Решение В.Г.Князьков к Военному комиссариату РТ о взыскании суммы недополученной пенсии



Дело №2-9951/11

      РЕШЕНИЕ         ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 декабря 2011г., г.Казань

Советский районный суд г.Казани в составе председательствующего судьи Б.Г.Абдуллаева,

с участием представителя истца Н.В.Прокопенко В.Н.Еремина,

представителя ответчика Военного комиссариата Республики Татарстан В.И.Бурякова,

при секретаре судебного заседания Ю.В.Минуллиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Князькова В.Г. к Военному комиссариату Республики Татарстан о взыскании суммы недополученной пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к Военному комиссариату Республики Татарстан (далее – ВК РТ) о перерасчёте назначенной пенсии, взыскании с ВК РТ недоплаченной пенсии в размере 3548руб. 58коп., в том числе за период с 1.02.1993г. по 31.03.1993г. в сумме 1062руб. 80коп., за период с 01.01.1999г. по 30.06.1999г. в сумме 2485руб. 78коп., возмещении расходов на оплату услуг представителя в сумме 1000руб. В обоснование требований указано, что истец является пенсионером Министерства обороны РФ, в нарушение требований закона ответчик при исчислении и выплате пенсии за упомянутый период не учитывал, что оклад по воинскому званию как составляющая часть пенсии не мог быть меньше половины оклада по воинской должности, а также не учитывал увеличение оклада по воинскому званию.

При рассмотрении дела представитель истца уменьшил сумму исковых требований, просил суд взыскать с ответчика сумму недоплаченной пенсии в размере 2482руб. 97коп.

Представитель ответчика иск не признал, поскольку при расчёте пенсии истцу учитывался размер оклада по воинскому званию, установленный Правительством РФ.

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ст.43 Закона РФ от 12.02.1993г. №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в редакции, действовавшей с 1.02.1993г. до 1.07.2002г., пенсии, назначенные лицам, указанным в ст.1 настоящего Закона, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава названных органов. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством РФ, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Для исчисления им пенсии в денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава.

В соответствии с пунктом «б» ст.49 данного Закона в редакции, действовавшей до 1.01.2008г., пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона и их семьям, а также надбавки к пенсиям, повышения и увеличения пенсий, подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников уголовно-исполнительной системы, состоящих на службе, - исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением.

Согласно пункту 2 статьи 12 Закона РФ от 22.01.1993 года №4338-I «О статусе военнослужащих», действовавшего с 01.01.1993 года до 01.01.1998 года, размеры окладов по воинским должностям и воинским званиям, надбавок и выплат определяются Правительством РФ по представлению Министерства обороны РФ, других министерств и ведомств РФ, в которых законом предусмотрена военная служба.

При этом оклады по первичным воинским должностям солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее пяти минимальных размеров оплаты труда, а оклады по воинским званиям не могут быть менее половины воинских должностных окладов.

Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 27.01.1993 года №65 «Об упорядочении выплаты денежного довольствия военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудникам уголовно-исполнительной системы и усилении их социальной защиты» были установлены оклады по воинским (специальным) званиям военнослужащих (кроме военнослужащих срочной службы) и лиц начальствующего состава органов внутренних дел согласно приложению №7, исходя из которого оклад по воинскому званию капитан 2 ранга составлял 8000руб.

Установлено, что истец является пенсионером Министерства обороны РФ, получает пенсию через ВК РТ, имеет воинское звание капитан 2 ранга.

Согласно справке ответчика в период с 1.02.1993г. по 1.04.1993г. истцу выплачивалась пенсия, при определении размера которой учитывался оклад по воинскому званию в вышеуказанном размере, установленном Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 27.01.1993г. №65.

Из этой же справки следует, что размер оклада по воинскому званию был менее половины воинского должностного оклада, установленного в размере 20000руб., что являлось нарушением пункта 2 ст.12 Закона РФ от 22.01.1993г. №4338-I «О статусе военнослужащих», имеющего большую юридическую силу, нежели Постановление Совета Министров – Правительства РФ. Поэтому при исчислении пенсии истцу подлежал применению Закон РФ.

С 1.01.1998г. вступил в силу Федеральный закон от 27.05.1998г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», в соответствии с пунктом 2 ст.12 этого Закона в редакции, действовавшей до 1.07.2000г., оклады по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не могли быть менее половины окладов по воинским должностям.

Указом Президента РФ от 24.12.1998г. №1638 «О повышении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и денежного содержания сотрудников федеральных органов налоговой полиции» Правительству РФ было поручено повысить с 1.01.1999г. в 1,62 раза месячные оклады в соответствии с занимаемыми воинскими должностями военнослужащим, а с 1.07.1999 г. в 2,02 раза месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями военнослужащим.

Во исполнение данного Указа пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 19.01.1999г. №72 «О повышении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и федеральных органов налоговой полиции» повышены с 1.01.1999г. в 1,62 раза месячные оклады в соответствии с занимаемыми воинскими должностями военнослужащим, а пунктом 2 этого же Постановления с 1.07.1999г. установлены месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями военнослужащим (кроме солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву) согласно приложению №1. В этом приложении установлены конкретные оклады по воинскому званию от рядового, матроса до Маршала РФ. Оклад по воинскому званию капитан 2 ранга был установлен в размере 550руб.

Вступившим в законную силу Решением Верховного Суда РФ от 20.10.1999г. №ВКПИ 99-18 был признан недействительным (незаконным) пункт 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 19.01.1999г. №72 в части, предусматривающей повышение военнослужащим окладов по воинским званиям лишь с 1.07.1999г., так как он не соответствовал абзацу 2 пункта 12 ст.12 Федерального закона от 27.05.1998г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Согласно справке ВК РТ в период с 1.01.1999г. до 1.07.1999г. истцу выплачивалась пенсия, при определении размера которой учитывался оклад по воинскому званию в размере 269руб., что составляло менее половины воинского должностного оклада, повышенного до 739руб. Такое исчисление пенсии противоречило пункту 2 ст.12 Федерального закона от 27.05.1998г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Кроме того, решением Верховного Суда РФ от 10.04.2001г. №ВКПИ 00-16, вступившим в законную силу 19.06.2001г., приложение №1 к Постановлению Правительства РФ от 19.01.1999г. №72 признано незаконным и недействительным со дня издания в той мере, в которой месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями военнослужащим установлены в меньших размерах, чем предписано Правительству РФ Указом Президента РФ от 24.12.1998г. №1638.

При таких обстоятельствах исковое требование в части перерасчета пенсии за периоды с 01.02.1993г. по 31.03.1993г., с 01.01.1999г. по 30.06.1999г., с учетом того, что оклад по воинскому званию не мог составлять менее половины оклада по воинской должности, является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Согласно расчёту ответчика, правильность которого представителем истца не оспорена, сумма недополученной пенсии составила 2482руб. 97коп. При этом суд соглашается с расчётом и в части индексации задолженности на основании индексов потребительских цен, поскольку такая индексация предусмотрена пунктом 8 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 года №941.

Суд отклоняет довод ответчика об отсутствии его вины в недоплате пенсии истцу. Органом, выплачивающим истцу пенсию, является ВК РТ (в соответствии с Указом Президента РФ от 01.09.2007 года №1132). Поэтому ВК РТ должен был выплачивать истцу пенсию в полном объеме, обеспечивая выполнение не только Постановлений Правительства РФ, но и Законов России, Указов Президента РФ, имеющих большую юридическую силу, а также решений Верховного Суда РФ в части отмены положений Постановлений Правительства РФ.

За составление искового заявления и участие в судебном заседании представителя В.Н.Еремина истец оплатил индивидуальному предпринимателю В.И.Аркадьеву согласно договору на оказание юридических услуг от 2.03.2011г., квитанции к приходному кассовому ордеру от 5.03.2011г. 1000руб., которые подлежат возмещению ответчиком в соответствии со ст.100 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее — ГПК РФ) в разумных пределах в сумме 200руб. с учётом сложности рассматриваемого дела, удовлетворения иска, а также с учётом того, что ответчиком не представлено доказательств чрезмерности этих расходов.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

На основании изложенного и руководствуясь ст.198 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить.

Обязать Военный комиссариат Республики Татарстан произвести перерасчет пенсии Князькову В.Г. с учетом увеличения размера оклада по воинскому званию и с применением индексов потребительских цен за периоды с 01.02.1993г. по 31.03.1993г., с 01.01.1999г. по 30.06.1999г.

Взыскать с Военного комиссариата Республики Татарстан в пользу Князькова В.Г. сумму недополученной пенсии с применением индексов потребительских цен в размере 2482 рубля 97 копеек.

Взыскать с Военного комиссариата Республики Татарстан в пользу В.Г. в счёт возмещения судебных расходов на оплату услуг представителя 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан в течение десяти дней со дня вынесения решения в окончательной форме через Советский районный суд города Казани.

Судья Б.Г.Абдуллаев