Дело №2-6467/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 12 августа 2011 года город Казань Советский районный суд города Казани в составе: председательствующего судьи Гараевой Р.С., при секретаре судебного заседания Сабаниной Н.В., с участием: представителя истца - Еремина В.Н., по доверенности представителя ответчика – Габитов А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Могилевского И.М. к Военному комиссариату Республики Татарстан о понуждении произвести перерасчет назначенной пенсии и взыскании суммы недополученной пенсии. У С Т А Н О В И Л: Истец просит суд обязать Военный комиссариат РТ произвести перерасчёт назначенной пенсии, взыскать с ВК РТ в свою пользу недоплаченную пенсию в сумме 4018,76 рублей, в том числе за период с <дата изъята> по <дата изъята> в сумме 1735,71 рублей, за период с <дата изъята> по <дата изъята> в сумме 583,05 рублей, за оформление нотариальной доверенности в сумме 700 рублей, за оплату услуг представителя в размере 1000 рублей. В обоснование требований указано, что истец является пенсионером Министерства обороны РФ, в нарушение требований закона ответчик при исчислении и выплате пенсии за упомянутые периоды не учитывал, что оклад по воинскому званию как составляющая часть пенсии не мог быть меньше оклада по воинской должности, а также не учитывал увеличение оклада по воинскому званию. Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, в материалах дела имеется его заявление с ходатайством о рассмотрении дела в его отсутствие. Представитель истца, действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал. Представитель ответчика, действующий на основании доверенности, в судебном иск не признал, пояснив, что при расчёте пенсии истцу учитывался размер оклада по воинскому званию, установленного Правительством РФ. Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы настоящего дела, руководствуясь нижеприведенными нормами законодательства, суд приходит к следующему: Согласно статье 43 Закона РФ от 12.02.1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в редакции, действовавшей с 01.02.1993 года до 01.07.2002 года, пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава названных органов. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством РФ, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Для исчисления им пенсии в денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава. В соответствии с пунктом «б» статьи 49 данного Закона в редакции, действовавшей до 01.01.2008 года, пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона и их семьям, а также надбавки к пенсиям, повышения и увеличения пенсий, подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников уголовно-исполнительной системы, состоящих на службе, - исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением. Согласно пункту 2 статьи 12 Закона РФ от 22.01.1993 года №4338-I «О статусе военнослужащих», действовавшего с 01.01.1993 года до 01.01.1998 года, размеры окладов по воинским должностям и воинским званиям, надбавок и выплат определяются Правительством РФ по представлению Министерства обороны РФ, других министерств и ведомств РФ, в которых законом предусмотрена военная служба. При этом оклады по первичным воинским должностям солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее пяти минимальных размеров оплаты труда, а оклады по воинским званиям не могут быть менее половины воинских должностных окладов. Установлено, что истец является пенсионером Министерства обороны РФ, получает пенсию через ВК РТ, имеет воинское звание майор. С 01.01.1998 года вступил в силу Федеральный закон от 27.05.1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», в соответствии с пунктом 2 статьи 12 этого Закона в редакции, действовавшей до 01.07.2000 года, оклады по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, также не могли быть менее половины окладов по воинским должностям. Указом Президента РФ от 24.12.1998 года №1638 «О повышении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, таможенных органов РФ и денежного содержания сотрудников федеральных органов налоговой полиции» Правительству РФ было поручено повысить с 01.01.1999 года в 1,62 раза месячные оклады в соответствии с занимаемыми воинскими должностями военнослужащим, а с 01.07.1999 года в 2,02 раза месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями военнослужащим. Во исполнение данного Указа пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 19.01.1999 года №72 «О повышении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, таможенных органов Российской Федерации и федеральных органов налоговой полиции» повышены с 01.01.1999 года в 1,62 раза месячные оклады в соответствии с занимаемыми воинскими должностями военнослужащим, а пунктом 2 этого же Постановления с 01.07.1999 года установлены месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями военнослужащим (кроме солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву) согласно приложению №1. В этом приложении установлены конкретные оклады по воинскому званию от рядового, матроса до Маршала РФ. Оклад по воинскому званию майор был установлен в размере 500 рублей. Вступившим в законную силу решением Верховного Суда РФ от <дата изъята> №ВКПИ 99-18 был признан недействительным (незаконным) пункт 2 Постановления Правительства РФ от <дата изъята> <номер изъят> в части, предусматривающей повышение военнослужащим окладов по воинским званиям лишь с <дата изъята>, так как он не соответствовал абзацу 2 пункта 12 статьи 12 Федерального закона от <дата изъята> №76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Согласно расчету ВК РТ в период с <дата изъята> до <дата изъята> истцу выплачивалась пенсия, при определении размера которой учитывался оклад по воинскому званию в размере 249,50 рублей, что составляло менее половины воинского должностного оклада, повышенного до 721,00 рублей. Такое исчисление пенсии противоречило пункту 2 статьи 12 Федерального закона от <дата изъята> №76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Кроме того, решением Верховного Суда РФ от 10.04.2001 года №ВКПИ 00-16, вступившим в законную силу 19.06.2001 года, приложение №1 к Постановлению Правительства РФ от 19.01.1999 года №72 признано незаконным и недействительным со дня издания в той мере, в которой месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями военнослужащим установлены в меньших размерах, чем предписано Правительству РФ Указом Президента РФ от 24.12.1998 года №1638. Согласно расчета ВК РТ в период с <дата изъята> до <дата изъята> при определении размера пенсии истца учитывался оклад по воинскому званию в размере 500,00 рублей, однако с учётом повышения ранее установленного оклада по воинскому званию Указом Президента РФ в 2,02 раза его размер должен был составлять 503,99 рублей (249,50 рублей х 2,02). В соответствии с Указом Президента РФ от <дата изъята> <номер изъят> и Постановлением Правительства РФ от <дата изъята> <номер изъят> с <дата изъята> месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями были повышены в 1,2 раза. С учётом этого с <дата изъята> при исчислении пенсии истца должен был учитываться оклад по воинскому званию в сумме 604,79 рублей (503,99 рублей х 1,2), однако согласно расчета ВК РТ размер оклада по воинскому званию составлял лишь 600,00 рублей. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от <дата изъята> <номер изъят> Постановления Правительства РФ от <дата изъята> <номер изъят> и от <дата изъята> <номер изъят> в части положений, устанавливающих оклады по воинскому (специальному) званию военнослужащих, утратили силу с <дата изъята>. При таких обстоятельствах исковое требование в части перерасчёта пенсии за периоды с <дата изъята> по <дата изъята>, с <дата изъята> по <дата изъята> с учётом того, что оклад по воинскому званию не мог составлять менее половины оклада по воинской должности, является обоснованным и подлежит удовлетворению. Согласно расчётам истца, правильность которых ответчиком не оспорена, сумма недополученной пенсии за период с <дата изъята> по <дата изъята> – 1735,71 рублей; за период с <дата изъята> по <дата изъята> – 583,05 рублей. При этом суд соглашается с расчётом и в части индексации задолженности на основании индексов потребительских цен, поскольку такая индексация предусмотрена пунктом 8 Постановления Правительства РФ от <дата изъята> <номер изъят>. Суд отклоняет довод ответчика об отсутствии его вины в недоплате пенсии истцу. Органом, выплачивающим истцу пенсию, является ВК РТ (в соответствии с Указом Президента РФ от <дата изъята> <номер изъят>). Поэтому ВК РТ должен был выплачивать истцу пенсии в полном объёме, обеспечивая выполнение не только Постановлений Правительства РФ, но и Законов России, Указов Президента РФ, имеющих большую юридическую силу, а также решений Верховного Суда РФ в части отмены положений Постановлений Правительства РФ. В соответствии с частью 1 статьи 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Учитывая сложность и характер спора, суд считает необходимым взыскать расходы на оплату услуг представителя в размере 200,00 рублей. В силу части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации – «стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы». На основании изложенного с ответчика в пользу истца подлежит взысканию, расходы за оформление нотариально удостоверенной доверенности в размере 700 рублей. В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от <дата изъята> N 374-ФЗ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 198 ГПК РФ суд РЕШИЛ: Иск Могилевского И.М. удовлетворить частично. Обязать Военный комиссариат Республики Татарстан произвести перерасчет пенсии Могилевскому И.М. с учётом увеличения размера оклада по воинскому званию и с применением индексов потребительских цен за период с <дата изъята> по <дата изъята> в сумме 1735,71 рублей, за период с <дата изъята> по <дата изъята> в сумме 583,05 рублей. Взыскать с Военного комиссариата Республики Татарстан в пользу Могилевского И.М. расходы на оплату услуг представителя в размере 200 рублей, расходы по оформлению нотариальной доверенности в размере 700 рублей. В удовлетворении остальной части иска отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан в течение десяти дней со дня вынесения решения в окончательной форме через Советский районный суд города Казани. Судья: Р.С. Гараева