Дело №2-4574/11 9 августа 2011 года г. Казань Советский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Кашапова Р.С., при секретаре Жарковой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Цвелевой Л.А. к Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани, Муниципальному казенному учреждению «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» о признании действий незаконными, выдаче схемы, предоставлении земельного участка и перерасчете задолженности по арендной плате, суд У С Т А Н О В И Л: Истец обратилась в суд с иском к ответчикам по тем основаниям, что она является собственником здания пристроя к мастерской, назначение нежилое, одноэтажное, площадью 133,40 кв. м. литер М3, расположенное по адресу: <адрес изъят>. Данное здание расположено на земельном участке, кадастровый номер <номер изъят>, и ранее предоставленным в аренду ООО «Стройуниверсалсервис» постановлением Главы администрации г. Казани от 1 февраля 1999 года №184 сроком на десять лет под здание автосервиса. На данном участке также находится еще одно здание автомойки, которое принадлежит другому собственнику. С 2007 года она неоднократно пытается оформить земельный участок под ее зданием в собственность, но ей отказывают в этом. Последний раз, 24 марта 2011 года она обратилась в МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО г. Казани (далее – МКУ «КЗиО ИК МО г. Казани») с заявлением о предоставлении данного земельного участка в порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса РФ. Вначале на нее была возложена обязанность погасить задолженность по арендной плате, начиная с 1999 года, хотя она стала собственником здания на указанном земельном участке лишь в 2007 году. Позднее ей сообщили, что ей отказано в предоставлении земельного участка по тем основаниям, что земельный участок находится в границах красных линий. Она считает такой отказ неправомерным, наличие красных линий не является основанием предусмотренных законом для отказа в предоставлении ей земельного участка в собственность. Названный земельный участок не зарезервирован для государственных или муниципальных нужд, а потому неограничен в обороте. Также, в нарушение закона, ей не выдана схема расположения земельного участка. Кроме того, незаконно возложение на нее обязанности по оплате арендной платы на земельный участок площадью 520 кв. м. за период с 1999 года, поскольку она стала пользоваться участком лишь в 2007 году, а участок имеет площадь 476 кв. м. На основании изложенного истец просит суд признать незаконными действия МКУ «КЗиО ИК МО г. Казани» в отказе в предоставлении ей земельного участка по указанному адресу; признать незаконными действия ИК МО г. Казани, выразившиеся в невыдаче ей схемы расположения спорного земельного участка; обязать ИК МО г. Казани в месячный срок выдать ей названную схему; признать незаконными действия МКУ «КЗиО ИК МО г. Казани» по возложению на нее обязанности по оплате арендной платы за период с 1999 года по ноябрь 2007 года и обязать МКУ «КЗиО ИК МО г. Казани» произвести перерасчет по задолженности по оплате арендной платы за спорный земельный участок за указанный период. В судебном заседании представитель истца исковые требования уточнил и просил суд признать незаконными действия МКУ «КЗиО ИК МО г. Казани» в отказе предоставления истцу земельного участка площадью 476 кв. м., расположенного по адресу: <адрес изъят>; признать незаконными действия ИК МО г. Казани, выразившиеся в невыдаче истцу схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории под зданием площадью 476 кв. м. по адресу: <адрес изъят>; обязать ИК МО г. Казани в месячный срок выдать истцу схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории под зданием площадью 476 кв. м. по адресу: <адрес изъят>; обязать ИК МО г. Казани предоставить истцу в собственность земельный участок под зданием площадью 476 кв. м. по адресу: г<адрес изъят>; признать незаконными действия МКУ «КЗиО ИК МО г. Казани» по возложению на истца обязанности по оплате арендной платы за земельный участок с кадастровым номером <номер изъят> площадью 520 кв. м. за период с 1999 года по ноябрь 2007 года; обязать МКУ «КЗиО ИК МО г. Казани» произвести перерасчет задолженности истца по оплате арендной платы за земельный участок в период с ноября 2007 года по настоящее время, исходя из площади занимаемой зданием и площади необходимой для его использования – 476 кв. м. Представитель ответчика МКУ «КЗиО ИК МО г. Казани» иск не признал. Представитель ответчика ИК МО г. Казани не явился, извещен. Представитель третьего лица МУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г. Казани» просил суд в удовлетворении иска отказать. Изучив материалы дела, выслушав стороны и представителя третьего лица, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 25 ЗК РФ, права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". В силу ст. 27 ЗК РФ, оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами. В соответствии со ст. 28 ЗК РФ, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц. В силу ст. 29 ЗК РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса. Согласно ст. 36 ЗК РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем. В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка. Судом установлено, что истец Цвелева Л.А. является собственником здания пристроя к мастерской, назначение нежилое, одноэтажное, площадью 133,40 кв. м., инвентарный номер 4136, литер М3, расположенное по адресу: <адрес изъят>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 21 ноября 2007 года. Названное здание пристроя находится на земельном участке площадью 476 кв. м., кадастровый номер <номер изъят>, предоставленное в аренду на основании постановления Главы администрации г. Казани от 1 февраля 1999 года №184 прежнему арендатору ООО «Стройуниверсалсервис». Начиная с 2007 года истец пользуется названным земельным участком и в настоящее время желает оформить свое право собственности на него. Она обратилась с соответствующим заявлением в МКУ «КЗиО ИК МО г. Казани», однако письмом от 29 марта 2011 года №8529 ей было сообщено, что необходимо предоставить документы, а также погасить имеющуюся задолженность по договору аренды земельного участка в размере 602265 рублей 30 копеек, образовавшуюся также и за счет прежнего арендатора. Позднее, письмом от 29 апреля 2011 года №12068 ей было сообщено, что в соответствии с градостроительным заключением Управления архитектуры и градостроительства ИК МО г. Казани от 8 апреля 2011 года №31р-20-3070, рассмотрение вопроса о предоставлении ей спорного земельного участка в собственность невозможно до утверждения проекта планировки территории, в границах которой расположен земельный участок. Также, согласно письма ОАО «Институт «Казгражданпроект» от 11 мая 2011 года №702, формирование земельного участка может осуществляться после утверждения проекта планировки в соответствии с новыми красными линиями, поскольку в настоящее время по данному земельному участку проходит красная линия, запроектированная для расширения <адрес изъят> и резервирования территории под коридор магистральных инженерных коммуникаций. Истец, считая, что действиями ответчиков нарушены ее права и законные интересы, обратилась в суд с вышеуказанными требованиями. Как следует из вышеперечисленных документов, основанием для фактического отказа истцу в предоставлении земельного участка на праве собственности является расположение его в красных линиях и факта резервирования территории, на что также ссылаются представители ответчика и третьего лица. Вместе с тем, данные обстоятельства сами по себе не являются законными основаниям для отказа в предоставлении в собственность граждан земельных участков. Спорный земельный участок не изъят из оборота, запрет на его приватизацию не установлен, для государственных или муниципальных нужд участок не зарезервирован. Согласно ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, красные линии – линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее – линейные объекты). Линейные объекты на территории земельного участка истца не расположены, в данном случае красная линия обозначает планируемые границы расширенной <адрес изъят>, то есть территории общего пользования. При этом законом предусмотрена возможность отказа в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного в границах планируемой территории общего пользования, только в случае его резервирования. В соответствии со ст. 70.1 Земельного кодекса РФ, резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур. Резервирование земель допускается в зонах планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий. Земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем семь лет. Допускается резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства автомобильных дорог, железных дорог и других линейных объектов на срок до двадцати лет. Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации. Однако, представителями ответчиков и третьего лица, в нарушение статьи 56 ГПК РФ, не представлено суду доказательств того, что спорный земельный участок зарезервирован в установленном законом порядке. Кроме того, в соответствии с Положением о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 года №561, решение о резервировании земельного участка по делу для муниципальных нужд, принятое органом местного самоуправления, опубликованное в официальных средствах массовой информации, не имеется. Поэтому суд приходит к выводу, что спорный земельный участок надлежащим образом не зарезервирован, а следовательно не ограничен в гражданском обороте, на его приватизацию не установлены какие-либо ограничения, а потому действия ответчиков, выразившиеся в отказе истцу в предоставлении земельного участка в собственность, невыдаче схемы являются незаконными. Соответствующие исковые требования подлежат удовлетворению, при этом суд считает необходимым наложить на ИК МО г. Казани выдать истцу требуемую ею схему в месячный срок со дня вступления настоящего решения суда в законную силу. Как видно из материалов дела, истец стала собственников здания пристроя на спорном земельном участке лишь 16 ноября 2007 года, когда была сделана соответствующая запись в Едином государственном реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. С этого времени она законно пользуется спорным земельным участком, на нее перешли права и обязанности по договору аренды земельного участка. Между тем, она не является правопреемником предыдущего арендатора земельного участка, а потому не должна нести расходы по погашению задолженности, образовавшейся за указанный земельный участок в период с 1999 года по ноябрь 2007 года. Кроме того, установлено, что истец уплачивала долг за земельный участок площадью 520 кв. м., тогда как фактическая площадь спорного участка составляет 476 кв. м. В связи с этим, требование истца о признании незаконными действий МКУ «КЗиО ИК МО г. Казани» по возложению на нее обязанности по оплате арендной платы за участок площадью 520 кв. м. за период с 1999 года по ноябрь 2007 года подлежит удовлетворению. Также подлежит удовлетворению и требование о понуждении названного ответчика к перерасчету задолженности по названной арендной плате, исходя из периода и площади земельного участка. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования Цвелевой Л.А. подлежат удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск Цвелевой Л.А. к Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани, Муниципальному казенному учреждению «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» о признании действий незаконными, выдаче схемы, предоставлении земельного участка и перерасчете задолженности по арендной плате удовлетворить. Признать незаконными действия Муниципального казенного учреждения «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» в отказе предоставления Цвелевой Л.А. земельного участка площадью 476 кв. м., расположенного по адресу: <адрес изъят>. Признать незаконными действия Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, выразившиеся в невыдаче Цвелевой Л.А. схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории под зданием площадью 476 кв. м. по адресу: <адрес изъят> Обязать Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани в месячный срок со дня вступления настоящего решения суда в законную силу выдать Цвелевой Л.А. схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории под зданием площадью 476 кв. м. по адресу: <адрес изъят>. Обязать Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани предоставить Цвелевой Л.А. в собственность земельный участок под зданием площадью 476 кв. м. по адресу: <адрес изъят>. Признать незаконными действия Муниципального казенного учреждения «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» по возложению на Цвелеву Л.А. обязанности по оплате арендной платы за земельный участок с кадастровым номером <номер изъят> площадью 520 кв. м. за период с 1999 года по ноябрь 2007 года. Обязать Муниципальное казенное учреждение «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» произвести перерасчет задолженности Цвелевой Л.А. по оплате арендной платы за земельный участок в период с ноября 2007 года по настоящее время, исходя из площади занимаемой зданием и площади необходимой для его использования – 476 кв. м. Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ через районный суд в течение 10 дней. Судья Советского районного суда г. Казани Р.С. Кашапов