Решение по гражданскому делу по иску Ш.Х.Байгильдина к МУ `Администрация Советского района Исполкома г.Казани` о признании распоряжения частично недействительным, постановке на учет нуждающегося в жилом помещении



Дело №2-2540/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 марта 2011г., г.Казань

Советский районный суд г.Казани в составе председательствующего судьи Б.Г.Абдуллаева,

с участием истца Ш.Х.Байгильдина,

представителя ответчика Администрации Советского района Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани Р.Г.Шарафутдинова,

при секретаре судебного заседания Ю.В.Волковой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Байгильдина Ш.Х. к Администрации Советского района Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани о признании распоряжения частично недействительным, постановке на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении,

УСТАНОВИЛ:

Ш.Х.Байгильдин обратился в суд с иском к Администрации Советского района Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани (далее – Администрация) о признании недействительным пункта 4.5 распоряжения Главы Администрации от 28.09.2010г. №1136р «О постановке на учёт нуждающихся в жилых помещениях согласно Федеральному закону от 21.12.2009г. №327-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах», возложении на Администрацию обязанности поставить Ш.Х.Байгильдина на учёт на получение жилого помещения как нуждающегося в улучшении жилищных условий. В обоснование требований указано, что истцу как ветерану, участнику Великой Отечественной войны было отказано в постановке на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с тем, что он таковым не является, ухудшил свои жилищные условия, что не соответствует действительности.

При рассмотрении дела истец иск поддержал по изложенным в нём основаниям.

Представитель ответчика иск не признал по причине обеспеченности истца жилым помещением.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со ст.15 Федерального закона от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах» (далее – Закон) участникам Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляется мера социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем, которое осуществляется в соответствии с положениями ст.23.2 Закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Согласно ст.23.2 Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.15 Закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 7.06.2006г. №275 установлено, что обеспечение жильем граждан, имеющих право на улучшение жилищных условий за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, в соответствии с Законом производится путем предоставления им субсидий на приобретение жилья. Постановлением также утверждено Положение о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан.

Согласно пункту 4 указанного Положения предоставление субсидий на приобретение жилья производится в порядке очередности согласно сводному списку получателей субсидии, сформированным Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан на основании списков исполнительных комитетов муниципальных образований Республики Татарстан (заверенных подписью руководителя и печатью), где граждане встали на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Исполнительные комитеты муниципальных образований Республики Татарстан обязаны в течение года извещать Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о наступлении у граждан обстоятельств, влекущих изменение права на получение субсидий.

В соответствии со ст.51 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее – нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Согласно части 3 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

В силу ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Постановлением Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани от 12.07.2006г. №1401 установлена учётная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в размере не более 12кв.м общей площади жилого помещения.

В соответствии с Положением об Администрации (ответчике по делу), утверждённым Решением представительного органа муниципального образования г.Казани от 24.12.2005г. №11-5, к компетенции Администрации отнесено принятие на учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях, снятие с учета, формирование учетных дел граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях на территории Советского района муниципального образования г.Казани.

Установлено, что Ш.Х.Байгильдин является участником Великой Отечественной войны, что не оспаривал ответчик и подтверждается удостоверением отдела социальной защиты Советского района Управления социальной защиты Министерства социальной защиты Республики Татарстан в г.Казани.

Пунктом 4.5 распоряжения Главы Администрации от 28.09.2010г. №1136р «О постановке на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях согласно Федеральному закону от 21.12.2009г. №327-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах» Ш.Х.Байгильдину отказано в признании нуждающимся в жилых помещениях и в принятии на учёт в связи с тем, что он проживает в собственной квартире по адресу: <адрес изъят>, общей площадью 33,5кв.м., на указанной площади зарегистрировано всего 3 человека, в том числе с 9.07.2010г. К.Р.Мухаметова, что ухудшило жилищные условия истца. Кроме того, уровень обеспеченности общей площади на одного члена семьи составляет 16,22кв.м.

Действительно, Ш.Х.Байгильдин проживает и зарегистрирован по месту жительству по адресу: <адрес изъят>. Данная квартира принадлежит на праве собственности истцу на основании договора на передачу жилого помещения в собственность граждан от 11.11.1995г., общая площадь квартиры составляет 33,5кв.м. Кроме Ш.Х.Байгильдина, в квартире проживают и зарегистрированы по месту жительства его сын И.Ш.Байгильдин (с 27.04.1999г.) и внучка К.Р.Мухаметова (с 9.07.2010г.).

Вселение внучки К.Р.Мухаметовой в квартиру истца расценивается как совершённое с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях. При этом суд исходит из того, что К.Р.Мухаметова до 9.07.2010г. проживала в жилом помещении, находящемся по адресу: <адрес изъят>, состоящем из 2-х комнат, общей площадью 45,5кв.м., которое принадлежало и принадлежит ей на праве общей совместной собственности. С учётом количества участников права общей совместной собственности (всего 3 человека) на долю К.Р.Мухаметовой приходится 15,16кв.м. Поэтому её вселение в квартиру истца, которое состоит из 1-ой комнаты, а на долю К.Р.Мухаметовой приходится только 11,16кв.м., ухудшило её жилищные условия. При этом К.Р.Мухаметова является несовершеннолетней, её мать осталась проживать в <адрес изъят>, а она вселилась в квартиру к лицам противоположного пола.

Довод Ш.Х.Байгильдина о том, что внучка была вселена к нему для осуществления ухода за ним, суд отклоняет, поскольку доказательств нуждаемости истца в постоянном постороннем уходе не представлено. Кроме того, с истцом проживает сын, который может и обязан ухаживать за отцом.

Необходимо отметить, что суммарная общая площадь всех жилых помещений, занимаемых и принадлежащих членам семьи истца с учётом общей площади жилья, принадлежащей и Ш.Х.Байгильдину, и К.Р.Мухаметовой, составляет 48,66кв.м. (33,5кв.м. + 15,16кв.м.), совокупный уровень обеспеченности общей площади на каждого члена семьи составляет 16,22кв.м. (33,5кв.м. / 3 члена семьи), что превышает установленную норму постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Довод Ш.Х.Байгильдина о том, что ему необходимо переехать в <адрес изъят> район г.Казани для осуществления общественной деятельности не имеет правовое значение для дела, поскольку данное обстоятельство не является основанием для признания гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий.

О наличии других законных оснований для признания истца нуждающимся в улучшении жилищных условий заявлено не было.

Поскольку Ш.Х.Байгильдин не нуждается в улучшении жилищных условий, иск отклоняется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.198 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении иска Ш.Х.Байгильдина к Администрации Советского района Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани о признании распоряжения частично недействительным, возложении обязанности поставить на учёт на получение жилого помещения как нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через Советский районный суд г.Казани в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья Б.Г.Абдуллаев