Решение Г.С.Яковлев к Военному комиссариату РТ о взыскании суммы недополученной пенсии



Дело №2-9762/11

      РЕШЕНИЕ         ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 ноября 2011г., г.Казань

Советский районный суд г.Казани в составе председательствующего судьи Б.Г.Абдуллаева,

с участием представителя истца Г.С.Яковлев В.Н.Еремина,

представителя ответчика Военного комиссариата Республики Татарстан В.И.Бурякова,

при секретаре судебного заседания Ю.В.Минуллиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Яковлева Г.С. к Военному комиссариату Республики Татарстан о взыскании суммы недополученной пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к Военному комиссариату Республики Татарстан (далее – ВК РТ) о перерасчёте назначенной пенсии, взыскании с ВК РТ в свою пользу недоплаченной пенсии в размере 1717руб., в том числе за период с 1.02.1993г. по 31.03.1993г. в сумме 397руб. 62коп., за период с 01.01.1999г. по 30.06.1999г. в сумме 1319руб. 38коп., возмещении расходов на оплату услуг представителя в сумме 1000руб. В обоснование требований указано, что истец является пенсионером Министерства обороны РФ, в нарушение требований закона ответчик при исчислении и выплате пенсии за упомянутый период не учитывал, что оклад по воинскому званию как составляющая часть пенсии не мог быть меньше половины оклада по воинской должности, а также не учитывал увеличение оклада по воинскому званию.

Представитель истца при рассмотрении дела иск поддержал по изложенным в нём основаниям.

Представитель ответчика иск не признал, поскольку при расчёте пенсии истцу учитывался размер оклада по воинскому званию, установленный Правительством РФ.

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ст.43 Закона РФ от 12.02.1993г. №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в редакции, действовавшей с 1.02.1993г. до 1.07.2002г., пенсии, назначенные лицам, указанным в ст.1 настоящего Закона, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава названных органов. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством РФ, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Для исчисления им пенсии в денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава.

В соответствии с пунктом «б» ст.49 данного Закона в редакции, действовавшей до 1.01.2008г., пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона и их семьям, а также надбавки к пенсиям, повышения и увеличения пенсий, подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников уголовно-исполнительной системы, состоящих на службе, - исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением.

Согласно пункту 2 статьи 12 Закона РФ от 22.01.1993 года №4338-I «О статусе военнослужащих», действовавшего с 01.01.1993 года до 01.01.1998 года, размеры окладов по воинским должностям и воинским званиям, надбавок и выплат определяются Правительством РФ по представлению Министерства обороны РФ, других министерств и ведомств РФ, в которых законом предусмотрена военная служба.

При этом оклады по первичным воинским должностям солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее пяти минимальных размеров оплаты труда, а оклады по воинским званиям не могут быть менее половины воинских должностных окладов.

Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 27.01.1993 года №65 «Об упорядочении выплаты денежного довольствия военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудникам уголовно-исполнительной системы и усилении их социальной защиты» были установлены оклады по воинским (специальным) званиям военнослужащих (кроме военнослужащих срочной службы) и лиц начальствующего состава органов внутренних дел согласно приложению №7, исходя из которого оклад по воинскому званию подполковник составлял 8000руб.

Установлено, что истец является пенсионером Министерства обороны РФ, получает пенсию через ВК РТ, имеет воинское звание подполковник.

Согласно справке ответчика в период с 1.02.1993г. по 1.04.1993г. истцу выплачивалась пенсия, при определении размера которой учитывался оклад по воинскому званию в вышеуказанном размере, установленном Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 27.01.1993г. №65.

Из этой же справки следует, что размер оклада по воинскому званию был менее половины воинского должностного оклада, установленного в размере 17500руб., что являлось нарушением пункта 2 ст.12 Закона РФ от 22.01.1993г. №4338-I «О статусе военнослужащих», имеющего большую юридическую силу, нежели Постановление Совета Министров – Правительства РФ. Поэтому при исчислении пенсии истцу подлежал применению Закон РФ.

С 1.01.1998г. вступил в силу Федеральный закон от 27.05.1998г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», в соответствии с пунктом 2 ст.12 этого Закона в редакции, действовавшей до 1.07.2000г., оклады по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не могли быть менее половины окладов по воинским должностям.

Указом Президента РФ от 24.12.1998г. №1638 «О повышении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и денежного содержания сотрудников федеральных органов налоговой полиции» Правительству РФ было поручено повысить с 1.01.1999г. в 1,62 раза месячные оклады в соответствии с занимаемыми воинскими должностями военнослужащим, а с 1.07.1999 г. в 2,02 раза месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями военнослужащим.

Во исполнение данного Указа пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 19.01.1999г. №72 «О повышении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и федеральных органов налоговой полиции» повышены с 1.01.1999г. в 1,62 раза месячные оклады в соответствии с занимаемыми воинскими должностями военнослужащим, а пунктом 2 этого же Постановления с 1.07.1999г. установлены месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями военнослужащим (кроме солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву) согласно приложению №1. В этом приложении установлены конкретные оклады по воинскому званию от рядового, матроса до Маршала РФ. Оклад по воинскому званию подполковник был установлен в размере 550руб.

Вступившим в законную силу Решением Верховного Суда РФ от 20.10.1999г. №ВКПИ 99-18 был признан недействительным (незаконным) пункт 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 19.01.1999г. №72 в части, предусматривающей повышение военнослужащим окладов по воинским званиям лишь с 1.07.1999г., так как он не соответствовал абзацу 2 пункта 12 ст.12 Федерального закона от 27.05.1998г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Согласно справке ВК РТ в период с 1.01.1999г. до 1.07.1999г. истцу выплачивалась пенсия, при определении размера которой учитывался оклад по воинскому званию в размере 269руб., что составляло менее половины воинского должностного оклада, повышенного до 645руб. Такое исчисление пенсии противоречило пункту 2 ст.12 Федерального закона от 27.05.1998г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Кроме того, решением Верховного Суда РФ от 10.04.2001г. №ВКПИ 00-16, вступившим в законную силу 19.06.2001г., приложение №1 к Постановлению Правительства РФ от 19.01.1999г. №72 признано незаконным и недействительным со дня издания в той мере, в которой месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями военнослужащим установлены в меньших размерах, чем предписано Правительству РФ Указом Президента РФ от 24.12.1998г. №1638.

При таких обстоятельствах исковое требование в части перерасчета пенсии за периоды с 01.02.1993г. по 31.03.1993г., с 01.01.1999г. по 30.06.1999г., с учетом того, что оклад по воинскому званию не мог составлять менее половины оклада по воинской должности, является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Согласно расчётам истца, правильность которых ответчиком не оспорена, сумма недополученной пенсии за период с 01.02.1993г. по 31.03.1993г. составляет 397руб. 62коп., за период с 01.01.1999г. по 30.06.1999г. составляет 1319руб. 38коп., а всего 1717руб. При этом суд соглашается с расчётом и в части индексации задолженности на основании индексов потребительских цен, поскольку такая индексация предусмотрена пунктом 8 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 года №941.

Суд отклоняет довод ответчика об отсутствии его вины в недоплате пенсии истцу. Органом, выплачивающим истцу пенсию, является ВК РТ (в соответствии с Указом Президента РФ от 01.09.2007 года №1132). Поэтому ВК РТ должен был выплачивать истцу пенсию в полном объеме, обеспечивая выполнение не только Постановлений Правительства РФ, но и Законов России, Указов Президента РФ, имеющих большую юридическую силу, а также решений Верховного Суда РФ в части отмены положений Постановлений Правительства РФ.

За составление искового заявления и участие в судебном заседании представителя В.Н.Еремина истец оплатил индивидуальному предпринимателю В.И.Аркадьеву согласно договору на оказание юридических услуг от 4.04.2011г., квитанции к приходному кассовому ордеру от 12.04.2011г. 1000руб., которые подлежат возмещению ответчиком в соответствии со ст.100 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее — ГПК РФ) в разумных пределах в сумме 200руб. с учётом сложности рассматриваемого дела, удовлетворения иска, а также с учётом того, что ответчиком не представлено доказательств чрезмерности этих расходов.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

На основании изложенного и руководствуясь ст.198 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить.

Обязать Военный комиссариат Республики Татарстан произвести перерасчет пенсии Яковлеву Г.С. с учетом увеличения размера оклада по воинскому званию и с применением индексов потребительских цен за периоды с 01.02.1993г. по 31.03.1993г., с 01.01.1999г. по 30.06.1999г.

Взыскать с Военного комиссариата Республики Татарстан в пользу Яковлева Г.С. сумму недополученной пенсии с применением индексов потребительских цен в размере 1717 рублей.

Взыскать с Военного комиссариата Республики Татарстан в пользу Яковлева Г.С. в счёт возмещения судебных расходов на оплату услуг представителя 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан в течение десяти дней со дня вынесения решения в окончательной форме через Советский районный суд города Казани.

Судья Б.Г.Абдуллаев