по иску Мухаметшина Ф.Ф. к УПФ РФ в Советском районе г. Казани о признании права на досрочную трудовую пенсию




Дело №2-6327/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 августа 2011 года город Казань

Советский районный суд г. Казани в составе:

председательствующего судьи Гараевой Р.С.,

при секретаре судебного заседания Сабаниной Н.В.,

с участием:

истца – Мухаметшиной Ф.Ф.,

представителя ответчика – Гамирова Р.Р., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мухаметшиной Ф.Ф. к Управлению Пенсионного фонда России в Советском районе города Казани Республики Татарстан о восстановлении нарушенного права на досрочную трудовую пенсию,

У С Т А Н О В И Л:

В обоснование иска указано, что в связи с достижением необходимого стажа лечебной деятельности в медицинских учреждениях истец обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Советском районе города Казани с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии. Однако УПФ в назначении пенсии отказало, мотивировав свое решение <номер изъят> от <дата изъята> в связи с отсутствием требуемого специального трудового стажа.

Истец просит вышеуказанное решение УПФ признать незаконным, признать за ней право на досрочную трудовую пенсию, обязать УПФ назначить и выплачивать ей досрочную трудовую пенсию.

В судебном заседании истец исковые требования поддержала.

Представитель ответчика, действующий на основании доверенности <номер изъят> от <дата изъята>, иск не признал.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, руководствуясь нижеприведенными нормами законодательства, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно положениям пункта 1 части 1 статьи 27 Федерального закона от <дата изъята> №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам:

1) мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.

В соответствии со Списком №1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, в соответствии со статьей 27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 №10 (далее – Список №1), на получение льготной пенсии имеют право производители работ (раздел ХIХ, код специальности 12300000-17541).

Установлено, что истец с 1990 года имеет стаж лечебной деятельности, что подтверждается записями в трудовой книжке, справками и иными материалами дела.

<дата изъята> истец обратилась в УПФ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с наличием у нее специального трудового стажа лечебной деятельности. Ответчик в удовлетворении заявления отказал по тем основаниям, что у истца отсутствует необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости специальный стаж. В специальный стаж, при наличии которого назначается досрочная пенсия, не были включены периоды работы истца с <дата изъята> по <дата изъята> в качестве инженера-физика радиологического отделения, с <дата изъята> по <дата изъята> в качестве инженера по обслуживанию медицинской радиационной аппаратуры отдела радиационный физики и техники, с <дата изъята> по <дата изъята> в качестве инженера-физика радиологического отделения активного поста в ГУЗ «Республиканский клинический онкологический диспансер МЗ РТ», так как документы, подтверждающие должностные обязанности и характер выполняемой работы за проверяемый период отсутствуют. В том числе: периоды нахождения в административном отпуске по уходу за ребенком, рожденным после <дата изъята>, с <дата изъята> по <дата изъята>, с <дата изъята> по <дата изъята>, согласно п.21 Разъяснения от <дата изъята> <номер изъят> Министерства труда РФ.

Период нахождения на учебе с 27.03.2004 г. по 11.04.2004 г., с 13.05.2007 г. по 03.06.2007 г., с 19.05.2008 г. по 29.05.2008 г. на основании постановления Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости» в соответствии со ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ».

Период работы с 01.01.2009 г. по 31.12.2009 г. в качестве инженера ведущего отдела медицинской радиационной физики и техники в ГУЗ «Республиканский клинический онкологический диспансер МЗ РТ», так как согласно ст. 13 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. стаж, приобретенный после регистрации в качестве застрахованного лица, устанавливается на основании сведений персонифицированного учета. Вышеуказанный период не подтверждается выпиской из ИЛСЗЛ.

Указанное решение нельзя признать законным по следующим основаниям:

В соответствии со статьей 19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.

Согласно части 2 статьи 53 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Федеральный Закон «О трудовых пенсиях в РФ» был призван обеспечивать стабильность достигнутого уровня пенсионного обеспечения и повышения его по мере роста благосостояния трудящихся.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 03.06.2004 года, в силу статей 4 ч. 2 и 15 ч. 1 Конституции РФ правоприменитель обязан руководствоваться принципом верховенства Конституции РФ и исходить из такого толкования подзаконных нормативных актов, которое не может противоречить федеральным законам (статья 115, части 1 и 3 Конституции РФ), то есть при ухудшении положения прав граждан на досрочную пенсию закон не должен иметь обратной силы.

В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №25 от 25.12.2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Из материалов дела усматривается, что истица работала в должности инженера радиологического отделения с 30.07.1990 г. по 14.03.1993 г.;

в должности инженера отдела радиационной медицины и техники с особо опасными условиями труда с 15.03.1993 г. по 31.10.1997 г.;

в должности инженера физика радиологического отделения с 01.11.1997 г. по 04.11.2008 г.;

в должности ведущего инженера отдела радиационной физики и техники с 05.11.2008 г. по настоящее время.

Доводы ответчика о том, что документы, подтверждающие должностные обязанности и характер выполняемой работы за проверяемый период отсутствуют, не могут быть приняты судом, так как истцом были представлены все необходимые документы, подтверждающие трудовую деятельность за указанные периоды. Так же представителем от Пенсионного фонда проводилась документальная проверка специального трудового стажа и рабочего места, о чем был составлен соответствующий акт №773 от 24.12.2010 г., которым подтверждена вредность условий труда. Вторичная проверка от 11.03.2011 г., по которому был составлен акт № 137, подтвердила выводы первого акта № 773 от 24.12.2010 г.

Поскольку в периоды нахождения истицы на учебе с <дата изъята> по <дата изъята>, с <дата изъята> по <дата изъята>, с <дата изъята> по <дата изъята> заработная плата ей сохранялась и начислялась и с нее, в соответствии с ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании», производились отчисления в Пенсионный фонд РФ, данные периоды также подлежат включению в специальный трудовой стаж.

Вместе с тем, ответчик правомерно не включил в специальный стаж период нахождения истца в административном отпуске по уходу за ребенком, рожденным после <дата изъята>, с <дата изъята> по <дата изъята>, с <дата изъята> по <дата изъята>, поскольку в пункте 21 Разъяснения от <дата изъята> <номер изъят> Министерства труда РФ, включение в специальный стаж периода нахождения в административном отпуске по уходу за ребенком, не предусмотрено.

Далее, в силу статьи 8 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного обеспечения» обязанность по предоставлению сведений о застрахованных лицах лежит на страхователе, но не работнике, а значит, период работы истца с 01.01.2009 года по 31.12.2009 года, также должен быть включен в ее специальный стаж работы. Истица по настоящее время работает в ГАУЗ «Республиканский клинический онкологический диспансер Министерства Здравоохранения Республики Татарстан» в должности инженера ведущим отдел медицинской радиационной физики и техники.

Однако принимая во внимание, что продолжительность медицинской деятельности истца удовлетворяет условиям пункта 1 части 1 статьи 27 Закона №173-ФЗ, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца о назначении ей досрочной трудовой пенсии.

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Закона №173-ФЗ трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).

Таким образом, суд считает установленным, что Мухаметшина Ф.Ф. проработала на должности, связанной с лечебной деятельностью, приобрела право на досрочную пенсию, в связи с чем, в данном случае имеются все правовые основания для назначения истице досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения с момента возникновения права.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Мухаметшиной Ф.Ф. удовлетворить частично.

Признать решение Управления Пенсионного фонда РФ в Советском районе города Казани <номер изъят> от <дата изъята> в части не включения в специальный стаж Мухаметшиной Ф.Ф. периодов работы с <дата изъята> по <дата изъята> в должности инженера-физика радиологического отделения, с <дата изъята> по <дата изъята> в должности инженера по обслуживанию медицинской радиационный аппаратуры отдела радиационной физики и техники, с <дата изъята> по <дата изъята>, с <дата изъята> по <дата изъята> в качестве инженера-физика радиологического отделения активного поста ГУЗ «Республиканский клинический онкологический диспансер МЗ РТ», периоды нахождения на учебе: с <дата изъята> по <дата изъята>, с <дата изъята> по <дата изъята>, с <дата изъята> по <дата изъята>, период работы с <дата изъята> по <дата изъята>, не подтвержденные выпиской из индивидуального лицевого счета, незаконным.

Признать за Мухаметшиной Ф.Ф. право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Советском районе города Казани включить в специальный стаж Мухаметшиной Ф.Ф., дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с особо вредными условиями труда по списку <номер изъят>, период работы с <дата изъята> по <дата изъята> в должности инженера-физика радиологического отделения, с <дата изъята> по <дата изъята> в должности инженера по обслуживанию медицинской радиационный аппаратуры отдела радиационной физики и техники, с <дата изъята> по <дата изъята>, с <дата изъята> по <дата изъята> в качестве инженера-физика радиологического отделения активного поста ГУЗ «Республиканский клинический онкологический диспансер МЗ РТ», периоды нахождения на учебе: с <дата изъята> по <дата изъята>, с <дата изъята> по <дата изъята>, с <дата изъята> по <дата изъята>, период работы с <дата изъята> по <дата изъята>, не подтвержденные выпиской из индивидуального лицевого счета.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Советском районе города Казани назначить и выплачивать Мухаметшиной Ф.Ф. досрочную трудовую пенсию с момента возникновения права.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан в течение 10 дней через Советский районный суд города Казани.

Судья