решение по иску Сибагатуллиной Н.Г. к МЗИО, ИК МО г. Казани, ОАО `Нэфис-Косметикс` о признании права собственности в порядке приватизации




Подлинник Дело №2-3353/11

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 мая 2011 года город Казань

Советский районный суд города Казани в составе:

председательствующего судьи Гисметдинова Г.М.,

при секретаре судебного заседания Хуснутдиновой Е.А.,

с участием:

представителя истца – Тимуршина Р.Г.,

рассмотрев в помещении Советского районного суда города Казани в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сибагатуллиной Н.Г. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Исполнительному комитету муниципального образования города Казани, ОАО «Нэфис-Косметикс» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

У С Т А Н О В И Л:

Сибагатуллина Н.Г. обратилась в суд с иском к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан (далее – Минземимущество РТ), Исполнительному комитету муниципального образования города Казани (далее – ИК МО г. Казани), ОАО «Нэфис-Косметикс» о признании за ней права собственности на квартиру <адрес изъят> города Казани в порядке приватизации жилья. В обоснование требования указано, что истец проживает в вышеуказанной квартире с января 1978 года, дом, в котором находится спорная квартира, утратил статус общежития и к нему применятся правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договору социального найма, с возможностью приватизации. Ранее истец право на приватизацию не использовал.

Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен.

В судебном заседании представитель истца, Тимуршин Р.Г., действующий на основании доверенности <номер изъят>, исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель ответчика ИК МО г. Казани – Тимерханова Э.Я., действующая на основании доверенности <номер изъят>, в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена. Представила отзыв на исковое заявление, в котором просит рассмотреть дело без участия представителя, в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на то, что спорный дом находится в государственной собственности Республики Татарстан, в безвозмездном пользовании ОАО «Нэфис-Косметикс», является общежитием. Минземимуществом РТ решений о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную не принималось, не оформлялся и не подписывался сторонами акт приема-передачи общежития в муниципальную собственность, общежитие не было исключено из Реестра государственной собственности, в связи с чем, спорное жилое помещение приватизации не подлежит. В силу закона спорный дом может относиться только к собственности Республики Татарстан, но никак не к муниципальной.

Представители ответчиков Минземимущество РТ и ОАО «Нэфис-Косметикс», надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительных причинах неявки суду не сообщили, о рассмотрении дела в отсутствие не просили, поэтому суд в порядке статьи 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) определил рассмотреть дело в отсутствие ответчиков и вынести заочное решение.

Представитель истца на рассмотрение дела в порядке заочного производства согласен.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителя истца, руководствуясь нижеследующими нормами законодательства, суд приходит к следующему.

Согласно статьи 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности.

В соответствии со статьей 1 Закона РФ от 04.07.1991 года №1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее – Закон о приватизации) приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

В силу статьи 2 Закона о приватизации граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Согласно статьи 6 Закона о приватизации передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством (статья 7 Закона о приватизации).

В силу статьи 18 Закона о приватизации при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

Пунктом 1 приложения № 3 к Постановлению Верховного Совета РФ «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, города Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» от 27 декабря 1991 г. №3020-1 жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении местной администрации, отнесен к муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.

Из содержания статьи 7 Федерального закона от 29.12.2004 года «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Установлено, что Сибагатуллина Н.Г. с 27.01.1978 года проживает и зарегистрирована в жилом помещении, находящемся по адресу: <адрес изъят>. Данные обстоятельства подтверждаются имеющейся в материалах дела выпиской из домовой книги.

Согласно справке МУП «Дирекция муниципальных жилищных программ» от <дата изъята> <номер изъят> Сибагатуллина Н.Г. не участвовала в приватизации жилых помещений в городе Казани.

Дом <адрес изъят> города Казани гостиничного типа был построен в 1977 году Казанским химическим комбинатом имени Вахитова, который после приватизации предприятия был преобразован в ОАО «Нэфис-Косметикс» - Казанский химический комбинат имени М.Вахитова.

Согласно отзыву на исковое заявление ИК МО г. Казани дом <адрес изъят> города Казани находится в государственной собственности Республики Татарстан.

Вместе с тем, согласно пункту 2 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года №3020-1 объекты государственной собственности, указанные в приложении №3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах). Приложением №3 к данному Постановлению жилищный фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, был отнесен к муниципальной собственности.

Пунктом 1 Указа Президента РФ от 10.01.1993г. №8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий», действовавшего до 29.03.2003г., был установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.

Указанными выше нормами, подлежащими применению в системной взаимосвязи со статьей 2 Закона о приватизации, которая предусматривает право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде на приватизацию указанных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которому относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.

Поскольку дом № <адрес изъят> года Казани при приватизации Казанского химкомбината имени Вахитова подлежал передаче в муниципальную собственность, однако этого сделано не было, суд считает, что в силу закона дом подлежит признанию жилым, и в соответствии со статьей 7 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» на момент вступления в силу жилищного кодекса РФ в законную силу, статус общежития у данного дома утрачивается и к нему применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Отсутствие официального акта органов государственной власти и местного самоуправления о передаче дома в муниципальную собственность, отсутствие решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда, а также отсутствие письменного договора социального найма, не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения, по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов, не может нарушать права граждан на приватизацию жилых помещений.

По смыслу Закона о приватизации право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права. В том случае, если имеется распоряжение о передаче жилых помещений в муниципальную собственность, однако по каким-либо причинам они не переданы, граждане не могут воспользоваться своим правом на приобретение в собственность принадлежащего им по договору социального найма жилого помещения, что соответственно нарушает положения статьи 35 Конституции РФ и статьи 2 Закона о приватизации.

Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права.

В соответствии со статьей 8 Закона о приватизации в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.

Поскольку в данном случае невозможность реализации права на приватизацию занимаемого истцом жилого помещения не зависит от его воли, суд считает, что имеются все правовые основания для удовлетворения иска о признании права собственности в порядке приватизации.

Согласно статьям 17 и 28 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Сибагатуллина Н.Г. пользуется спорным жилым помещением с момента вселения, проживает в нем, оплачивая за наем жилья и коммунальные услуги, пользуется всей площадью жилого помещения.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Сибагатуллиной Н.Г. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Исполнительному комитету муниципального образования города Казани, ОАО «Нэфис-Косметикс» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации удовлетворить.

Признать за Сибагатуллиной Н.Г. право собственности на жилое помещение, находящееся по адресу: <адрес изъят>.

Ответчики вправе подать в Советский районный суд г. Казани заявление об отмене заочного решения суда в течение 7 дней со дня вручения им копии этого решения.

Заочное решение может быть также обжаловано в Верховный суд РТ через Советский районный суд г. Казани в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиками заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого требования.

Судья: Г.М. Гисметдинов