решение по заявлению межрайонного природоохранного прокурора к МУП `Водоканал`



Дело № 2 - 2630/11


РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

10 мая 2011 года город Казань

Советский районный суд города Казани в составе:

председательствующего судьи Пичуговой О. В.

при секретаре судебного заседания Потаповой Ю. Ю.,

с участием:

представителя заявителя - Казанского межрайонного природоохранного прокурора - старшего помощника прокурора Шадриной Е. Б., действующей на основании доверенности от 01.03.2011 года,

представителей ответчика – Муниципального унитарного предприятия «Водоканал» (далее – МУП «Водоканал») Ибрагимовой А. А., действующей на основании доверенности от 11.01.2011 года, и Лизунковой Н. М., действующей на основании доверенности от 12.04.2011 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении зала № 113 Советского районного суда города Казани гражданское дело по заявлению Казанского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации, к Муниципальному унитарному предприятию «Водоканал» о присуждении к исполнению обязанности в натуре по обеспечению нормативного качества сточных вод, сбрасываемых в Куйбышевское водохранилище и реку Казанка,

УСТАНОВИЛ:

Казанский межрайонный природоохранный прокурор (далее также прокурор), действуя в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации, обратился в суд с заявлением к МУП «Водоканал» (далее также ответчик) о присуждении к исполнению обязанности в натуре по обеспечению нормативного качества сточных вод, сбрасываемых в Куйбышевское водохранилище и реку Казанка.

В обоснование своих требований прокурор указал, что в ходе проведенной проверки соблюдения природоохранного законодательства были выявлены нарушения действующего законодательства при сбросе загрязняющих веществ в водный объект со стороны ответчика. Основным видом деятельности ответчика является надежное и качественное снабжение городских потребителей водой, обеспечение бесперебойной работы систем водоотведения в соответствии нормативными документами. Водопотребление осуществляется из поверхностного источника (Волжский водозабор) и из около 20-ти подземных водозаборов.

Смешанные промышленные и бытовые стоки города Казани по поселку Крутушка сбрасываются ответчиком в водные объекты (Куйбышевское водохранилище и реку Казанка) по 3 выпускам:

1 выпуск – Биологические очистные сооружения Казани (далее - БОС), расположенные в поселке Победилово. Сточные воды в Куйбышевское водохранилище сбрасываются после очистки через глубоководный рассеивающий выпуск. Объем сбрасываемых сточных вод в 2009 году составил 175 млн. куб. м/г. Категория сточных вод – недостаточно очищенные, так как не соответствуют характеристикам вод рыбохозяйственного водоема;

2 выпуск – береговой выпуск промывных вод Волжского водозабора, то есть сточные воды после промывки скорых фильтров. Указанные сточные воды поступают в водный объект – Куйбышевское водохранилище без очистки в объеме 8 млн. куб. м/г;

3 выпуск – БОС поселка Крутушка. Сточные воды в реке Казанка сбрасываются после очистки через береговой выпуск. Категория сточных вод - недостаточно очищенные, так как не соответствуют характеристикам вод рыбохозяйственного водоема.

Ответчик имеет по 1 выпуску решение о предоставлении водного объекта в пользование сроком до 02.06.2011 года, по 2-ому и 3-ему выпускам разрешительные и нормативно-технические документации отсутствуют.

Согласно отчету федерального государственного статистического наблюдения формы № 2тп (водхоз) «Сведения об использовании воды за 2010 год», общий объем недостаточно очищенных сточных вод с выпуска №1 (БОС) в реку Волга составил 113021,58 тысяч кубических метров, с выпуска № 2 в реку Волга – 8707,78 тысяч кубических метров, с выпуска № 3 в реку Казанка – 76,18 тысяч кубических метров.

Результаты анализов проб сточных вод ответчика за 2010 год показали, что недостаточно очищенные сточные воды предприятия из 1-ого выпуска ежедневно поступают в водный объект – Куйбышевское водохранилище (река Волга) с превышением предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ по следующим показателям: БПК5, нитритам, фосфатам, азоту аммонийному, нефтепродуктам, железу, меди. Недостаточно очищенные сточные воды предприятия из 2-ого выпуска поступают в водный объект – Куйбышевское водохранилище (река Волга) с превышением предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ по следующим показателям: взвешенным веществам, алюминию. Также из 3-его выпуска ежедневно поступают в водный объект – река Казанка с превышением предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ по следующим показателям: нитритам, фосфатам, азоту аммонийному, нефтепродуктам, железу, меди.

В 2006 году Управлением Ростехнадзора по Республике Татарстан ответчику было выдано разрешение на сброс загрязняющих веществ, где были установлены лимиты временно согласованного сброса (далее – ВСС) сроком действия до 02.03.2008 года. Ответчиком был разработан план мероприятий по поэтапному достижению предельно допустимого сброса вредных веществ со сточными водами в 2007 – 2011 годах. Однако указанные мероприятия ответчиком в установленный срок не выполнены.

29.02.2008 года Управлением Ростехнадзора по Республике Татарстан была проведена проверка МУП «Водоканал», в ходе которой были выявлены аналогичные нарушения природоохранного законодательства и было выдано предписание о проведении мероприятий по снижению концентраций вредных (загрязняющих) веществ в сбрасываемых сточных водах до нормативов допустимого воздействия при сбросе сточных вод.

30.09.2010 года Управлением Ростехнадзора по Республике Татарстан было выдано предписание об обеспечении соответствия качества сбрасываемых сточных вод требованиям, предъявляемым к воде водных объектов питьевого, хозяйственно-бытового, рекреационного водопользования, в водные объекты реки Волга и реки Казанка в срок до 15.10.2010 года. Указанные предписания ответчиком не были выполнены.

Прокурор просил присудить МУП «Водоканал» к исполнению обязанности в натуре – в двенадцатимесячный срок со дня вступления решения в законную силу обеспечить нормативную очистку сбрасываемых предприятием сточных вод в Куйбышевское водохранилище (река Волга) с выпуска № 1 (БОС), с выпуска № 2 (Волжский водозабор); в реку Казанка с выпуска № 3 (сточные воды поселка Крутушка после очистки на БОС)

В судебном заседании прокурор заявление поддержал.

Представители ответчика возражали против удовлетворения исковых требований.

Представитель третьего лица - Отдела водных ресурсов по Республике Татарстан Нижнее-Волжского БВУ судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель третьего лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Татарстан в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания был извещен, о причинах неявки суду не сообщил.

Исследовав материалы дела, выслушав прокурора, представителей ответчика, суд приходит к следующему выводу.

Согласно статье 22 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц – природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.

В соответствии с частью 4 статьи 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется путем:

признания права;

восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;

признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;

самозащиты права;

присуждения к исполнению обязанности в натуре;

возмещения убытков;

взыскания неустойки;

компенсации морального вреда;

прекращения или изменения правоотношения;

неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;

иными способами, предусмотренными законом.

В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с частью 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Судом установлено, что в ходе проведенной заявителем проверки соблюдения природоохранного законодательства были выявлены нарушения действующего законодательства, допущенные ответчиком при сбросе загрязняющих веществ в водный объект, следующего характера: сброс недостаточно очищенных сточных вод, которые поступают в Куйбышевское водохранилище (река Волга) и реку Казанка с превышением предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ; по 2-ому и 3-ему выпускам отсутствие разрешительной и нормативно-технической документации.

Из пояснений представителей ответчика, данных в судебном заседании, следует, что МУП «Водоканал» обеспечивает бесперебойную работу системы водоотведения города Казани. Проектная эффективность очистки БОС города Казани и поселка Крутушка не соответствует современным требованиям. При проектировании Волжского водозабора не была предусмотрена очистка промывных вод. Мероприятия, выполненные в процессе эксплуатации указанных очистных сооружений, позволили максимально улучшить качество очистки сточных вод. Ежегодно выполняется текущий ремонт сооружений и оборудования. При условии полного финансирования реконструкция БОС города Казани займет ориентировочно не менее 3-5 лет, для реконструкции очистных сооружений поселка Крутушка потребуется полтора года. Реализация проектов по строительству и реконструкции объектов БОС МУП «Водоканал» предусмотрена до 2018 года.

Согласно пунктам 1,2 статьи 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Таким образом, закон предусматривает конкретный вид правовой защиты неопределенного круга лиц в случае установления опасности причинения вреда в результате несоответствующей требованиям закона хозяйственной деятельности лица в будущем. Поэтому требование прокурора о присуждении к исполнению обязанности в натуре по обеспечению нормативного качества сточных вод, сбрасываемых в Куйбышевское водохранилище и реку Казанка, является ненадлежащим способом защиты права. Иные требования прокурором заявлены не были.

Кроме того, надежное и качественное снабжение городских потребителей водой, обеспечение бесперебойной работы систем водоотведения в соответствии с нормативными документами, обеспечение очистки и обработки стоков, их обеззараживания, отвода от очистных сооружений, контроль за качеством сбрасываемых сточных вод, проектирование, строительство, капитальный и текущий ремонт, содержание и реконструкция сооружений инженерной защиты на подрядной основе составляют цели и предмет деятельности ответчика. Поэтому суд полагает, что присуждение ответчику к исполнению в натуре обязанности, которая составляет его повседневную деятельность, не имеет под собой оснований.

Решением Казанской городской думы № 11 – 40 от 29.04.2009 года была утверждена инвестиционная программа МУП «Водоканал» на 2010 – 2012 годы. Решением Казанской городской думы № 5 – 53 от 03.11.2010 года в указанное решение были внесены изменения. В инвестиционной программе запланированы мероприятия, связанные с реконструкций систем водоочистки и водоотведения, а также объемы и источники их финансирования. Из представленного Плана мероприятий по строительству и реконструкции объектов ОСК следует, что производство соответствующих работ МУП «Водоканал» планируется в течение 2010 - 2018 годов поэтапно за счет собственных и заемных денежных средств.

С учетом всех изложенных выше обстоятельств суд оснований для удовлетворения заявления прокурора не находит.

Руководствуясь статьями 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Казанского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации, к Муниципальному унитарному предприятию «Водоканал» о присуждении к исполнению обязанности в натуре по обеспечению нормативного качества сточных вод, сбрасываемых в Куйбышевское водохранилище и реку Казанка отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через Советский районный суд города Казани в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: подпись.

Решение в окончательной форме составлено 16 мая 2011 года.

Судья: подпись.