Дело №2-3627/11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 апреля 2011г., г.Казань
Советский районный суд г.Казани в составе председательствующего судьи Б.Г.Абдуллаева,
с участием представителя ответчика МУ «Администрация Советского района Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» Р.Г.Шарафутдинова,
при секретаре судебного заседания Ю.В.Волковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Салиховой Н. к МУ «Администрация Советского района Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» о признании отказа незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Н.Салихова обратилась в суд с иском к МУ «Администрация Советского района Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» (далее – Администрация) о признании незаконным отказа ответчика в постановке истца, проживавшей по адресу: <адрес изъят>, на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условиях, возложении на ответчика обязанности поставить истца, проживавшей по адресу: <адрес изъят>, на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с момента отказа с 8.12.2010г. В обоснование требований указано, что истец является вдовой участника Великой Отечественной войны, участником данной войны, проживется по адресу: <адрес изъят>, с ней проживают ещё три человека. До 29.12.2010г. истец проживала по адресу: <адрес изъят>, где также проживали 4 человека. Н.Салиховой было отказано в постановке на учёт нуждающихся в жилых помещениях, однако данный отказ является односторонним, истец незаслуженно ущемлена в своих правах.
Дело рассмотрено в отсутствие истца, а также её представителя, извещённых о судебном заседании надлежащим образом. Ходатайство представителя истца об отложении разбирательства дела по причине её выезда в г.Москву отклонено, поскольку, во-первых, неявка представителя стороны безусловным основанием для отложения дела не является, при чём истец об этом суд не просила. Во-вторых, выезд представителя в другой город без обоснования необходимости его выезда уважительной причины неявки не является. В-третьих, сведений о причинах неявки истца не было представлено.
Представитель ответчика иск не признал по причине обеспеченности истца жилым помещением, законности оспариваемого отказа.
Выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со ст.21 Федерального закона от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах» (далее – Закон) меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны (далее также – погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
Указанным лицам предоставляется мера социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями ст.23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак.
Согласно ст.23.2 Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций, которые зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 7.06.2006г. №275 установлено, что обеспечение жильем граждан, имеющих право на улучшение жилищных условий за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, в соответствии с Законом производится путем предоставления им субсидий на приобретение жилья. Постановлением также утверждено Положение о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан.
Согласно пункту 4 указанного Положения предоставление субсидий на приобретение жилья производится в порядке очередности согласно сводному списку получателей субсидии, сформированным Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан на основании списков исполнительных комитетов муниципальных образований Республики Татарстан (заверенных подписью руководителя и печатью), где граждане встали на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Исполнительные комитеты муниципальных образований Республики Татарстан обязаны в течение года извещать Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о наступлении у граждан обстоятельств, влекущих изменение права на получение субсидий.
В соответствии со ст.51 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее – нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Согласно части 3 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Постановлением Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани от 12.07.2006г. №1401 установлена учётная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в размере не более 12кв.м общей площади жилого помещения.
В соответствии с Положением об Администрации (ответчике по делу), утверждённым Решением представительного органа муниципального образования г.Казани от 24.12.2005г. №11-5, к компетенции Администрации отнесено принятие на учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях, снятие с учета, формирование учетных дел граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях по договору социального найма на территории Советского района муниципального образования г.Казани.
Установлено, что Н.Салихова является вдовой участника Великой Отечественной войны, что не оспаривал ответчик и подтверждается удостоверениями органов социальной защиты, справкой Военного комиссара Камбарского района.
17.11.2010г. Н.Салихова обратилась в Администрацию с заявлением о принятии на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Пунктом 2.2 распоряжения Главы Администрации от 8.12.2010г. <номер изъят> «О постановке на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях согласно Федеральному закону от 21.12.2009г. №327-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах» Н.Салиховой отказано в признании нуждающейся в жилых помещениях и в принятии на учёт в связи с тем, что она проживает в квартире по адресу: <адрес изъят>, общей площадью 57,8кв.м., на указанной площади зарегистрировано 4 человека, уровень обеспеченности общей площади на одного члена семьи составляет 14,45кв.м.
Действительно, Н.Салихова на момент обращения в Администрацию с заявлением о принятии на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, принятия оспариваемого отказа и до 29.12.2010г. проживала и была зарегистрирована по месту жительству по адресу: <адрес изъят>. Данная квартира принадлежала на праве общей собственности по ? доли каждому дочери истца З.Х.Милюковой и внуку истцу Н.А.Милюкову на основании договора купли-продажи квартиры от 12.05.2003г., свидетельств о государственной регистрации права. Общая площадь этой квартиры составляет 57,8кв.м., всего в квартире проживали, были зарегистрированы по месту жительства с 5.07.2003г. 4 человека (Н.Салихова, З.Х.Милюкова, Н.А.Милюков, Н.В.Русских).
Согласно части 1 ст.31 ЖК РФ истец являлась членом семьи собственников квартиры.
С учётом того, что иного жилого помещения у истца и челнов её семьи не было, совокупный уровень обеспеченности общей площади на каждого члена семьи составлял 14,45кв.м. (57,8кв.м. / 4 члена семьи), что превышает установленную норму постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, отказ Администрации в постановке Н.Салиховой на учёт нуждающихся в жилых помещениях, выраженный в распоряжении от 8.12.2010г. <номер изъят>, является законным и обоснованным.
Довод истца о том, что с 29.12.2010г. она проживет в квартире по адресу: <адрес изъят> ввиду этого является нуждающейся в жилых помещениях, отклоняется.
Во-первых, изменение у истца жилищных условий, в результате которого у неё появляется право на постановку на учёт в качестве нуждающейся в жилых помещениях, после принятия Администрацией отказа, незаконность отказа не влечёт. В этом случае истец должна повторно обратиться с соответствующим заявлением в орган местного самоуправления.
При этом адрес проживание истца: <адрес изъят> относится к территории <адрес изъят> района г.Казани, поэтому ответчик уже не является органом, компетентным рассматривать это заявление и принимать решение о постановки Н.Салиховой на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Во-вторых, квартира, находящаяся по адресу: <адрес изъят>, состоит из трёх комнат, её собственником на основании договоров купли-продажи комнат от 2.11.2010г. и свидетельств о государственной регистрации права является дочь истца З.Х.Милюкова. Всего в данной квартире проживают и зарегистрированы по месту жительства 4 человека (Н.Салихова, З.Х.Милюкова, Н.А.Милюков, Н.В.Русских). В выписке из домовой книги Н.В.Русских указан в качестве супруга собственника З.Х.Милюковой. Общая площадь квартиры с учётом площади всех трёх жилых комнат, а также площади других помещений составляет 66,1кв.м., что подтверждается техническими паспортами на квартиру.
Согласно части 1 ст.31 ЖК РФ истец являлась членом семьи собственника квартиры.
Таким образом, совокупный уровень обеспеченности общей площади на каждого члена семьи составляет 16,525кв.м. (66,1кв.м. / 4 члена семьи), что превышает установленную норму постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
О наличии других законных оснований для признания истца нуждающейся в улучшении жилищных условий заявлено не было, поэтому иск отклоняется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении иска Н.Салиховой к МУ «Администрация Советского района Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» о признании незаконным отказа в постановке на учёт в качестве нуждающийся в улучшении жилищных условий, постановке на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через Советский районный суд г.Казани в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Б.Г.Абдуллаев