Дело № 2-10770/10 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 23 декабря 2011 года г. Казань Советский районный суд г. Казани в составе: председательствующего судьи Габидуллиной А.Г., при секретаре судебного заседания Фаизовой Р.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Шарафутдинова М.Р. об оспаривании решения органа местного самоуправления, УСТАНОВИЛ: Шарафутдинов М.Р. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения общественной жилищной комиссии МУ «Администрация Советского района ИКМО города Казани». В обоснование требований заявитель указал, что он с семьей в составе из 4 человек – его супруги Шарафутдиновой А.М., дочерей - Шарафутдиновой М.М. и Шарафутдиновой К.М., проживают в квартире общей площадью 43,4 квадратных метров, расположенной по адресу: <адрес изъят>. С целью улучшения жилищных условий, заявитель обратился в МУ «Администрация Советского района ИКМО города Казани» с заявлением о включении его семьи в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище». Однако решением общественной жилищной комиссии МУ «Администрация Советского района ИКМО города Казани» от 27.06.2011 года №867р заявителю в этом было отказано в связи с тем, что не истек срок, предусмотренный статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, после ухудшения жилищных условий. Данный отказ заявитель считает необоснованным, поскольку намеренного ухудшения жилищных условий не было. Квартира <адрес изъят>, в которой ранее были зарегистрированы по месту жительства заявитель и его дочь Шарафутдинова М.М., находится на стадии продажи. Доли в праве собственности на указанную квартиру они не имеют. Супруга заявителя также снялась с регистрационного учета по адресу: <адрес изъят>, и зарегистрировалась по месту жительства заявителя в связи с необходимостью обращения в медицинские учреждения и в администрацию района для постановки ребенка на учет. Доли в праве собственности на указанную квартиру она также не имеет. Младшая дочь заявителя Шарафутдинова К.М. была зарегистрирована после рождения по месту жительства своего отца. На основании изложенного заявитель просил суд признать решение общественной жилищной комиссии МУ «Администрация Советского района ИКМО города Казани» №867р от 27.06.2011 года незаконным, обязать МУ «Администрация Советского района ИКМО города Казани» включить его семью в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище». В судебном заседании заявитель поддержал свои требования в полном объеме, просил удовлетворить, пояснил, что своего жилого помещения у него никогда не было, он был прописан в квартире матери и сестры, его жена ранее проживала со своими родителями, сестрой и братом в жилом помещении, находящемся в муниципальной собственности. Представитель заинтересованного лица просил в удовлетворении заявления отказать. Суд, заслушав пояснения заявителя и представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, приходит к следующему. В силу ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. При этом согласно ч. 7 ст. 52 Жилищного кодекса РФ, порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):…являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы… В соответствии с ч. ч. 4 - 6 ст. 50 Жилищного кодекса РФ, учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы. В соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. В силу п. 3 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок. В соответствии с пп. «а» п. 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050, основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы является несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил. В силу п. 6 данных Правил, участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. При этом согласно п. 7 Правил, в целях настоящих Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Согласно п. п. 2.2, 2.4, – 2.5 Правил и порядка постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республике Татарстан, утвержденных Постановлением Кабинета Министров РТ от 15 апреля 2005 года № 190, норма постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки - размер общей площади в объектах жилищных прав, приходящийся на одного члена семьи. Заявитель - житель Республики Татарстан, зарегистрированный по постоянному месту жительства, подающий заявление от имени семьи, нуждающейся в улучшении жилищных условий, членом которой он является (либо от своего имени, если не состоит в браке), с целью постановки на учет для получения государственной поддержки в порядке, установленном Законом Республики Татарстан "О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан". В соответствии с п. 3 указанных Правил, норма постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки устанавливается в размере менее 18 квадратных метров общей площади на одного члена семьи. Для работников организаций, участвующих в финансировании социальной ипотеки, норма постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по социальной ипотеке устанавливается в коллективном договоре предприятия. Установлено, что обратился к Главе МУ «Администрация Советского района ИК МО г. Казани» с заявлением о включении его семьи, состоящей из него, его супруги Шарафутдиновой А.М., дочери Шарафутдиновой М.М. и дочери Шарафутдиновой К.М., в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище». Однако решением Общественной жилищной комиссии при МУ «Администрация Советского района ИК МО г. Казани» заявителю с семьей было отказано в признании участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и включении в список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2011 году, в связи с тем, что не истек срок, предусмотренный ст. 53 Жилищного кодекса РФ (п. 3 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ) (ухудшение жилищных условий). Как следует из материалов дела, заявитель и его семья зарегистрированы по месту жительства и проживают в квартире <адрес изъят>, общей площадью 43,40 кв.м., которая принадлежит заявителю на праве собственности с 3 сентября 2006 года, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права серии <номер изъят> от 9 октября 2006 года. Совокупный уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи заявителя составляет 10,85 кв.м. Однако, по данному адресу заявитель и его дочь Шарафутдинова М.М., 9 ноября 2009 года рождения, зарегистрированы по месту жительства с 11 марта 2011 года, супруга заявителя - с 22 апреля 2011 года, а дочь Шарафутдинова К.М., 4 мая 2011 года рождения, – с 11 мая 2011 года. Ранее заявитель и несовершеннолетняя Шарафутдинова М.М. были зарегистрированы по месту жительства в квартире <адрес изъят>, общей площадью 128,5 кв.м. Эта квартира принадлежит на праве общей долевой собственности по 1/2 доле каждому матери заявителя Шарафутдиновой Ф.Ф. и сестре заявителя Шарафутдиновой Л.Р. Жена заявителя ранее была зарегистрирована по месту жительства своих родителей в квартире <адрес изъят>, общей площадью 91,9 кв.м., находящейся в муниципальной собственности. В то же время, брак между заявителем и Шарафутдиновой А.М. был зарегистрирован 8 сентября 2006 года. В соответствии с положениями ч. 1-2 ст. 3 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации. Учитывая обязанность граждан регистрироваться по месту жительства, принимая во внимание интересы семьи заявителя, суд считает, что переезд заявителя и членов его семьи в отдельное жилое помещение для совместного проживания и, соответственно, их регистрация по новому месту жительства, не могут рассматриваться как намеренное ухудшение их жилищных условий. Кроме того, на момент переезда в квартиру <адрес изъят> семья заявителя состояла из 3-х человек, на каждого из которых приходилось по 14,4 кв.м. общей площади. При таких обстоятельствах, суд считает отказ МУ «Администрация Советского района ИК МО г. Казани» в признании заявителя и его семьи участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» и включении в список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2011 году, незаконным. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд РЕШИЛ: Заявление Шарафутдинова М.Р. об оспаривании решения органа местного самоуправления - удовлетворить. Признать незаконным решение общественной жилищной комиссии МУ «Администрация Советского района ИК МО г. Казани» от 27 июня 2011 года № 867р об отказе в признании Шарафутдинова М.Р. и его семьи в составе четырех человек участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» и включении в список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2011 году. Обязать МУ «Администрация Советского района ИК МО г. Казани» признать Шарафутдинова М.Р. и его семью в составе четырех человек участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» и включить их в список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2011 году с момента обращения с соответствующим заявлением в 2011 году. Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ в течение 10 дней через Советский районный суд г. Казани. Судья: А.Г. Габидуллина