Решение по гражданскому делу по иску А.Д.Богдановой к МУ `Администрация Советского района Исполкома г.Казани` о признании распоряжения частично незаконным, постановке на учёт нуждающихся в жилых помещениях



Дело №2-1828/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 марта 2011г., г.Казань

Советский районный суд г.Казани в составе председательствующего судьи Б.Г.Абдуллаева,

с участием истца А.Д.Богдановой,

представителя ответчика МУ «Администрации Советского района Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» Р.Г.Шарафутдинова,

при секретаре судебного заседания Ю.В.Волковой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Богдановой А.Д. к МУ «Администрации Советского района Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» о признании распоряжения частично незаконным, постановке на учёт нуждающихся в жилых помещениях,

УСТАНОВИЛ:

А.Д.Богданова обратилась в суд с иском к МУ «Администрация Советского района Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» (далее – Администрация) о признании незаконным распоряжения Главы Администрации от 31.12.2010г. №1667р «О постановке на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки и внесении изменений в учётные дела очередников, состоящих на учёте в системе социальной ипотеки» в части отказа в постановке на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий, о признании А.Д.Богдановой с семьёй в составе двух человек нуждающейся в улучшении жилищных условий, возложении на Администрацию обязанности включить истца с семьёй в составе двух человек в состав участников программы социальной ипотеки с момента подачи заявления о постановке на учёт, то есть с 6.12.2010г. В обоснование требований указано, что истцу было отказано в постановке на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с тем, что совокупный уровень обеспеченности общей площадью на одного члена семьи с учётом собственности совместно проживающих членов семьи составляет 19,17кв.м. Однако совокупный уровень обеспеченности на одного члена семьи истца в составе двух человек составляет 15,08кв.м. Ответчик незаконно отнёс сестру истца Д.Д.Хасанову к членам её семьи и учёл жилые помещения, принадлежащие ей на праве собственности.

При рассмотрении дела истец иск поддержала, при этом в качестве дополнения к основаниям иска сообщила о рождении у неё <дата изъята> ребёнка.

Представитель Администрации иск не признал ввиду того, что истец не нуждается в улучшении жилищных условий.

Дело рассмотрено в отсутствии третьего лица Д.Д.Хасановой, извещённой о судебном заседании надлежащим образом.

Выслушав объяснения истца, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со ст.51 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее – нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Отношения в области государственной поддержки развития жилищного строительства в Республике Татарстан, в том числе возникающие в связи с приобретением, строительством или реконструкцией гражданами индивидуального и многоквартирного жилья и объектов инженерной инфраструктуры, посредством реализации различных жилищных программ как за счет государственных, внебюджетных, так и привлеченных средств, регулируются Законом Республики Татарстан от 27.12.2004г. №69-ЗРТ «О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан», который предусмотрел право граждан на предоставление жилья по социальной ипотеке – в рассрочку в соответствии с основными требованиями, предъявляемыми к государственной поддержке развития жилищного строительства.

В целях реализации указанного Закона, создания единой системы учета для приобретения жилых помещений по социальной ипотеке Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15.04.2005г. №190 были утверждены Правила и порядок постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан (далее – Правила).

Данные Правила определяют правила и порядок обращения граждан Российской Федерации, являющихся жителями Республики Татарстан, зарегистрированных по постоянному месту жительства, с заявлением о постановке на учет предоставления жилых помещений в рассрочку в соответствии с основными требованиями, предъявляемыми к государственной поддержке развития жилищного строительства, определенными законодательством (по социальной ипотеке).

Согласно Правилам норма постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки – размер общей площади в объектах жилищных прав, приходящийся на одного члена семьи (пункт 2.2).

Совокупный уровень обеспеченности общей площади в объектах жилых прав - суммарный размер общей площади всех жилых помещений (доли жилых помещений), занимаемых членами семьи по договору найма и (или) принадлежащих им на праве собственности (пункт 2.3).

Заявитель – житель Республики Татарстан, зарегистрированный по постоянному месту жительства, подающий заявление от имени семьи, нуждающейся в улучшении жилищных условий, членом которой он является (либо от своего имени, если не состоит в браке), с целью постановки на учет для получения государственной поддержки в порядке, установленном Законом Республики Татарстан «О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан» (пункт 2.4).

Члены семьи собственника жилого помещения - проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его дети, родители и супруг. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи (пункт 2.5).

Норма постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки устанавливается в размере менее 18 квадратных метров общей площади на одного члена семьи (пункт 3).

В соответствии с пунктом 5.1 Правил общеобязательными основаниями постановки на учет семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, являются: подача Заявителем заявления по месту жительства или месту работы о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки; осуществление трудовой деятельности Заявителями и трудоспособными членами семьи; совокупный уровень обеспеченности общей площадью на одного члена семьи в объектах жилищных прав менее нормы принятия на учет, определенной пунктом 3 Правил; наличие ежемесячного совокупного дохода на одного члена семьи, обеспечивающего суммарно прожиточный минимум каждого члена семьи и гарантирующего своевременное погашение ежемесячных текущих платежей по выкупу жилых помещений в собственность.

В силу пункта 10 Правил заявителю в постановке на учет отказывается в случае представления документов, которые не подтверждают права постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, закрепленных в пункте 7.1 Правил.

Установлено, что А.Д.Богданова и Ю.А.Богданов состоят в браке с <дата изъята>.

6.12.2010г. А.Д.Богданова обратилась в Администрацию с заявлением о постановке её семьи в составе 2-х человек на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий по системе социальной ипотеке. Распоряжением Главы Администрации от 31.12.2010г. №1667р «О постановке на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки и внесении изменений в учётные дела очередников, состоящих на учёте в системе социальной ипотеки» А.Д.Богдановой с семьёй в составе 2-х человек (в том числе супруг) отказано в постановке на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, поскольку совокупный уровень обеспеченности общей площадью жилья на одного члена в семье с учётом собственности совместно проживающих членов семьи составляет 19,17кв.м.

Оценивая правомерность данного отказа, суд исходит из следующих обстоятельств.

А.Д.Богданова проживает и зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес изъят>. Указанное жилое помещение состоит из трёх комнат общей площадью 75,5кв.м., принадлежит на праве общей долевой собственности истцу А.Д.Богдановой (добрачная фамилия <данные изъяты>), её матери Х.Х.Нигматуллиной и сестре Д.Д.Хасановой (добрачная фамилия <данные изъяты>) по 1/3 доли каждому. Следовательно, на каждого участника права общей долевой собственности приходится по 25,16кв.м. (75,5кв.м. / 3 человека).

Супруг истца Ю.А.Богданов зарегистрирован по месту жительства и имеет право на проживание по договору социального найма в жилом помещении, находящемся по адресу: <адрес изъят> общей площадью 25кв.м. В данном жилом помещении на момент обращения истца в Администрацию всего проживали и были зарегистрированы по месту жительства 5 человек, поэтому доля общей площади жилья, приходившаяся на Ю.А.Богданова, составляла 5кв.м. (25кв.м. / 5 человек).

При определении уровня обеспеченности семьи истца общей площадью жилья необходимо учитывать суммарный размер общей площади всех жилых помещений (доли жилых помещений), занимаемых истцом, её супругом Ю.А.Богдановым и матерью Х.Х.Нигматуллиной, поскольку последняя отнесена к членам семьи заявителя пунктом 2.5 Правил, а также частью 1 ст.31 ЖК РФ. Х.Х.Нигматуллина фактически проживает совместно с истцом по адресу: <адрес изъят>, зарегистрирована по месту жительства по данному адресу. Истец в судебном заседании подтвердила совместное проживание с матерью одной семьёй.

Таким образом, суммарная общая площадь всех жилых помещений, занимаемых и принадлежащих членам семьи заявителя на момент её обращения к ответчику, составлял 55,32кв.м. (25,16кв.м. + 5кв.м. + 25,16кв.м.), совокупный уровень обеспеченности общей площади на каждого члена семьи составлял 18,44кв.м. (55,32кв.м. / 3 члена семьи), что превышает установленную Правилами норму постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки.

При этом учёт в оспариваемом распоряжении Администрации в качестве члена семьи истца её сестры Д.Д.Хасановой и определение уровня обеспеченности общей площадью жилья А.Д.Богдановой с учётом общей площади жилых помещений, принадлежащих Д.Д.Хасановой, является неправильным.

Пунктом 2.5 Правил сёстры не отнесены к членам семьи собственника жилого помещения.

Кроме того, Д.Д.Хасанова была вселена в квартиру <адрес изъят> не как член семьи А.Д.Богдановой либо Х.Х.Нигматуллиной, а как самостоятельный участник права общей долевой собственности на жилое помещение. Д.Д.Хасанова с <дата изъята> состоит в браке, то есть образовала свою отдельную семью.

Однако даже при определении уровня обеспеченности общей площадью жилых помещений А.Д.Богдановой без учёта общей площади жилых помещений, принадлежащих Д.Д.Хасановой, на момент обращения в Администрацию и вынесения оспариваемого распоряжения истец не являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки.

При таких обстоятельствах суд отказывает в удовлетворении иска А.Д.Богдановой в части признания распоряжения незаконным и постановки на учёт нуждающихся в жилых помещениях с момента обращения в Администрацию с 6.12.2010г.

Вместе с тем, <дата изъята> у А.Д.Богдановой и Ю.А.Богданова родился сын Э., который был зарегистрирован по месту жительства отца по адресу: <адрес изъят>. Поэтому в настоящее время в данном жилом помещении всего проживает и зарегистрировано 6 человек, доля общей площади жилья, приходящаяся на Ю.А.Богданова и его сына Эльдара, составляет по 4,16кв.м. на каждого (25кв.м. / 6человек).

Следовательно, в настоящее время суммарная общая площадь всех жилых помещений, занимаемых и принадлежащих членам семьи А.Д.Богдановой, составляет 58,64кв.м. (25,16кв.м. + 4,16кв.м. + 4,16кв.м. + 25,16кв.м.), совокупный уровень обеспеченности общей площади жилья на каждого члена семьи составляет 14,66кв.м. (58,64кв.м. / 4 члена семьи), что ниже установленной Правилами нормы постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки.

То есть на момент рассмотрения дела А.Д.Богданова с семьёй в составе уже трёх человек является нуждающейся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки, поэтому соответствующее требование удовлетворяется.

Несмотря на это, суд не может обязать Администрацию поставить А.Д.Богданову с семьёй в составе 3 человек на учёт нуждающихся, поскольку Правилами предусмотрен заявительный порядок постановки на учёт, обязательным требованием является подача соответствующего заявления. Истцу необходимо обратиться в Администрацию с заявлением о постановке на учёт с семьёй в составе 3-х человек, а не 2-х, как она обращалась ранее, только со времени такого обращения она может быть поставлена на учёт нуждающихся.

На основании изложенного и руководствуясь ст.198 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить частично.

Признать Богданову А.Д. с семьёй в составе трёх человек нуждающейся в улучшении жилищных условий по системе социальной ипотеки с 14 марта 2011г.

Отказать в удовлетворении иска А.Д.Богдановой к МУ «Администрации Советского района Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» в части признания распоряжения частично незаконным и постановки на учёт нуждающихся в жилых помещениях с 6.12.2010г.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через Советский районный суд г.Казани в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья Б.Г.Абдуллаев