Решение по заявлению Ишкуватова А.Х. об оспаривании решения органа местного самоуправления



Дело №2-8958/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 ноября 2011 года город Казань

Советский районный суд г. Казани в составе:

председательствующего судьи Р.Р. Минзарипова,

при секретаре судебного заседания С.М. Гатиятуллиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ишкуватов А.Х. о признании отказа <данные изъяты> в рассмотрении по существу заявления о переводе нежилых помещений в жилые незаконным и устранении допущенных нарушений,

УСТАНОВИЛ:

Ишкуватов А.Х. (далее также заявитель) обратился в суд с заявлением, указав, что <дата изъята> он обратился в <данные изъяты> с заявлением о переводе двух принадлежащих ему на праве собственности объектов недвижимости – помещений магазина и склада в жилые помещения. Однако письмом <данные изъяты> <номер изъят> от <дата изъята> ему было отказано в удовлетворении заявления ввиду непредставления проекта переустройства и (или) перепланировки переводимых помещений. Заявитель полагает отказ в рассмотрении заявления по существу неправомерным. На основании изложенного заявитель просит признать отказ <данные изъяты> от <дата изъята> незаконным, обязать устранить допущенное нарушение прав.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал, пояснив, что им оспаривается именно бездействие должностного лица, выразившееся в фактическим нерассмотрении по существу заявления о переводе нежилых помещений в жилые.

Заинтересованное лицо – <данные изъяты> Туров Ю.И. – в судебное заседание не явился, представил отзыв, согласно которому с заявлением не согласился, просил в его удовлетворении отказать.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Заявитель является собственником объектов недвижимости – помещений склада и магазина, расположенных по адресу: СП <адрес изъят> РТ, на земельном участке с кадастровым номером <номер изъят>

Право собственности на помещения зарегистрировано за заявителем в установленном законом порядке <дата изъята>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана соответствующая запись.

<дата изъята> Ишкуватов А.Х. обратился в <данные изъяты> с заявлением о переводе указанных объектов недвижимости в жилые помещения.

Однако в ответном письме <номер изъят> от <дата изъята> <данные изъяты> указал, что на рассмотрение заявления не представлены документы, требуемые для принятия решения о переводе нежилого помещения в жилое, а именно подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого перемещения.

Заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 2 статьи 23 Жилищного кодекса РФ для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения представляет:

1) заявление о переводе помещения;

2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);

4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;

5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).

Порядок признания нежилого помещения жилым установлен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года №47.

В частности, пункт 7 Положения устанавливает, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Согласно пункту 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В свою очередь, оценка соответствия представляет собой проверку фактического состояния помещения, оценку степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, а также иных характеристик (пункт 43 Положения).

При этом пункт 44 Положения устанавливает, что в ходе процедуры проведения оценки соответствия помещения установленным требованиям комиссия, в числе прочего, определяет: 1) перечень дополнительных документов (заключения соответствующих органов государственного контроля и надзора, заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным требованиям; 2) состав привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения.

Таким образом, именно на стадии оценки соответствия помещения установленным требованиям возможно определить, требуется ли переустройство и (или) перепланировка нежилого помещения для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого. Данный вывод подтверждается содержанием пункта 46 Положения, согласно которому комиссия вправе принять решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения, а также назначить дополнительные обследования и испытания. Именно в зависимости от того, пришла ли комиссия по итогам проведения оценки соответствия нежилых помещений к выводу о необходимости их переустройства или перепланировки, Глава Октябрьского сельского поселения Зеленодольского муниципального района РТ был бы вправе требовать от заявителя представления проекта переустройства и (или) перепланировки.

Однако оценка соответствия принадлежащих заявителю нежилых помещений установленным требованиям не проводилась; заявление о переводе помещений в жилые по существу не рассматривалось.

Вывод о том, что проект переустройства и (или) перепланировки не является документом, обязательно прилагаемым к заявлению о переводе нежилого помещения в жилое, следует и из содержания частей 6 и 8 ЖК РФ; этот проект должен представляться лишь в случае, если имеется необходимость проведения переустройства и (или) перепланировки помещения.

В письменном ответе от <дата изъята> должностное лицо не указывает, что отказ в переводе помещений в жилые основан на решении комиссии. Между тем, пункт 47 Положения, перечисляющий решения, которые могут быть приняты комиссией по результатам рассмотрения заявления, не допускает возможность принятия какие-либо промежуточных решений, в том числе отказе в рассмотрении заявления по существу ввиду непредставления проекта переустройства и (или) перепланировки. Более того, Положение не допускает возможность принятия решения об отказе в переводе помещения в жилое ввиду непредставления проекта перепланировки или переустройства.

Кроме того, Жилищный кодекс РФ не предусматривает в принципе возможность принятия каких-либо иных решений по заявлению о переводе помещения в жилое, помимо решений о переводе или об отказе в переводе помещения.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление удовлетворить.

Признать отказ Главы <данные изъяты> в рассмотрении по существу заявления Ишкуватов А.Х. от <дата изъята> о переводе помещения склада, расположенного по адресу: РТ, <адрес изъят> площадью <данные изъяты> кв.м., инвентарный номер <номер изъят> а также помещения магазина, расположенного по адресу: РТ, <адрес изъят> площадью <данные изъяты> кв.м., инвентарный номер <номер изъят> в жилые, незаконным.

Устранить допущенные нарушения прав Ишкуватов А.Х., обязав <данные изъяты> в порядке и в сроки, установленные Жилищным кодексом РФ, Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года №47, рассмотреть заявление Ишкуватов А.Х. от <дата изъята> о переводе помещения склада, расположенного по адресу: РТ, <адрес изъят>», площадью <данные изъяты> кв.м., инвентарный номер <номер изъят>, а также помещения магазина, расположенного по адресу: РТ, <адрес изъят>, площадью <данные изъяты> кв.м., инвентарный номер <номер изъят> в жилые, с принятием решения о переводе или об отказе в переводе указанных нежилых помещений в жилые.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ в течение 10 дней через Советский районный суд г. Казани.

Судья Р.Р. Минзарипов

Мотивированное решение составлено <дата изъята>, судья

-32300: transport error - HTTP status code was not 200