Решение по иску Ахметшиной к УПФ о восстановлении права на получение пенсии



Дело №2-4452/11

Р Е Ш Е Н И ЕИ м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

7 июня 2011 года г. Казань

Советский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Кашапова Р.С.,

при секретаре Бусыгине Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ахметшиной С.А. к Управлению пенсионного фонда РФ в Советском районе г. Казани о восстановлении права на получение пенсии, суд

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратилась в суд с иском к ответчику по тем основаниям, что 5 августа 2010 года к ней обратилась <данные изъяты>., которая является ее тетей, после выписки из онкологической больницы с просьбой о том, чтобы она забрала ее к себе, ухаживала за ней. 13 августа 2010 года она зарегистрировала ее в своем жилом помещении. <данные изъяты> выдала ей доверенность на право получения ее пенсии, пенсию она получала в отделении Сбербанка РФ. 4 марта 2011 года <данные изъяты> умерла. Она понесла расходы на ее похороны и проведение поминок. Вскоре после смерти <данные изъяты> она обратилась в отделение Сбербанка РФ по поводу получения пенсии умершей за март 2011 года, однако ей сообщили, что денежные средства не поступили, после она обратилась в Управление пенсионного фонда РФ в Советском районе г. Казани, где ей указали на необходимость установления факта родственных отношений с умершей <данные изъяты> Она считает такие действия ответчика незаконными, поскольку у нее имеется доверенность от 17 августа 2010 года, где указано ее право на получение пенсии. Пенсия умершей за март 2011 года должна быть ей выдана, ведь в начале марта 2011 года <данные изъяты> была жива.

На основании изложенного истец просит суд восстановить ее право на получение пенсии <данные изъяты> за март 2011 года, умершей 4 марта 2011 года.

В судебном заседании истец свои исковые требования поддержала.

Представитель ответчика иск не признал, пояснил, что для выплаты пенсии истцу необходимо установить факт ее родственных отношений.

Изучив материалы дела, выслушав стороны, суд считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 23 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», начисленные суммы трудовой пенсии, причитавшиеся пенсионеру в текущем месяце и оставшиеся не полученными в связи с его смертью в указанном месяце, не включаются в состав наследства и выплачиваются тем членам его семьи, которые относятся к лицам, указанным в пункте 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, и проживали совместно с данным пенсионером на день его смерти, если обращение за неполученными суммами указанной пенсии последовало не позднее чем до истечения шести месяцев со дня смерти пенсионера.

В силу ст. 9 названного Федерального закона, нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются:

1) дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, в том числе в иностранных образовательных учреждениях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей;

2) один из родителей или супруг либо дедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта, и не работают;

3) родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами;

4) дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, при отсутствии лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны их содержать.

Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом установлено, что как указывает заявитель <данные изъяты> являлась ее тетей. Согласно выписки из домовой книги жилого помещения истца, с 13 августа 2010 года <данные изъяты> проживала совместно с истцом и была зарегистрирована в жилом помещении, принадлежащем истцу. Как следует из доверенности от 17 августа 2010 года, выданной <данные изъяты> на имя истца, последняя получила от имени <данные изъяты> в том числе право на получение причитающейся <данные изъяты> пенсии с 1 августа 2010 года по 17 августа 2013 года. Позднее, 4 марта 2011 года <данные изъяты> умерла.

Как указывает истец, она не получила пенсию умершей за март 2011 года до ее смерти. А в настоящее время не может получить данную пенсию, поскольку ответчик требует от нее факта установления родственных отношений, независимо от наличия доверенности.

Согласно действующего законодательства, в случае смерти получателя пенсии и наличия неполученной им пенсии на месяц его смерти, данная сумма пенсии не включаются в состав наследства и выплачиваются тем членам его семьи, которые относятся к лицам, указанным в пункте 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, и проживали совместно с данным пенсионером на день его смерти, если обращение за неполученными суммами указанной пенсии последовало не позднее чем до истечения шести месяцев со дня смерти пенсионера. В данном случае истец проживала совместно с умершей <данные изъяты>, однако не имеет документов, подтверждающих их родственные отношения. Следовательно, требование закона не соблюдено. Между тем, без указанных документов и без установления юридического факта родственных отношений между истцом и умершей <данные изъяты> ответчик не вправе выплатить истцу оставшуюся сумму пенсии умершей. После установления юридического факта родственных отношений либо представления документов, свидетельствующих о родственных отношениях между указанными лицами, пенсия <данные изъяты>. будет выплачена истцу. Таким образом, отказ ответчика в выплате истцу пенсии, оставшейся после смерти <данные изъяты> основан на законе.

Ссылка истца на имеющуюся у нее доверенность на право получение пенсии не основана на законе. Так, согласно действующего гражданского законодательства, действие доверенности прекращается в момент смерти лица, оформившего доверенность. То есть действие доверенности от 17 августа 2010 года, выданной <данные изъяты> прекратилось 4 марта 2011 года. Фактические действия, направленные истцом на получение пенсии умершей, то есть реализация права, предоставленного доверенностью, имели место после 4 марта 2011 года, а потому данная доверенность уже являлась недействительной.

При таких обстоятельствах суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований Ахметшиной С.А. отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска Ахметшиной С.А. к Управлению пенсионного фонда РФ в Советском районе г. Казани о восстановлении права на получение пенсии отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ через районный суд в течение 10 дней.

Судья Советского

районного суда г. Казани Р.С. Кашапов