Дело №2-1862/11
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ4 апреля 2011г., г.Казань
Советский районный суд г.Казани в составе председательствующего судьи Б.Г.Абдуллаева,
с участием истца К.А.Ахмедова,
представителей ответчика Военного комиссариата Республики Татарстан П.М.Сипягина и С.В.Иванова,
при секретаре судебного заседания Ю.В.Волковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ахмедова К.А. к Военному комиссариату Республики Татарстан о взыскании заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
К.А.Ахмедов обратился в суд с иском к Военному комиссариату Республики Татарстан (далее – ВК РТ) взыскании задолженности по заработной плате в сумме 72000руб., компенсации за несвоевременную выплату заработной платы в сумме 1251руб. 12коп. В обоснование требований указано, что истец работает <данные изъяты> 15 военного представительства Министерства обороны РФ при ОАО «<данные изъяты>», которая зачислена на финансовое обеспечение в ВК РТ. За период с июля по декабрь 2010г. ответчик не осуществил выплату стимулирующего характера за интенсивность и высокие результаты работы, а также премии за декабрь 2010г. по итогам работы за счёт средств экономии фонда оплаты труда. Данные выплаты являются составными частями заработной платы.
В судебном заседании истец требования поддержал по изложенным в иске основаниям.
Представители ответчика иск не признали ввиду того, что заработная плата выплачивается истцу из средств федерального бюджета, начисление выплат стимулирующего характера за интенсивность и высокие результаты работы, а также премии по итогам работы может быть произведено только в случае, если на это имеются средства экономии фонда оплаты труда. За спорный период такие средства не выделялись, поэтому начисление этих сумм являлось неправомерным.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц 15 военного представительства Министерства обороны РФ и Центрального военного округа Министерства обороны РФ, извещённых о судебном заседании надлежащим образом.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.21, 22 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы, а работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Согласно ст.129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу ст.135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со ст.349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 5.08.2008г. №583 Приказом Министра обороны РФ от 10.11.2008г. №555 утверждены Размеры должностных окладов (тарифных ставок) гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны РФ, воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил РФ, Положение о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны РФ, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил РФ (далее – Положение о системе оплаты труда).
Установлено, что приказом руководителя 15 военного представительства Министерства обороны РФ от 27.02.2010г. №18 К.А.Ахмедов с <дата изъята> принят на работу в 15 военное представительство Министерства обороны РФ на должность <данные изъяты>) при ОАО «<данные изъяты>», на основании Приказа Министра обороны РФ от 10.11.2008г. №555 истцу установлен должностной оклад в сумме 9000руб., стимулирующая выплата за выслугу лет к должностному окладу в размере 20%, повышение должностного оклада в размере 12%. Финансовое обеспечение истца осуществляется за счёт средств федерального бюджета через ВК РТ.
Приказами руководителя 15 военного представительства Министерства обороны РФ от 26.07.2010г. №75, от 24.09.2010г. №101, от 25.11.2010г. №129, от 25.10.2010г. №114, от 9.12.2010г. №137 К.А.Ахмедову установлены выплаты стимулирующего характера за интенсивность и высокие результаты работы за счёт средств экономии фонда оплаты труда в июле, в сентябре, октябре и декабре 2010г. в размере по 9000руб. за каждый месяц, в ноябре 2010г. в размере 7000руб., а также премия по итогам работы в декабре 2010г. за счёт средств экономии фонда оплаты труда в размере 29000руб.
Данные суммы не были выплачены истцу ответчиком. Другие суммы, являющиеся составной частью заработной платы К.А.Ахмедова за период с июля по декабрь 2010г., выплачены ему в полном объёме, что подтвердил истец суду.
В качестве основания установления выплат стимулирующего характера за интенсивность и высокие результаты работы и премии по итогам работы за счёт средств экономии фонда оплаты труда в упомянутых приказах руководителя 15 военного представительства Министерства обороны РФ указано на Приказ Министра обороны РФ от 10.11.2008г. №555 (пункты 66-69, 98 Положения о системе оплаты труда), где также установлена возможность осуществления требуемых истцом выплат исключительно за счет экономии годового фонда оплаты труда.
Выплаты стимулирующего характера за интенсивность и высокие результаты работы, премии по результатам работы за месяц за счёт средств экономии фонда оплаты труда предусмотрены коллективным договором от 12.01.2010г., заключённым между руководством и гражданским персоналом 15 военного представительства Министерства обороны РФ на 2010 – 2012 годы.
В соответствии с пунктом 4 Положения об оплате труда предусмотрено, что стимулирующие выплаты устанавливаются и выплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателей бюджетных средств соответствующими распорядителями средств федерального бюджета на выплату заработной платы.
В соответствии с пунктом 12 Порядка формирования и использования годового фонда оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны РФ, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил РФ, утверждённого Приказом Министра обороны РФ от 10.11.2008г. №555, руководители бюджетных учреждений и воинских частей имеют право перераспределять денежные средства, предусмотренные годовым фондом оплаты труда и не использованные в течение расчетного периода (месяц, квартал, год) на выплаты стимулирующего характера, установленные положениями об оплате труда (коллективными договорами, иными локальными нормативными актами) за счет экономии годового фонда оплаты труда.
Размер экономии годового фонда оплаты труда и лимитов бюджетных обязательств, направляемых на выплаты стимулирующего характера, установленные положениями об оплате труда (коллективными договорами, иными локальными нормативными актами) за счет экономии годового фонда оплаты труда, определяется по результатам исполнения утвержденного годового фонда оплаты труда за соответствующий расчетный период (месяц, квартал, год) после осуществления в установленном порядке всех видов выплат заработной платы.
В соответствии с Порядком определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, утверждённым Приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010г. №1010, дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до центральных органов военного управления, видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил. Расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала (пункты 1, 2).
Объемы бюджетных средств, направляемых на дополнительное материальное стимулирование, устанавливаются командующими войсками военных округов – для непосредственно подчиненных объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил, стоящих на финансовом обеспечении у распорядителей бюджетных средств. Расчетная сумма устанавливается Министром обороны РФ по представлению заместителя Министра обороны РФ по финансово-экономической работе (пункт 4).
Дополнительное материальное стимулирование личного состава в пределах объемов бюджетных средств производится в объединениях, соединениях, воинских частях и организациях Вооруженных Сил – на основании приказов командиров (начальников, руководителей) (пункт 6).
Конкретные размеры дополнительного материального стимулирования определяются в пределах объемов бюджетных средств, доведенных на указанные цели, по результатам исполнения военнослужащими и лицами гражданского персонала должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование (пункт 7).
Распорядители бюджетных средств утверждают распределение объемов денежных средств, выделенных на дополнительное материальное стимулирование личного состава, и доводят их до нижестоящих воинских частей и организаций Вооруженных Сил, стоящих у них на финансовом обеспечении, в трехдневный срок со дня получения решения о выделении денежных средств на дополнительное материальное стимулирование личного состава (пункт 10).
Вместе с тем, экономии годового фонда оплаты труда за 2010г., за счёт средств которой могли быть осуществлены требуемые К.А.Ахмедовым выплаты, не было. Информация о размере экономии годового фонда оплаты труда и лимитов бюджетных обязательств, направляемых на выплаты стимулирующего характера, до руководителя 15 военного представительства Министерства обороны РФ не доводилась, объёмы бюджетных средств, направляемых на дополнительное материальное стимулирование работников этого представительства, не устанавливались. Решение о выделении денежных средств на дополнительное материальное стимулирование личного состава 15 военного представительства Министерства обороны РФ не принималось.
Более того, годовой фонд оплаты труда гражданского персонала 15 военного представительства Министерства обороны РФ на 2010г. был утверждён только 29.12.2010г., поэтому определить экономию фонда оплаты труда до этого момента было невозможно.
Факсограммой от 19.07.2010г. <номер изъят> ВК РТ запретил администрациям воинских частей, организаций производить юридические действия, которые обяжут производить выплаты за счёт экономии фонда оплаты труда, в том числе начисления выплат стимулирующего характера, производимых за счёт экономии фонда оплаты труда.
Таким образом, приказы о начислении К.А.Ахмедову выплат стимулирующего характера за интенсивность и высокие результаты работы, премии за счёт средств экономии фонда оплаты труда были приняты в отсутствии средств экономии фонда оплаты труда и сведений о наличии такой экономии.
С учётом изложенного, принимая во внимание, что финансовое обеспечение истца осуществляется за счёт средств федерального бюджета и любые производимые ему выплаты должны быть как юридически, так и экономически обоснованны, суд отказывает в удовлетворении иска.
Довод истца о неправомерности оспаривания ответчиком приказов 15 военного представительства Министерства обороны РФ, установивших К.А.Ахмедову требуемые им выплаты, суд отклоняет, так как в соответствии с пунктом 14 Порядка формирования и использования годового фонда оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны РФ, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил РФ, утверждённого Приказом Министра обороны РФ от 10.11.2008г. №555, контроль за правильностью определения и использования годового фонда оплаты осуществляется соответствующим распорядителем средств федерального бюджета, а также при проведении ревизий и проверок вопросов финансовой и хозяйственной деятельности бюджетных учреждений и воинских частей.
Довод К.А.Ахмедова о том, что выплаты стимулирующего характера за интенсивность и высокие результаты работы осуществлялись в 1-ом полугодии 2010г., не имеет значение для дела, так как данное обстоятельство не является основанием для производства выплат стимулирующего характера в последующем. Основания таких выплат подробно приведены выше.
Суд также отказывает в удовлетворении требования о выплате компенсации за несвоевременную выплату заработной платы, поскольку нарушений сроков выплаты заработной платы не было установлено, требование о выплате задолженности по заработной плате отклонено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении иска К.А.Ахмедова к Военному комиссариату Республики Татарстан о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации за несвоевременную выплату заработной платы.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через Советский районный суд г.Казани в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Б.Г.Абдуллаев