Решение по иску Агапова к Военному комиссариату РТ о выплате денежной компенсации за наем жилого помещения



Дело №2-6952/11

Р Е Ш Е Н И ЕИ м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

30 сентября 2011 года г. Казань

Советский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Кашапова Р.С.,

при секретаре Жарковой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Агапова А.В. к Военному комиссариату Республики Татарстан о выплате денежной компенсации, суд

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с иском к ответчику по тем основаниям, что он с 1 августа 1996 года проходил военную службу в Вооруженных Силах РФ по контракту. Досрочно уволен 31 декабря 2009 года из рядов Вооруженных Сил РФ в связи с организационно-штатными мероприятиями. Выслуга лет по состоянию на 31 декабря 2009 года в календарном исчислении составила 13 лет 4 месяца 30 дней. В период прохождения военной службы и после увольнения жилым помещением обеспечен не был. Денежная компенсация за наем жилья по последнему месту прохождения службы выплачивалась с 24 июля 2006 года по 31 декабря 2009 года, а также по решению Советского районного суда г. Казани от 23 декабря 2010 года в размере 37800 рублей а период с 1 января по 1 ноября 2010 года. В настоящий момент он проживает вместе с семьей: супругой и двумя несовершеннолетними детьми в съемной квартире по адресу: <адрес изъят>. Справка от Пензенской КЭЧ района подтверждает его постановку на учет в качестве нуждающегося в жилой площади по линии Министерства обороны РФ с 17 июня 2001 года. Все условия, предусмотренные законодательством им выполнены. Следовательно, он имеет право на денежную компенсацию за наем жилого помещения с 1 ноября 2010 года по 1 августа 2011 года в размере 48600 рублей.

На основании изложенного истец просит суд взыскать с ответчика в его пользу единовременную денежную выплату в размере 48600 рублей в счет компенсации за наем (поднаем) жилого помещения и судебные расходы в размере 1658 рублей.

В судебном заседании истец исковые требования поддержал.

Представитель ответчика иск не признал.

Изучив материалы дела, выслушав стороны, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно абзацу второго пункта 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ, «О статусе военнослужащих», при невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях, ежемесячно выплачивать им денежную компенсацию за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 31 декабря 2004 года №909 «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим – гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей», в части, предусматривающей, что выплата денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, и членам их семей осуществляется соответствующими органами Министерства обороны РФ или иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в которых эти граждане состоят на учете в части их пенсионного обеспечения.

Как следует из пункта 1 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 года №909, названное Положение определяет порядок выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в уполномоченных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организациях, и членам их семей.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 3 февраля 2010 года №3-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей» и пункта 1 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей в связи с жалобой гражданина С.В. Глушкова» указано, что согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (статья 40, часть 1). Обязывая органы государственной власти создавать условия для осуществления данного права, которое в условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации реализуют в основном самостоятельно, используя для этого различные способы, Конституция Российской Федерации вместе с тем предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, части 2 и 3). Тем самым федеральному законодателю на конституционном уровне предписывается не только определять категории граждан, нуждающихся в жилище, но и устанавливать конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся в настоящее время у государства. Отнеся к лицам, которые обеспечиваются жильем бесплатно или за доступную плату, военнослужащих и граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, федеральный законодатель исходил из того, что военная служба, по смыслу статей 37 (части 1 и 3) и 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 71 (пункт "м"), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункты "д", "е" части 1), представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах, а лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции. Этим, а также самим характером военной службы, предполагающим выполнение военнослужащими задач, которые сопряжены с опасностью для их жизни и здоровья, и иными специфическими условиями прохождения службы определяется особый правовой статус военнослужащих, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что требует от федерального законодателя установления как для них, так и для лиц, выполнивших обязанности военной службы по контракту, дополнительных мер социальной защиты, в том числе в сфере жилищных отношений (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2007 года N 5-П). Абзац второй пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" не может рассматриваться как препятствующий признанию за гражданами, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года и уволенными или подлежащими увольнению с военной службы после этой даты, права на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений на равных условиях с гражданами, относящимися к той же категории, но уволенными с военной службы до 1 января 2005 года.

Названным Постановлением Конституционного Суда РФ постановлено: признать абзац второй пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку содержащаяся в нем норма не препятствует признанию за гражданами, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года и уволенными или подлежащими увольнению с военной службы после этой даты, права на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений на равных условиях с гражданами, относящимися к той же категории, но уволенными с военной службы до 1 января 2005 года. Конституционно-правовой смысл указанного законоположения, выявленный в настоящем Постановлении, в силу статьи 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" является общеобязательным, в том числе для всех исполнительных и судебных органов государственной власти, что исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

Согласно справки начальника Пензенской КЭЧ района №17, истец за период прохождения службы с 17 июня 2001 года жилой площадью не обеспечивался. Как видно из справки от 25 марта 2010 года №100, выданной начальником 685 финансового отделения военных представительств Министерства обороны РФ, в период с 24 июля 2006 года по 31 декабря 2009 года получал ежемесячную компенсацию за поднаем жилья, общая сумма компенсации за 2006-2009 года составила 76800 рублей. Кроме того, решением Советского районного суда г. Казани от 23 декабря 2010 года по иску Агапова А.В. к Военному комиссариату РТ о признании действий незаконными и выплате денежной компенсации, вступившим в законную силу и имеющим преюдициальное значение для суда при рассмотрении настоящего дела, установлено, что независимо от даты увольнения Агапова А.В. из рядов Вооруженных Сил РФ и повторной регистрации в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, за ним должно сохраняться право на получение денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения.

Таким образом, все условия, необходимые для получения указанной компенсации истцом были соблюдены, в частности он находился на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. В противном случае компенсация бы ему не выплачивалась. Доказательств того, что истец в настоящее время не несет расходов на наем (поднаем) жилья представителем ответчика не представлено.

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 31 декабря 2004 года №909 установлено, что денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений (далее - денежная компенсация) военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту (далее - военнослужащие), гражданам Российской Федерации (далее - граждане), уволенным с военной службы, и членам их семей выплачивается в размере, не превышающем в г. Казани Республики Татарстан - 3600 рублей. При этом, предусмотрено, что указанный размер денежной компенсации повышается на 50 процентов в случае если совместно с военнослужащим или гражданином, уволенным с военной службы, проживают 3 и более членов семьи.

Истец просит суд взыскать с ответчика в его пользу денежную сумму в счет компенсации за наем жилья в размере 48600 рублей, исходя из следующего расчета:

1.      В период с 1 ноября по 1 августа 2010 года прошло 9 месяцев;

2.      9 месяцев умножить на 5400 (базовая компенсация плюс надбавка за количество членов семьи) = 48600 рублей.

Суд считает необходимым согласится с приведенным расчетом, поскольку он является правильным и основанном на законе.

Поэтому исковое требование о взыскании компенсации за наем (поднаем) жилья подлежит удовлетворению в полном объеме за счет средств федерального бюджета.

При таких обстоятельствах, исковые требования Агапова А.В. подлежат удовлетворению.

В силу ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Поэтому суд взыскивает с ответчика в пользу истца уплаченную государственную пошлину в размере 1658 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Агапова А.В. к Военному комиссариату Республики Татарстан о выплате денежной компенсации удовлетворить.

Взыскать с Военного комиссариата Республики Татарстан за счет средств федерального бюджета в пользу Агапова А.В. денежную сумму в счет компенсации за найм жилья в размере 48600 рублей и уплаченную государственную пошлину в размере 1658 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ через районный суд в течение 10 дней.

Судья Советского

районного суда г. Казани Р.С. Кашапов