Решение по иску Хафизуллина к Яшенковым о признании принявшим наследство



Дело №2-4460/11

Р Е Ш Е Н И ЕИ м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

4 августа 2011 года г. Казань

Советский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Кашапова Р.С.,

при секретаре Жарковой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хафизуллина Ю.Н. к Яшенковой Н.С., Яшенкову А.С., Яшенковой Т.А., Яшенковой В.П. о признании принявшим наследство, суд

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с иском к ответчикам по тем основаниям, что 4 ноября 1990 года умерла <данные изъяты>, являющаяся его бабушкой. После ее смерти открылось наследство, которое состояло из двух третей дома, распложенного по адресу: <адрес изъят>. 14 апреля 1983 года она составила завещание, согласно которому данное имущество было завещано ему. В завещании он указан как Яшенков Ю.Н., однако решением Советского районного суда г. Казани от 23 августа 2010 года установлено, что завещание принадлежит ему. Вышеуказанное имущество перешло в его владение и он фактически принял наследство. Он постоянно с рождения проживал в этом доме, был там зарегистрирован, производил ремонт имущества, оплачивал коммунальные услуги. В установленный законом срок он не обратился к нотариусу за получением свидетельства о праве на наследство, поскольку не знал о существовании завещания на его имя. В настоящее время нотариус в выдаче свидетельства о праве на наследство отказывает, мотивируя тем, что необходимо установить юридический факт принятия наследства.

На основании изложенного истец просит суд признать его принявшим наследство, открывшегося после смерти <данные изъяты>, умершей 4 ноября 1990 года.

В судебном заседании истец свои исковые требования поддержал.

Ответчики Яшенковы Н.С., А.С., В.П. иск не признали.

Ответчик Яшенкова Т.А. не явилась, извещена.

Третье лицо нотариус нотариального округа г. Казани Махмутова М.М. не явилась, просила суд дело рассмотреть без ее участия, представила отзыв.

Изучив материалы дела, выслушав стороны, суд считает, что исковые требования Хафизуллина Ю.Н. удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 544 ГК РСФСР от 11 июня 1964 года (в редакции от 16 января 1990 года, действовавшей в период смерти <данные изъяты>.), исполнение завещания возлагается на назначенных в завещании наследников.

В силу ст. 546 ГК РСФСР в вышеназванной редакции, для приобретения наследства наследник должен его принять.

Признается, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение наследственным имуществом или когда он подал нотариальному органу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства.

Указанные в настоящей статье действия должны быть совершены в течение шести месяцев со дня открытия наследства.

Согласно ст. 547 ГК РСФСР в вышеназванной редакции, срок для принятия наследства, установленный статьей 546 настоящего Кодекса, может быть продлен судом, если он признает причины пропуска срока уважительными. Наследство может быть принято после истечения указанного срока и без обращения в суд при условии согласия на это всех остальных наследников, принявших наследство.

В соответствии со ст. 1152 ГК РФ, для приобретения наследства наследник должен его принять.

Принятие наследства одним или несколькими наследниками не означает принятия наследства остальными наследниками.

В силу ст. 1153 ГК РФ, принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.

Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник:

вступил во владение или в управление наследственным имуществом;

принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц;

произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества;

оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.

Согласно ст. 1155 ГК РФ, по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (статья 1154), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.

По признании наследника принявшим наследство суд определяет доли всех наследников в наследственном имуществе и при необходимости определяет меры по защите прав нового наследника на получение причитающейся ему доли наследства (пункт 3 настоящей статьи). Ранее выданные свидетельства о праве на наследство признаются судом недействительными.

В соответствии со ст. 218 ГК РФ, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

В силу ст. 128 ГК РФ, к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.

Согласно ст. 129 ГК РФ, объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте.

В соответствии со ст. 130 ГК РФ, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В силу ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом установлено, что <данные изъяты> владел на праве собственности жилым шлако-бетонным строением с общей площадью 34,3 кв. м., в том числе жилой площадью 29,7 кв. м., расположенным по адресу: <адрес изъят>.

15 марта 1979 года <данные изъяты> умер и согласно свидетельства о праве на наследство от 20 мая 1981 года, его наследниками в равных долях являлись супруга <данные изъяты> дочь Яшенкова В.П., сын <данные изъяты> Согласно данному документу (л.д. 9), Яшенкова В.П. и <данные изъяты>, в порядке наследования стали собственниками по 1/6 доли в праве собственности на указанный жилой дом каждый. Кроме того, <данные изъяты>, как наследник после смерти супруга и как пережившая супруга стала собственником 2/3 доли в праве собственности на указанный жилом дом, что также подтверждается свидетельством о праве собственности от 20 мая 1981 года (л.д. 10).

4 ноября 1990 года <данные изъяты> умерла. Согласно завещания от 14 апреля 1983 года она завещала принадлежащую ей на праве собственности 2/3 доли жилого дома по адресу: <адрес изъят> своему внуку Яшенкову Ю.Н., являющемуся сыном Яшенковой В.П. Суд приходит к выводу, что <данные изъяты> распорядилась на случай своей смерти принадлежащим ей недвижимым имуществом – 2/3 доли в праве собственности на жилое шлакобетонное строение с общей площадью 34,3 кв. м., в том числе жилой площадью 29,7 кв. м., расположенное по адресу: <адрес изъят>, являющееся индивидуальным объектом гражданского права.

Согласно гражданского законодательства, действовавшего в момент открытия наследства после смерти <данные изъяты>, исполнение завещания возлагается на назначенных в завещании наследников. Кроме того, признавалось, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение наследственным имуществом или когда он подал нотариальному органу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства. Указанные действия должны быть совершены в течение шести месяцев со дня открытия наследства.

Между тем, истец Хафизуллин Ю.Н. в тот период не знал о существовании завещания, в установленные законом сроки фактически не вступал во владение наследственным имуществом, не нес расходы на его содержание, не подавал нотариальному органу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства. Доказательств обратного суду не представлено. Таким образом, истец пропустил установленный законом срок для принятия наследства.

За период времени с 1990 года по 2008 год к названному жилому дому были возведены несколько пристроев, веранды, в результате чего в настоящее время спорный жилой дом имеет общую площадь 98,5 кв. м.

Также судом установлено и подтверждается отзывом нотариуса нотариального округа г. Казани Махмутовой М.М. (л.д. 14), что наследниками умершей в 1990 году <данные изъяты> по закону являются ее дочь Яшенкова В.П. и сын <данные изъяты>, которые фактически приняли наследство по 1/2 доли каждый, однако не оформили свои права. 7 февраля 2009 года <данные изъяты> умер и наследниками после его смерти являются его супруга Яшенкова Т.А., сын Яшенков А.С. и дочь Яшенкова Н.С. по 1/3 доли каждый. Нотариусу было указано, что только старая часть дома принадлежала умершей <данные изъяты>, а вышеуказанные пристрои были возведены <данные изъяты>, что подтверждается вступившим в законную силу 21 января 2010 года решением Советского районного суда г. Казани от 12 января 2010 года. На этом основании нотариус выдала Яшенковой В.П. свидетельство о праве на наследство по закону на 1/2 долю из 2/3 доли жилого дома литер А, расположенного по указанному адресу. Яшенковым А.С., Н.С., Т.А. были выданы свидетельства о праве на наследство на 1/3 доли каждому из 3/6 доли названного жилого дома, в том числе в 2/6 доли, принадлежащей <данные изъяты>, умершей 4 ноября 1990 года, после смерти которой <данные изъяты> фактически принял наследство, но не оформил своих прав. Кроме того, Яшенкову А.С., Яшенковой Н.С., Яшенковой Т.А, в 1/3 доли каждому были выданы свидетельства на пристрой шлакобетонный литер А1, пристрой кирпичный литер А2, пристрой шлакобетонный литер А3, пристрой кирпичный литер А4, веранду кирпичную литер а, веранду деревянную литер а1, веранду деревянную литер а2, расположенные по указанному адресу. Факт владения указанными пристроями <данные изъяты> был подтвержден решением суда, поэтому данные строения должны войти в наследственную массу после смерти <данные изъяты> Также у умершего <данные изъяты> имелась 1/6 доли в праве собственности на жилой дом и данная доля также вошла в наследственную массу.

Учитывая вышеизложенное, суд считает, что наследство, открывшееся после смерти <данные изъяты> было уже принято и поделено между наследниками по закону, в последующем передано уже другим наследникам после смерти ранее принявшего наследство лица.

Истец Хафизуллин Ю.Н. в суде пояснил, что узнал о существовании завещания в 2009 году. То есть в момент когда он узнал о существовании завещания отпали причины того, что он не принял наследство в установленные сроки. Однако он до настоящего времени так и не обратился с соответствующим заявлением к нотариусу о желании принять наследство, то есть не принял причитающееся ему наследство.

Кроме того, установлено, что истец проживал в спорном жилом доме до 1997 года, потом зарегистрировал брак и выехал на другое постоянное место жительство, в спорном жилом доме в настоящее время не зарегистрирован и не проживает. Доказательств того, что Хафизуллин Ю.Н. фактически принял наследство по правилам статьи 1153 ГК РФ суду не представлено.

Более того, в своих требований Хафизуллин Ю.Н. не просит суд восстановить ему срок для принятия наследства, а потому суд не может признать его принявшим наследство. Кроме того, установлено, что истец первоначально обратился в суд с требованием об установлении факта принятия им наследства осенью 2010 года, то есть после истечения шести месяцев как он узнал о существовании завещания. Уважительных причин пропуска данного срока истец суду также не представил, хотя в соответствии со статьей 1155 ГК РФ, суд может признать наследника принявшим наследство только в случае своевременного обращения в суд.

Также, как было указано выше, в настоящее время жилой дом, на долю которого было составлено завещание имеет площадь 98,5 кв. м. согласно технического паспорта, вместо 34,3 кв. м. имевших место в период составления завещания. В момент составления завещания дом являлся шлакобетонным, а в настоящее время возведены несколько пристроев. Таким образом, суд приходит к выводу, что объекта гражданского права в виде жилого дома, существовавшего в 1983 году, и завещанного истцу, в настоящее время не существует. Новый объект гражданского права в виде жилого дома с пристроями, существующий в настоящее время, и принадлежащий на праве долевой собственности ответчикам, не может быть передан истцу в качестве наследства, открывшегося после смерти <данные изъяты> поскольку таковым уже не является.

Поэтому суд приходит к выводу, что в удовлетворении иска Хафизуллину Ю.Н. необходимо отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска Хафизуллину Ю.Н. к Яшенковой Н.С., Яшенкову А.С., Яшенковой Т.А., Яшенковой В.П. о признании принявшим наследство отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ через районный суд в течение 10 дней.

Судья Советского

районного суда г. Казани Р.С. Кашапов