РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 04 мая 2011 года город Казань Советский районный суд города Казани в составе: председательствующего судьи Гисметдинова Г.М., при секретаре судебного заседания Хуснутдиновой Е.А., с участием: истца – Козлова О.В, третьего лица – Козловой Л.С., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Козловой Е.О. и Козлова Ю.О., рассмотрев в помещении Советского районного суда города Казани в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Козлова О.В к Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации (далее – Департамент имущественных отношений МО РФ), Администрации Советского района Исполнительного комитета муниципального образования города Казани (далее – Администрация Советского района г. Казани), Исполнительному комитету муниципального образования города Казани (далее – ИК МО г. Казани) о признании права собственности на жилое помещение, У С Т А Н О В И Л: Истец обратился в суд с иском к ответчикам, в обоснование своих требований указав, что на основании договора социального найма жилого помещения <номер изъят> от <дата изъята> он и члены его семьи проживают в квартире, расположенной по адресу: <адрес изъят>. С целью получить разрешение на приватизацию занимаемого ими жилого помещения истец обратился с заявлением в Федеральное государственное квартирно-эксплуатационное учреждение «Казанская квартирно-эксплуатационная часть района» (далее - ФГКЭУ «Казанская КЭЧ района»), однако ему было отказано по причине того, что данное жилое помещение на праве оперативного управления за ФГКЭУ «Казанская КЭЧ района» не закреплено. На основании изложенного истец просит признать за ним право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес изъят>. В судебном заседании истец заявленные требования поддержал, просил удовлетворить. Представитель ответчиков - Администрации Советского района г. Казани, ИКМО г. Казани в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представитель ответчика - Департамента имущественных отношений МО РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен, о причинах неявки суду не сообщил, возражений по существу заявленного требования суду не представил. Представитель ФГКЭУ «Казанская КЭЧ района» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представители третьих лиц Территориального управления Федерального агентства по управления государственным имуществом по РТ (далее – ТУ Росимущества по РТ), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее - Управление Росреестра по РТ) в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены, о причинах неявки суду не сообщили, возражений по существу заявленного требования суду не представили. Привлеченная в качестве третьего лица по делу Козлова Л.С., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Козловой Е.О., <дата изъята> рождения, и Козлова Ю.О., <дата изъята> рождения, в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила удовлетворить. Исследовав материалы дела, заслушав объяснения истца и третьего лица, руководствуясь нижеприведенными нормами законодательства, суд приходит к следующему. Согласно статьи 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. В соответствии со статьей 1 Закона РФ от 04.07.1991 года №1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее – Закон о приватизации) приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. В силу статьи 2 Закона о приватизации граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. В соответствии со статьей 6 Закона о приватизации, передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. Согласно статьи 11 Закона о приватизации каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. Несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда после достижения ими совершеннолетия. В силу пункта 6 части 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках. Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. N 8 (с последующими изменениями и дополнениями) "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в пункте 8 разъяснено, что гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием. При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного статьями 7, 8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан. Согласно пункта 5 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как статья 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную). При этом за гражданами, выразившими согласие на приобретение другими проживающими с ними лицами занимаемого помещения, сохраняется право на бесплатное приобретение в собственность в порядке приватизации другого впоследствии полученного жилого помещения, поскольку в указанном случае предоставленная этим лицам статьей 11 названного Закона возможность приватизировать бесплатно занимаемое жилое помещение только один раз не была реализована при даче согласия на приватизацию жилья другими лицами. В соответствии с частью 3 статьи 8 Закона РФ Закона о приватизации в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд. Судом установлено, что истец является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес изъят> по договору социального найма жилого помещения <номер изъят> от <дата изъята>. Также в указанном жилом помещении проживают и зарегистрированы жена истца Козлова Л.С., 1966 года рождения, и их несовершеннолетние дети Козлова Е.О., <дата изъята> рождения, и Козлов Ю.О., <дата изъята> рождения, которые согласно имеющихся в материалах дела заявлений отказались от права на участие в приватизации квартиры расположенной по адресу: <адрес изъят>. Согласно справке Республиканского государственного унитарного предприятия Бюро технической инвентаризации Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан (РГУП БТИ) <номер изъят> от <дата изъята> по состоянию на <дата изъята> за Козловым О.В право собственности на жилые помещения в городе Казани не зарегистрировано. В материалах дела также имеется уведомление Управления Росреестра по РТ <номер изъят> от <дата изъята>, согласно которому в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах Козлова О.В на объекты недвижимого имущества, расположенные на территории Республики Татарстан. Истец обратился в ФГКЭУ «Казанская КЭЧ района» с просьбой провести регистрацию права собственности на указанную выше квартиру. Согласно ответу от <дата изъята> <номер изъят>, ФГКЭУ «Казанская КЭЧ района» не возражает против передачи квартиры в собственность, но данная квартира не закреплена на праве оперативного управления за ФГКЭУ «Казанская КЭЧ района». Следовательно, передача занимаемого истцами жилого помещения в собственность осуществляться не может. На основании Распоряжения Правительства Российской Федерации №982-р от 25.07.2007 года 1 января 2009 года было создано ФГКЭУ «Казанская КЭЧ района». Согласно этому Распоряжению МО РФ было поручено определить перечень имущества, подлежащего передаче федеральным государственным квартирно-эксплуатационным учреждениям в оперативное управление, а Росимуществу – закрепить за учреждениями в оперативном управлении имущество, относящееся к федеральной собственности. Согласно имеющегося в материалах дела Свидетельства <номер изъят> от <дата изъята>, квартира, расположенная по адресу: <адрес изъят>, находится в государственной собственности Российской Федерации. Договор социального найма жилого помещения <номер изъят> от <дата изъята> с истцом был заключен ФГКЭУ «Казанская КЭЧ района», действующим от имени собственника жилого помещения Министерства обороны Российской Федерации на основании Указа Президента РФ от 16.08.2004 года №1082. Однако истец, имея право на приобретение в собственность принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, фактически лишен возможности реализовать данное право, поскольку указанное жилое помещение не закреплено на праве оперативного управления за ФГКЭУ «Казанская КЭЧ района», что нарушает положения статьи 35 Конституции Российской Федерации и статьи 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права. Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права. Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке. Поскольку в данном случае невозможность реализации права на приватизацию занимаемого истцом жилого помещения не зависит от его воли, требование о признании за ним права собственности на квартиру является правомерным и подлежит удовлетворению. Согласно пункта 1 статьи 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации, в которой государственный регистратор вправе отказать только по основаниям, указанным в абзацах четвертом, шестом, седьмом, девятом, десятом, одиннадцатом и двенадцатом пункта 1 статьи 20 настоящего Федерального закона. На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск Козлова О.В к Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, Администрации Советского района Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, Исполнительному комитету муниципального образования города Казани о признании права собственности на жилое помещение удовлетворить. Признать за Козловым О.В право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес изъят>. Решение суда является основанием для регистрации права собственности Козлова О.В в Едином государственном реестре права на недвижимое имущество, прекращении права собственности Российской Федерации и права оперативного управления Федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения «Казанская квартирно-эксплуатационная часть района» на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес изъят>. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан в течение десяти дней со дня вынесения решения в окончательной форме через Советский районный суд города Казани. Судья: Г.М. Гисметдинов
Подлинник Дело №2-3911/2011