Решение по иску МКУ `КЗиО ИК МО г. Казани` к Мышеву о признании решения о выделении земельного участка и зарегистрированного права собственности недействительными



Дело №2-4801/11

Р Е Ш Е Н И Е И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

23 ноября 2011 года г. Казань

Советский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Кашапова Р.С.,

при секретаре Жарковой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» к Мышеву В.В. о признании решения о выделении земельного участка и зарегистрированного права собственности недействительными, суд

У С Т А Н О В И Л:

МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» (далее - КЗиО) обратилось в суд с иском к ответчику по тем основаниям, что в соответствии с имеющейся информацией, 4 апреля 2011 года за ответчиком было зарегистрировано право собственности на земельный участок, общей площадью 1706 кв. м., кадастровый номер <номер изъят>, расположенный по адресу: <адрес изъят>. Основанием для проведения государственной регистрации права за ответчиком послужило представление им в регистрирующий орган выписки из решения Константиновского Совета местного самоуправления Высокогорского района РТ от 25 сентября 1993 года. КЗиО полагает, что данный документ не мог быть положен в основу регистрации права собственности за ответчиком. Так, законом предусмотрено, что если документ был официально издан или принят органом государственной или муниципальной власти, то экземпляр документа должен быть передан на хранение в соответствующий архив. Однако, в архиве, документ, идентичный по содержанию документу, удостоверяющему право ответчика не земельный участок, не имеется. Ввиду отсутствия в архиве подлинника документа, а также его копии, можно говорить о том, что такое решение указанным Советом не издавалось. Из анализа действующего законодательства усматривается, что действительными документами, удостоверяющие право на землю, признаются лишь свидетельства о праве собственности на землю, а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянно (бессрочного) пользования землей, договоры аренды и договоры временного пользования. В данном случае в предоставленной ответчиком выписке из решения отсутствует чертеж границ земельного участка, определение границ земельного участка на местности. Поэтому в данном случае можно считать, что земельный участок был предоставлен ответчику с нарушением законодательства. Постановлением руководителя ИК МО г. Казани от 10 августа 2010 года №7123 признаны утратившими силу постановления, решения, распоряжения, иные акты глав администраций, советов местного самоуправления Пестречинского, Высокогорского, Лаишевского районов РТ, главы администрации г. Казани, глав администраций районов г. Казани, на основании которых гражданам и юридическим лицам предоставлены земельные участки, не оформленные в установленном порядке в соответствии с нормами земельного законодательства. Указанным постановлением признано утратившим силу и решение Константиновского сельского Совета в отношении ответчика.

На основании изложенного истец просит суд признать решение Константиновского Совета местного самоуправлении от 25 сентября 1993 года о выделении ответчику спорного земельного участка и зарегистрированное за ответчиком право собственности на спорный земельный участок недействительными.

В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал.

Представитель ответчика иск не признала.

Представитель третьего лица Управления Росреестра по РТ не явился, извещен.

Изучив материалы дела, выслушав стороны, суд считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают:

…2) из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

В силу ст. 15 ЗК РФ, собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.

Согласно ст. 25 ЗК РФ, права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

В соответствии с п. 9 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российского Федерации», государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В силу ст. 6 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

Согласно ст. 17 названного Федерального закона, основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:

акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.

В соответствии со ст. 25.2 названного Федерального закона, государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок является следующий документ:

акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);

иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.

В силу статей 15 и 26 ЗК РФ, собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Права на земельные участки должны удостоверяться документами в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Согласно ч. 7 ст. 36 ЗК РФ, местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Судом установлено, что спорный земельный участок, кадастровый номер <номер изъят>, площадью 1706 кв. м. расположен по адресу: <адрес изъят>. На основании решения Константиновского Совета местного самоуправления Высокогорского района РТ от 25 сентября 1993 года данный земельный участок был закреплен за Мышевым В.В. и предоставлен ему в собственность. Разрешенная использование земельного участка: ведение личного подсобного хозяйства, земли населенных пунктов. 4 апреля 2011 года ответчиком была проведена государственная регистрация права собственности на основании предоставленных им документов в Управление Росреестра по РТ. Согласно кадастрового паспорта спорного земельного участка от 18 февраля 2010 года, он был поставлен на кадастровый учет, его площадь определена и соответствует материалам межевания.

В соответствии с пунктами 4, 10, ч. 1 статьи 20 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если: документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержания не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации.

Пункт 1 статьи 13 названного Федерального закона предусматривает, что одной из стадий государственной регистрации прав является правовая экспертиза документов и проверка законности сделки.

Пределы правовой экспертизы и проверки законности сделки определены целью государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним – признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество. Такие правовая экспертиза и проверки законности заключаются в проверке действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти.

В данном случае государственным регистратором, в силу его полномочий, установленных Федеральным законом, проведена правовая экспертиза документов, предоставленных Мышевым В.В. для регистрации права собственности на земельный участок. Оснований для отказа в государственной регистрации права собственности ответчика на земельный участок государственным регистратором не было обнаружено. При регистрации права собственности ответчика на земельный участок государственным регистратором проведена проверка действительности поданных заявителем документов и наличие соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Оспариваемое истцом решение Константиновского Совета местного самоуправления признано государственным регистратором действительным, полномочия главы данного местного самоуправления на выделение земельного участка ответчику были проверены. Доказательств, свидетельствующих о недействительности оспариваемого решения, а также действиям государства, которое предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также, в случае необходимости, предоставления гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Данная позиция была отражена в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации.

Поэтому ссылка истца на постановление Руководителя ИК МО г. Казани от 10 августа 2010 года №7123 не может быть положена в основу решения суда.

Довод представителя истца о том, что решение Константиновского совета местного самоуправления о выделении ответчику земельного участка не содержит указание на местоположение предоставляемого земельного участка, данные о расположении границ, что влечет недействительность такого решения, не может быть принят во внимание суда, поскольку, согласно Инструкции по межеванию, утвержденной Роскомземом 8 апреля 1996 года, установление границ земельного участка производится на местности в присутствии представителей районной, городской (поселковой) или сельской администрации, собственников, владельцев или пользователей размежевываемого и смежных земельных участков или их представителей, полномочия которых удостоверяются доверенностями, выданным в установленном порядке. Результаты установления и согласования границ оформляются актом, который подписывается собственниками, владельцами, пользователями размежевываемого и смежных с ним земельных участков (или их представителями), городской или сельской администрацией и инженером-землеустроителем – производителем работ и вкладывается в землеустроительное дело.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 года №493 была утверждена форма государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей. Акт обязательно включал чертеж границ предоставленных земель и их количественную характеристику.

Кроме того, Указом Президента РФ «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» от 27 октября 1993 года №1767 была установлена ускоренная процедура оформления права собственности на участок. Допускалось принятие решения органа местной администрации о предоставлении, продаже земельного участка в собственность, о переоформлении права на землю, выделе земельного участка без составления плана участка (п. 9). Однако, при отсутствии чертежа границ земельного участка соответствующий комитет по земельным ресурсам и землеустройству в месячный срок после государственной регистрации права собственности на землю должен был произвести установления и оформление границ земельного участка и выдать собственнику копию чертежа границ участка.

Таким образом, из анализа указанного законодательства, на которое ссылается истец в исковом заявлении, не следует, что решение органа местной администрации о предоставлении земельного участка без составления плана участка является недействительным или незаконным.

Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года №1767 возложена обязанность на соответствующий комитет по земельным ресурсам и землеустройству по установлению и оформлению границ земельного участка и выдаче собственнику копии чертежа границ участка. Данным указом каких-либо обязанностей на ответчика не возлагалось, в связи с чем оспаривать правомерность его действий оснований не имеется.

Более того, возможность получения прав на земельный участок без выноса границ на местность была закреплена в Законе РФ «О регистрации прав не недвижимость», в редакции 1998 года. Так, в соответствии со статьей 18 названного Закона РФ, в случае, если отсутствуют или не закончены работы по кадастровому учету земельного участка (отсутствует кадастровый номер, не установлены границы, не определено местоположение объектов недвижимости и коммуникаций на участке), государственная регистрация прав осуществляется при наличии плана участка, составленного на основании данных, имеющихся на момент государственной регистрации прав в органе кадастрового учета, в том числе натурного описания границ.

Проведя анализ указанных норм, суд приходит к выводу, что отсутствие в решении Константиновского совета местного самоуправления Высокогорского района РТ в отношении ответчика точных границ участка, выделенного данным органом, не является основанием для того, чтобы ставить под сомнение существующее право Мышева В.В. на земельный участок.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» к Мышеву В.В. о признании решения о выделении земельного участка и зарегистрированного права собственности недействительными отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ через районный суд в течение 10 дней.

Судья Советского

районного суда г. Казани Р.С. Кашапов