Дело №2-7185/11 12 сентября 2011г., г.Казань Советский районный суд г.Казани в составе председательствующего судьи Б.Г.Абдуллаева, с участием представителя истца Д.Р.Халиуллиной О.О.Рыкова, при секретаре судебного заседания Ю.В.Минуллиной, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Халиуллиной Д.Р. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан о признании права собственности на жилое помещение, УСТАНОВИЛ: Д.Р.Халиуллина обратилась в суд с иском к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан (далее – Министерство) о признании за ней права собственности на жилое помещение, находящееся по адресу<адрес изъят>. В обоснование требования указано, что ответчик проживает в вышеуказанной квартире, оплачивает за наём жилого помещения и коммунальные услуги, ранее в приватизации жилья не участвовала. Дом, в котором находится спорная квартира, находится в ведении ОАО «Нэфис Косметикс» (далее – Общество), которое в приватизации жилья отказало. При рассмотрении дела представитель истца поддержал исковые требования по вышеуказанным основаниям. Дело рассмотрено в отсутствии представителей ответчика Министерства и третьих лиц Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани (далее – Исполком г.Казани), Общества, извещённых о судебном заседании надлежащим образом. Выслушав объяснения представителя истца, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему. В силу ст.2 Закона граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ. Согласно ст.6 Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. В силу ст.5 Федерального закона от 29.12.2004г. «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ), то есть до 1.03.2005г., ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В соответствии со ст.7 Федерального закона от 29.12.2004г. №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма. Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 11.04.2011г. №4-П указанная ст.7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой содержащаяся в ней норма – по смыслу, придаваемому ей сложившейся правоприменительной практикой, - не допускает возможность применения норм ЖК РФ о договоре социального найма к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, если эти жилые помещения были предоставлены гражданам на законных основаниях после 1.03.2005г. (даты введения в действие ЖК РФ) и здания, в которых они находятся, переданы в ведение органов местного самоуправления также после этой даты. Таким образом, исходя из анализа вышеуказанных правовых норм, при решении вопроса о возможности применения норм о договоре социального найма к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным предприятиям и использовавшихся в качестве общежитий и как следствие возможности приватизации гражданином такого жилого помещения необходимо проверять наличие законных оснований для его вселения в данное жилое помещение. Гражданин, не правомерно проживающий в жилом помещении, не имеет право на его приватизацию. Установлено, что Д.Р.Халиуллина зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес изъят>. В качестве документов, подтверждающих правомерность предоставления истцу спорного жилого помещения, представлены ордер на право занятия жилой площади в общежитии от <дата изъята> серии А <номер изъят>, выданный начальником ЖКО Общества, договор найма жилого помещения в общежитии от <дата изъята> <номер изъят>-А, заключённый между истцом и Обществом. Вместе с тем, в соответствии со ст.92 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда. Согласно ст.94 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. В силу ст.99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте. Таким образом, жилое помещение в общежитии, принадлежащем Обществу, могло быть предоставлено Д.Р.Халиуллиной только как работнику данной организации. Истец же в данной организации никогда не работал и не работает, согласно ордеру от <дата изъята> серии <номер изъят> спорное жилое помещение было предоставлено ему как работнику ООО «<данные изъяты>». Кроме того, в соответствии с действующим жилищным законодательством, действующим с 1.03.2005г., ордер вообще не является документом, на основании которого гражданину может быть предоставлено жилое помещение. Что касается договора найма жилого помещения в общежитие от 1.12.2010г., то он также не является правоустанавливающим документом Д.Р.Халиуллиной на жилое помещение по делу, поскольку правовых оснований для его заключения не имелось и не имеется. При этом в договоре не указаны сведения о лице, которое подписало договор от имени Общества, а также документы, удостоверяющие его полномочия на подписание договора от лица Общества. Следует иметь в виду, что истец исковые требования основывает на том, что согласно ст.7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к отношениям по пользованию спорным жилым помещением применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма, предусматривающем право на его приватизацию, так как жилое помещение находится в жилом доме, принадлежавшем Обществу, и подлежащем передаче в ведение органов местного самоуправления. Вместе с тем, поскольку Д.Р.Халиуллиной спорное жилое помещение было предоставлено после 1.03.2005г., согласно ст.57, 60, 63 ЖК РФ жилое помещение по договору социального найма могло быть предоставлено истцу только Исполкомом г.Казани, действующим в соответствии с Уставом, утверждённым Решением представительного органа муниципального образования г.Казани от 17.12.2005г. №3-5, от имени муниципального образования города Казани как собственника муниципального жилищного фонда, либо управомоченным им лицом на основании принятого с соблюдением требований ЖК РФ решения Исполкома г.Казани о предоставлении жилого помещения истцу как гражданину, нуждающемуся в жилых помещениях и состоящему на учете в качестве такового. Доказательств, подтверждающих соблюдение указанной процедуры предоставления жилого помещения Д.Р.Халиуллиной, представлено не было. Общество же не является лицом, управомоченным предоставлять спорное жилое помещение от имени муниципального образования г.Казани. Не имеет значение довод иска о том, что Д.Р.Халиуллина фактически проживает в спорном жилом помещении и производит оплату за его наём, за жилищно-коммунальные услуги. Данные обстоятельства не являются достаточными основаниями для предоставления гражданину жилья в собственность в порядке приватизации. Более того, доказательства, подтверждающих эти обстоятельства, представлены не были. Таким образом, ввиду отсутствия законных оснований для предоставления Д.Р.Халиуллиной спорного жилого помещения к отношениям по его пользованию не могут быть применены нормы ЖК РФ о договоре социального найма, а оснований для предоставления ей жилого помещения в собственность в порядке приватизации не имеется. На основании изложенного и руководствуясь ст.198 ГПК РФ суд РЕШИЛ: Отказать в удовлетворении иска Д.Р.Халиуллиной к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение, находящееся по адресу: <адрес изъят>. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через Советский районный суд г.Казани в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме. Судья Б.Г.Абдуллаев