Дело № 2-7856/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16 сентября 2011 года Советский районный суд г. Казани в составе: председательствующего судьи Садыковой Э.И. при секретаре Ермаковой Ю.В. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Сафиуллиной Р.Р. о признании незаконным решения Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее Управление Росреестра РТ) об отказе в государственной регистрации права собственности на приусадебный земельный участок, УСТАНОВИЛ: Сафиуллина Р.Р. обратилась в суд с заявлением о признании решения Управления Росреестра по РТ от (информация удалена) (информация удалена) об отказе в государственной регистрации права собственности на приусадебный земельный участок, расположенный по адресу: (информация удалена), (информация удалена), незаконным и обязании осуществить государственную регистрацию права собственности на указанный земельный участок в установленный срок на том основании, что в соответствии с решением Константиновского Совета местного самоуправления (информация удалена) РТ от (информация удалена) она является законным владельцем приусадебного земельного участка по вышеуказанному адресу. Обременений на земельный участок не имеется. Иных лиц, оспаривающих право собственности заявителя, не имеется. Ограничений на предоставление указанного земельного участка в частную собственность не имеется. Заявитель обратилась орган регистрации с заявлением о государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок в установленном законом порядке и представил для этого решение Константиновского Совета местного самоуправления (информация удалена) РТ от (информация удалена), кадастровый паспорт земельного участка (информация удалена) от (информация удалена) Однако (информация удалена) письмом (информация удалена) орган регистрации отказал в государственной регистрации права собственности на земельный участок по мотиву, что представленные документы для государственной регистрации по содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства. Статья 20 Закона о регистрации, на которую ссылается государственный регистратор, не указывает на то, какие документы должны быть представлены. Органом регистрации не проведена экспертиза подлинности представленных документов. Единственным основанием отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок признается запрет, предусмотренный федеральным законом, на передачу земельного участка в частную собственность. В судебном заседании представитель заявителя заявление поддержал. Представитель ответчика Управление Росреестра по РТ заявление не признал. Выслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявление не обоснованным и не подлежащим удовлетворению. Согласно положениям ст. 16 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случае, если права возникают на основании акта государственного органа или акта органа местного самоуправления, заявление о государственной регистрации права подается лицом, в отношении которого приняты указанные акты. В случае, если права возникают на основании нотариально удостоверенной сделки или иного совершенного нотариусом нотариального действия, заявление о государственной регистрации права может подать нотариус, совершивший соответствующее нотариальное действие. Если права возникают на основании судебного акта или осуществляются в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве", то государственная регистрация прав может быть осуществлена по требованию судебного пристава-исполнителя. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Заявление о государственной регистрации прав и иные документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются в соответствующий орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявителем лично или посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении. Заявление о государственной регистрации прав и иные документы, необходимые для государственной регистрации прав, могут быть представлены одновременно с заявлением о государственном кадастровом учете. Судом установлено, что согласно представленных представителем Управления Росреестра по РТ материалов «дело правоустанавливающих документов» (информация удалена) Сафиуллина Р.Р. обратилась (информация удалена) в Управление Росреестра по РТ с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: (информация удалена), (информация удалена) с приложением решения Константиновского Совета местного самоуправления (информация удалена) РТ от (информация удалена) и кадастрового паспорта земельного участка (информация удалена) от (информация удалена) В соответствии с п.3 ст.9 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» о предоставлении компетенции Управлению Росреестра по РТ в области государственной регистрации при проведении им государственной регистрации прав о проверке действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица и органа власти Управление Росреестра по РТ направил запросы в Исполнительный комитет Выскогорского муниципального района Республики Татарстан, и в Управление муниципального архива ИКМО г. Казани. Согласно поступившим ответам в Управление Росреестра по РТ на указанные запросы следует, что решение Константиновского Совета местного самоуправления (информация удалена) РТ от (информация удалена) в Управление муниципального архива ИКМО (информация удалена) не поступало, а в архивном отделе Исполнительного комитета Выскогорского муниципального района (информация удалена) сведений о предоставлении земельного участка (информация удалена) Сафиуллиной Р.Р. на основании указанного решения местного самоуправления не имеется. Доводы представителя Сафиуллиной Р.Р. о том, что ею были представлены все документы в соответствии с установленным законодательством требованиями, суд находит необоснованными и не основанными на нормах действующего законодательства. Так, согласно п.1 ст. 13 Федерального Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав проводится в следующем порядке: прием документов, представленных для государственной регистрации прав; регистрация таких документов; правовая экспертиза документов и проверка законности сделки; установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав. Согласно ст.26.2 указанного Закона государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, представленный до (информация удалена) для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства осуществляется на основании: Акта о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; акта (свидетельства) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; выдаваемой органом местного самоуправления выписки из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства); иного документа, устанавливающиего или удостоверяющего право такого гражданина на данный земельный участок. В силу п.1 п.5 ст.18 вышеуказанного Закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц. Копии актов органов государственной власти и актов органов местного самоуправления, а также актов судов, установивших права на недвижимое имущество, представляются на государственную регистрацию прав не менее чем в двух экземплярах, один из которых после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю. Верность копии данных актов должна быть удостоверена органом, издавшим документ. Таким образом, суд считает, что Управление Росреестра по РТ (информация удалена) письмом (информация удалена) обоснованно отказал Сафиуллиной Р.Р. в государственной регистрации права собственности на приусадебный земельный участок, расположенный по адресу: (информация удалена), в связи с отсутствием необходимых документов для государственной регистрации соответствующих по содержанию требованиям действующего законодательства. При этом Сафиуллиной Р.Р. было разъяснено, что отказ в государственной регистрации не является препятствием для повторного обращения за государственной регистрацией при устранении причины, препятствующей ее проведению. Сафиуллина Р.Р. при наличии у нее сомнительного правоустанавливающего документа на земельный участок (имеется спор о праве на земельный участок) не лишена возможности и права в судебном порядке разрешить вопрос о признании за ней права собственности на земельный участок. На основании изложенного и руководствуясь ст.194, 198, 254 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении заявления Сафиуллиной Р.Р. о признании решения Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан от (информация удалена) (информация удалена) об отказе в государственной регистрации права собственности на приусадебный земельный участок, расположенный по адресу: (информация удалена), (информация удалена) незаконным и обязании осуществить государственную регистрацию права собственности на указанный земельный участок в установленный срок отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ в течение 10 дней через районный суд. Судья: