Решение А.А.Федоров к МЗИО РТ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации



Дело №2-7187/11

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 сентября 2011г., г.Казань

Советский районный суд г.Казани в составе председательствующего судьи Г.М.Гисметдинова,

с участием истца А.А.Федорова,

третьего лица А.А.Федоровой,

при секретаре судебного заседания Ю.В.Минуллиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федорова А.А. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

А.А.Федоров обратился в суд с иском к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан (далее – Министерство) о признании за ним в порядке приватизации право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес изъят>. В обоснование требования указано, что истец проживает в вышеуказанной квартире с 1993г. Данная квартира А.А.Федорову была предоставлена ОАО «ВАМИН Татарстан» (далее – Общество) в связи с его трудовой деятельностью на данном предприятии. Истцу неправомерно было отказано в приватизации данного жилого помещения по причине того, что оно не передано в муниципальную собственность.

При рассмотрении дела истец А.А.Федоров иск поддержал по изложенным в нём основаниям.

Третье лицо А.А.Федорова с иском согласилась.

По ходатайству третьего лица Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани, извещённого о судебном заседании надлежащим образом, дело рассмотрено в отсутствие его представителя.

Дело рассмотрено в отсутствии представителя ответчика Министерства, третьего лица Общества, извещённых о судебном заседании надлежащим образом.

Выслушав объяснения явившихся лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности.

В соответствии со ст.1 Закона РФ от 4.07.1991г. №1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее – Закон) приватизация жилых помещений – бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

В силу ст.2 Закона граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ.

Согласно ст.6 Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.

В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением (ст.7 Закона).

В соответствии со ст.7 Федерального закона от 29.12.2004г. «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) о договоре социального найма.

Установлено, что А.А.Федоров с 3.08.1993г. проживает и зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, находящемся по адресу: <адрес изъят>. Кроме него в указанном жилом помещении проживают его члены семьи жена Федорова А.А. и дочь Федорова А.А. <дата изъята> рождения.

Данное жилое помещение А.А.Федорову было предоставлено Казанским молочным комбинатом, переименованным в арендное предприятие «Казмолкомбинат», которое было переименовано в акционерное общество открытого типа «Казанский молочный комбинат», переименованное в ОАО «Казанский молочный комбинат», которое было реорганизовано в филиал «Казанский молочный комбинат» ОАО «Татарстан сэтэ», переименованный в филиал «Казанский молочный комбинат» ОАО «ВАМИН Татарстан» как комната в общежитие в связи с его трудовой деятельностью на данном предприятии.

Изложенные обстоятельства подтверждаются выпиской из домовой книги, финансовым лицевым счетом, трудовой книжкой истца, свидетельством о заключении брака, свидетельством о рождении ребёнка А.А.Федоровой.

Правомерность вселения А.А.Федорова в спорное жилое помещение по делу ответчиком и третьим лицом Обществом не оспаривалась.

Согласно справке МУП «Дирекция муниципальных жилищных программ» от 5.07.2011г. №2229 истец в приватизации жилых помещений на территории г.Казани не участвовал.

До переезда в г.Казань А.А.Федоров проживал и был зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес изъят>. В соответствии со справкой РГУП БТИ МСАЖКХ Республики Татарстан от 20.09.2011г. <номер изъят> и <номер изъят> истец в приватизации жилого помещения на территории Арского муниципального района Республики Татарстан участие не принимал.

Дом <адрес изъят> находится в государственной собственности Республики Татарстан. Он был передан Министерством как здание общежития Обществу в безвозмездное временное пользование. Данные обстоятельства подтверждается письмом Министерства от 22.07.2011г. №1-34/8288, направленным в адрес А.А.Федорова.

Согласно пункту 2 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991г. №3020-1 объекты государственной собственности, указанные в приложении №3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах). Приложением №3 к данному Постановлению жилищный фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, был отнесен к муниципальной собственности.

Пунктом 1 Указа Президента РФ от 10.01.1993г. №8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий», действовавшего до 29.03.2003г., был установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.

Таким образом, дом <адрес изъят> подлежал передачи в ведение органов местного самоуправления и в муниципальную собственность г.Казани, независимо от того, что дом являлся общежитием, однако это не было исполнено.

К отношениям по пользованию жилыми помещениями, находящимися в данном доме, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма, несмотря на то, что дом фактически не передан в муниципальную собственность, решение об исключении его из специализированного жилищного фонда принято не было, а договора социального найма в письменной форме с гражданами, проживающими в жилых помещениях дома, не заключены.

Реализация жилищных прав граждан на пользование жилыми помещениями по договору социального найма, а также права на их приватизацию не может быть постановлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления и органами государственной власти соответствующих документов.

По смыслу Закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права. В том случае, если имеется распоряжение о передаче жилых помещений в муниципальную собственность, однако по каким-либо причинам они не переданы, граждане не могут воспользоваться своим правом на приобретение в собственность принадлежащего им по договору социального найма жилого помещения, что соответственно нарушает положения ст.35 Конституции РФ и ст.2 Закона.

Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права.

В соответствии со ст.8 Закона в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.

Согласно ст.17 и 28 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Истец фактически пользуется спорным жилым помещением по договору найма с момента вселения, проживает в нём, оплачивая за наём жилья и коммунальные услуги, что подтверждается представленными А.А.Федоровым счетами фактурами.

Третье лицо супруга истца А.А.Федорова от участия в приватизации жилого помещения по делу отказалась, заявив об этом в судебном заседании.

В соответствии со ст.7 Закона в договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением.

Таким образом, несовершеннолетняя Федорова А.А. наряду с истцом подлежит включению в число лиц, имеющих право на приватизацию спорного жилого помещения.

При таких обстоятельствах право собственности на жилое помещение по делу признаётся за А.А.Федоровым и его несовершеннолетней дочерью А.А.Федоровой по ? доли за каждым.

Требования истца о возмещении расходов на оплату услуг представителя удовлетворению не подлежат, поскольку доказательств оказания А.А.Федорову данных услуг, оплаты их истцом суду не представлено.

Суд отклоняет требование иска о возмещении ответчиком уплаченной истцом государственной пошлины, поскольку в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков.

На основании изложенного и руководствуясь ст.198, 235 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить частично.

Признать за Федоровым А.А. и Федоровой А.А. за каждым по ? (одной второй) доли в праве собственности на жилое помещение, находящееся по адресу: <адрес изъят>.

Ответчик вправе подать в Советский районный суд г.Казани заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня вручения ему копии решения.

Заочное решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через Советский районный суд г.Казани в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления.

Судья Б.Г.Абдуллаев