было исполнено.
К отношениям по пользованию жилыми помещениями, находящимися в данном доме, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма, несмотря на то, что дом фактически не передан в муниципальную собственность, решение об исключении его из специализированного жилищного фонда принято не было, а договора социального найма в письменной форме с гражданами, проживающими в жилых помещениях дома, не заключены.
Реализация жилищных прав граждан на пользование жилыми помещениями по договору социального найма, а также права на их приватизацию не может быть постановлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления и органами государственной власти соответствующих документов.
По смыслу Закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права. В том случае, если имеется распоряжение о передаче жилых помещений в муниципальную собственность, однако по каким-либо причинам они не переданы, граждане не могут воспользоваться своим правом на приобретение в собственность принадлежащего им по договору социального найма жилого помещения, что соответственно нарушает положения ст.35 Конституции РФ и ст.2 Закона.
Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права.
В соответствии со ст.8 Закона в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.
Согласно ст.17 и 28 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
С.Н.Якимушкина фактически пользуется спорным жилым помещением по договору найма с момента вселения, проживает в нём, оплачивая за наём жилья и коммунальные услуги.
При таких обстоятельствах право собственности на квартиру в порядке приватизации признаётся за истцом в судебном порядке, иск удовлетворяется.
Довод представителя Общества о том, что истцом не представлен ордер на вселение в спорное жилое помещение, значение для рассматриваемого дела не имеет. Как уже было указано выше, факт правомерности вселения и проживания С.Н.Якимушкиной в спорное жилое помещение Обществом не оспаривался.
Согласно пункту 10 Примерного положения об общежитиях, утверждённого Постановлением Совмина РСФСР от 11.08.1988г. №328, которое действовало на момент вселения С.Н.Якимушкиной в спорное жилое помещение, при вселении в общежитие ордер сдается администрации общежития.
Таким образом, ордер не может находиться у истца и не может быть им представлен.
При этом С.Н.Якимушкина проживает в спорной квартире одна, пользуется всей площадью жилого помещения, иных граждан, проживающих в жилом помещении, не имеется. С.Н.Якимушкина производит платежи за наём жилья, исходя из его площади 17,03кв.м., что подтверждается счетами фактурами, выставленными Обществом.
На основании изложенного и руководствуясь ст.198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Признать за Якимушкиной С.Н. в порядке приватизации право собственности на жилое помещение, находящееся по адресу: <адрес изъят>.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через Советский районный суд г.Казани в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Б.Г.Абдуллаев