решение по иску Петровых к КЭЧ




Подлинник Дело №2-3235/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 апреля 2011 года город Казань

Советский районный суд города Казани в составе:

председательствующего судьи Гисметдинова Г.М.,

при секретаре судебного заседания Хуснутдиновой Е.А.,

с участием:

истца – Петрова ФИО7,

истца – Петровой ФИО8,

рассмотрев в помещении Советского районного суда города Казани в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петрова ФИО9 и Петровой ФИО10 к Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации (далее – Департамент имущественных отношений МО РФ), Администрации Советского района Исполнительного комитета муниципального образования города Казани (далее – Администрация Советского района г. Казани), Исполнительному комитету муниципального образования города Казани (далее – ИК МО г. Казани) о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

У С Т А Н О В И Л:

Истцы обратились в суд с иском к ответчикам, в обоснование своих требований указав, что на основании договора социального найма жилого помещения <номер изъят> от <дата изъята> они проживают в квартире, расположенной по адресу: <адрес изъят>. С целью получить разрешение на приватизацию занимаемого ими жилого помещения истцы обратились с заявлением в Федеральное государственное квартирно-эксплуатационное учреждение «Казанская квартирно-эксплуатационная часть района» (далее - ФГКЭУ «Казанская КЭЧ района»), однако им было отказано по причине того, что данное жилое помещение на праве оперативного управления за ФГКЭУ «Казанская КЭЧ района» не закреплено. Исполнительный комитет муниципального образования г.Казани уклоняется от передаче жилого фонда Министерства обороны РФ в муниципальную собственность с 2007 года и по настоящее время. Ни ИК МО г. Казани, ни ФГКЭУ «Казанская КЭЧ района» не имеют полномочий на передачу квартиры в собственность истцов. На основании изложенного истцы просят признать право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес изъят>.

В судебном заседании истцы заявленные требования поддержали, просили удовлетворить.

Представители ответчиков - Департамента имущественных отношений МО РФ, Администрации Советского района г. Казани, ИКМО г. Казани в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель третьего лица ФГКЭУ «Казанская КЭЧ района», в судебное заседание не явился, имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представители третьих лиц Территориального управления Федерального агентства по управления государственным имуществом по РТ (далее – ТУ Росимущества по РТ), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее - Управление Росреестра по РТ) в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены, о причинах неявки суду не сообщили, возражений по существу заявленного требования суду не представили.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения истцов, руководствуясь нижеприведенными нормами законодательства, суд приходит к следующему.

Согласно статьи 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

В соответствии со статьей 1 Закона РФ от <дата изъята> <номер изъят>-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее – Закон о приватизации) приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

В силу статьи 2 Закона о приватизации граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

В соответствии с частью 3 статьи 8 Закона РФ Закона о приватизации в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Согласно пункта 1 статьи 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации, в которой государственный регистратор вправе отказать только по основаниям, указанным в абзацах четвертом, шестом, седьмом, девятом, десятом, одиннадцатом и двенадцатом пункта 1 статьи 20 настоящего Федерального закона.

Судом установлено, что истцы являются нанимателями жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес изъят> по договору социального найма жилого помещения <номер изъят> от <дата изъята>. Указанное жилое помещение было предоставлено истцам на основании ордера <номер изъят> от <дата изъята>.

Также в указанном жилом помещении проживают и зарегистрированы дети истцов Петров ФИО11, <дата изъята> рождения, и Петров ФИО12, <дата изъята> рождения, которые согласно имеющимся в материалах дела нотариально удостоверенным согласию <номер изъят> от <дата изъята> и отказу от приватизации <номер изъят> от <дата изъята>, соответственно, отказались от права на участие в приватизации квартиры расположенной по адресу: <адрес изъят>.

Согласно справкам Республиканского государственного унитарного предприятия Бюро технической инвентаризации Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан (РГУП БТИ) <номер изъят> и <номер изъят> от <дата изъята> по состоянию на 01.01.2000 года за истцами право собственности на жилые помещения в городе Казани не зарегистрировано.

Петров А.Н. и Петрова Е.В. обратились в ФГКЭУ «Казанская КЭЧ района» с просьбой провести регистрацию права собственности на указанную выше квартиру. Согласно ответу от 22.03.2011 года <номер изъят>, ФГКЭУ «Казанская КЭЧ района» не возражает против передачи квартиры в собственность, но данная квартира не закреплена на праве оперативного управления за ФГКЭУ «Казанская КЭЧ района». Следовательно, передача занимаемого истцами жилого помещения в собственность осуществляться не может.

На основании Распоряжения Правительства Российской Федерации №982-р от 25.07.2007 года 1 января 2009 года было создано ФГКЭУ «Казанская КЭЧ района». Согласно этому Распоряжению МО РФ было поручено определить перечень имущества, подлежащего передаче федеральным государственным квартирно-эксплуатационным учреждениям в оперативное управление, а Росимуществу – закрепить за учреждениями в оперативном управлении имущество, относящееся к федеральной собственности.

23 августа 2007 года ТУ Росимущества по РТ было издано Распоряжение №467-р «О безвозмездной передаче имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за Казанской квартирно-эксплуатационной частью Приволжско-Уральского военного округа Министерства обороны Российской Федерации, в собственность муниципального образования города Казани». В перечне передаваемого имущества значился жилой дом, в котором расположена квартира истцов.

30 мая 2007 года Руководителем ИКМО г. Казани было издано постановление № 1030 «Об утверждении перечня жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности города Казани», согласно которому квартира <адрес изъят> была включена в реестр муниципальной собственности.

16 ноября 2007 года представителем Казанской квартирно-эксплуатационной частью Приволжско-Уральского военного округа Министерства обороны Российской Федерации был подписан Акт приема передачи указанного выше имущества, принимающей стороной - ИКМО г. Казани Акт подписан не был.

03 июня 2009 года исполняющим обязанности Председателя Комитета земельных и имущественных отношений ИКМО г. Казани было издано Распоряжение № 569 р «Об исключении жилых помещений из постановления Руководителя Исполнительного комитета города Казани от 30.05.2007 года №1030», которым дом <адрес изъят> был исключен из постановления от 30 мая 2007 года № 1030 как ошибочно включенный.

Таким образом, в настоящее время жилой дом <адрес изъят> фактически находится в федеральной собственности, поскольку в муниципальную собственность в установленном порядке не принят.

Однако право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.

В том случае, если имеется распоряжение о передаче жилых помещений в муниципальную собственность, однако по каким-либо причинам они не переданы (не приняты), граждане не могут воспользоваться своим правом на приобретение в собственность принадлежащего им по договору социального найма жилого помещения, что нарушает положения статьи 35 Конституции Российской Федерации и статьи 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права.

Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.

Поскольку в данном случае невозможность реализации права на приватизацию занимаемого истцами жилого помещения не зависит от их воли, их требование о признании за ними права собственности на квартиру является правомерным и подлежит удовлетворению.

Согласно статьям 17 и 28 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Петрова ФИО13 и Петровой ФИО14 к Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, Администрации Советского района Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, Исполнительному комитету муниципального образования города Казани о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации удовлетворить.

Признать за Петровым ФИО15 и Петровой ФИО16 право собственности по 1/2 доли за каждым в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес изъят>.

Решение суда является основанием для регистрации права собственности Петрова ФИО17 и Петровой ФИО18 в Едином государственном реестре права на недвижимое имущество, прекращении права собственности Российской Федерации и права оперативного управления Федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения «Казанская квартирно-эксплуатационная часть района» на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес изъят>.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан в течение десяти дней со дня вынесения решения в окончательной форме через Советский районный суд города Казани.

Судья: Г.М. Гисметдинов