Дело №2-363/2012 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 24 января 2012 года город Казань Советский районный суд г. Казани в составе: председательствующего судьи Р.Р. Минзарипова, при секретаре судебного заседания С.М. Гатиятуллиной, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Приволжского района г. Казани, обратившегося в защиту прав неопределенного круга лиц, к Ответчик о признании действий по прокладке линий связи путем подвески кабелей воздушным способом незаконными и возложении обязанности по переоборудованию линий связи путем перевода их в подземные коммуникации, УСТАHОВИЛ: Прокурор Приволжского района г. Казани (далее также прокурор) обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц, указав, что <дата изъята> прокуратурой Приволжского района г. Казани совместно с <данные изъяты> проведена проверка деятельности Ответчик» по соблюдению законодательства при размещении подвесных линий связи и воздушно-кабельных переводов. В ходе выездной проверки выявлен факт неправомерного монтажа подвесных линий и воздушно-кабельных переводов, принадлежащих Ответчик» и их оборудования на вентиляционных шахтах, расположенных на крышах домов №<номер изъят> по <адрес изъят>. Размещение линий связи воздушным способом создает реальную угрозу причинения вреда гражданам в случае обрыва проводов в результате стихийных бедствий, технических аварий, виновных действий юридических и физических лиц. Кроме того, открытое размещение линий связи является фактором, исключающим возможность обеспечения тайны телефонных переговоров и иных сообщений, поскольку создает возможность для несанкционированного доступа к линиям связи. На основании изложенного прокурор просит признать незаконными действия Ответчик» по прокладке линий связи путем подвески кабелей воздушным способом между домами №<номер изъят> по <адрес изъят>; обязать Ответчик» переоборудовать указанные линии связи в соответствии с требованиями действующего законодательства, осуществив их перевод в подземные коммуникации. Прокурор в судебном заседании заявление подержал. Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление. Представитель третьего лица – ООО <данные изъяты>» – в судебном заседании иск поддержал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление. Представитель третьего лица – <данные изъяты> – в судебном заседании иск поддержал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление. Представитель Комитета жилищно-коммунального хозяйства ИК МО г. Казани, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица определением суда от <дата изъята>, в судебном заседании иск поддержал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление. Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему. Из материалов дела следует, что <дата изъята> прокуратурой Приволжского района г. Казани совместно с Управлением <данные изъяты> была проведена проверка деятельности Ответчик» по соблюдению законодательства при размещении подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов. В ходе указанной проверки выявлен факт монтажа подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов, принадлежащих Ответчик» и их оборудования на вентиляционных шахтах, расположенных на крышах домов №<адрес изъят> по <адрес изъят>, о чем был составлен соответствующий акт. Принадлежность подвесных линий связи ответчику последним не оспаривается, письменными материалами подтверждается. Специальное оборудование, кабельные линии размещены ответчиком на основании решений общих собраний собственников помещений жилых домов №<номер изъят> по <адрес изъят>. Кроме того, право на размещение специального оборудования и кабельных линий предоставлено ответчику на основании договоров, заключенных с собственниками жилых помещений указанных жилых домов. Заявление подлежит удовлетворению частично. В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 года №126-ФЗ «О связи» (далее Закон) оператор связи обязан: оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством РФ, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи; руководствоваться при проектировании, построении, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации сетей связи нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области связи, осуществлять построение сетей связи с учетом требований обеспечения устойчивости и безопасности их функционирования. Связанные с этим расходы, а также расходы на создание и эксплуатацию систем управления своих сетей связи и их взаимодействие с единой сетью электросвязи РФ несут операторы связи. Решением Казанской городской Думы от 10.03.2010 года №16-48 внесены изменения в Правила благоустройства г. Казани, утвержденные решением от 18.10.2006 года №4-14. В частности, Правила дополнены пунктами 6.5.10 и 6.5.11. Согласно пункту 6.5.10 Правил запрещается пересекать автомобильные дороги общего пользования при прокладке кабелей связи воздушным способом от одного здания к другому зданию; использовать в качестве крепления кабеля связи элементы фасадов, крыш, стен зданий и сооружений (дымоходы, вентиляция, антенны систем коллективного приема телевидения и радио, фронтоны, козырьки, двери, окна). Решение от <дата изъята> вступило в силу с <дата изъята>. В соответствии с распоряжением Кабинета Министров РТ <номер изъят>-р от <дата изъята> в целях обеспечения населения РТ качественными услугами информатизации и связи, проведения единой технической политики по развитию телекоммуникационных сетей на территории муниципальных образований РТ, обеспечения безопасности функционирования инфокоммуникационной инфраструктуры во время проведения Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани, а также в целях повышения уровня благоустройства населенных пунктов РТ и обеспечения эстетичности их архитектурного облика оператором связи, оказывающим услуги на территории РТ, предписано осуществлять развитие и строительство сетей кабельных линий связи подземным способом. Согласно данному распоряжению операторы связи должны производить подключение зданий и сооружений, многоквартирных жилых домов к сети связи общего пользования РТ подземным способом, без использования подвесных линий, а также обеспечить перевод подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов в подземные коммуникации в населенных пунктах РТ с численностью населения более 50000 человек. Распоряжением Кабинета Министров РТ от 22.07.2011 года №1324-р «О составе рабочей группы по организации перевода подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов в подземные коммуникации» установлено, что завершение работ по переводу подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов в подземные коммуникации должно быть обеспечено до 31.12.2011 года. В результате проверки было выявлено, что ответчик провел линии связи в районе многоэтажной застройки между домами №<номер изъят> по <адрес изъят> с использованием воздушно-кабельных переходов, а не в подземных коммуникациях. Размещение линий связи воздушным способом создает реальную угрозу причинения вреда гражданам в случае обрыва проводов в результате стихийных бедствий, технических аварий, виновных действий юридических и физических лиц. То обстоятельство, что распоряжение Кабинета Министров РТ №1159-р от 12.07.2011 года, решение Казанской городской Думы от 10.03.2010 года №16-48 были приняты и вступили в силу после размещения ответчиком специального оборудования и линий связи, не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявления. Действительно, распоряжение вступило в силу 18.09.2011 года (опубликовано в Сборнике постановлений и распоряжений Кабинета Министров РТ и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти от 07.09.2011 №33), а решение – 01.06.2010 года. Однако это не означает, что предписания, содержащиеся в этих нормативных актах, не подлежат применению в рассматриваемом случае. Распоряжение от 12.07.2011 года не содержит указаний о том, что его положения подлежат применению при решении вопроса о размещении подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов лишь при подготовке заданий на разработку проектной документации по строительству, реконструкции и капитальному ремонту для объектов капитального строительства, социально-культурной сферы и спортивных сооружений, т.е. первоначальном размещении оборудования и линий связи. Напротив, из содержания пункта 2 распоряжения следует, что органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Татарстан предложено не только обеспечить правовое регулирование в сфере благоустройства населенных пунктов с численностью населения более 50 000 человек (в срок до 01.08.2011 года; это правовое регулирование в МО г. Казани обеспечено путем внесения изменений в Правила благоустройства г. Казани), но и обеспечить перевод подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов в подземные коммуникации в указанных населенных пунктах. Кроме того, пункт 6.5.10 решения от 10.03.2010 года устанавливает запрет на использование в качестве крепления кабеля связи элементов фасадов, крыш, стен зданий и сооружений (дымоходы, вентиляция, антенны систем коллективного приема телевидения и радио, фронтоны, козырьки, двери, окна), не указывая, таким образом, что данный запрет устанавливается лишь на первоначально размещаемые оборудование и линии связи. Следовательно, новые правила размещения линий связи распространяются и на существующие линии связи, в том числе подвесные. Таким образом, время размещения оборудования, линий связи не имеет значения. По этим основаниям довод ответчика о том, что закон не имеет обратной силы, отклоняется. Довод ответчика о том, что в связи с размещением ответчиком оборудования и подвесных линий связи в соответствии с требованиями законодательства, действующего на момент их размещения, работы по их переоборудованию должны проводиться за счет средств государства, отклоняется. Действительно, согласно пункту 1 статьи 6 Закона, состав и структура объектов связи – сооружений связи, в том числе линейно-кабельных сооружений, отдельных помещений для размещения средств связи, а также необходимые мощности в инженерных инфраструктурах для обеспечения функционирования средств связи должны определяться при градостроительном планировании развития территорий и поселений, их застройке должны определяться. Положения пунктов 2 и 4 статьи 6 Закона допускают возможность возмещения органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов расходов организаций связи, связанных с переносом или переустройством линий связи и сооружений. Однако эти расходы подлежат возмещению лишь тогда, когда перенос или переустройство линий связи связаны со строительством, расширением территорий поселений, капитальным ремонтом или реконструкцией зданий, строений, сооружений, дорог и мостов, освоением новых земель, переустройством систем мелиорации, разработкой месторождений полезных ископаемых, т.е. для соблюдения общественных интересов. Такие же обстоятельства в рассматриваемом случае отсутствуют. Более того, даже в случае, если перенос линий связи был бы вызван причинами, перечисленными в пункте 4 статьи 6 Закона, у ответчика имелось право на возмещение уже осуществленных расходов. Однако такие расходы ответчиком до настоящего времени не понесены. Положения пункта 4 статьи 6 Закона согласуются с содержанием пункта 1 статьи 46 Закона, согласно которому расходы на систему управления своих сетей связи и их взаимодействие с единой сетью электросвязи РФ несут операторы связи. Таким образом, после вступления в силу распоряжения от 12.07.2011 года у ответчика возникла обязанность по переоборудованию подвесных линий связи. Довод ответчика о том, что федеральное законодательство не содержит запрета на размещение линий связи воздушным способом, отклоняется, так как распоряжение Кабинета Министров РТ от 12.07.2011 года официально опубликовано, следовательно, вступило в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования (пункт 6 Указа Президента РТ от 08.05.2002 №П-352 «О едином банке нормативных правовых актов Республики Татарстан». Недействительным это распоряжение не признано, поэтому подлежит исполнению. Кроме того, согласно статье 23 Конституции РФ каждому гарантировано право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 7 Закона сети связи и сооружения связи находятся под защитой государства. Операторы связи и застройщики при строительстве и реконструкции зданий, строений, сооружений (в том числе сооружений связи), а также при построении сетей связи должны учитывать необходимость защиты средств связи и сооружений связи от несанкционированного доступа к ним. Операторы связи при эксплуатации сетей связи и сооружений связи обязаны обеспечивать защиту средств связи и сооружений связи от несанкционированного доступа к ним. Следует согласиться и с доводом прокурора о том, что открытое размещение линий связи исключает возможность гарантированного обеспечения тайны телефонных переговоров и иных сообщений, поскольку создает возможность для несанкционированного доступа к линиям связи. Вместе с тем, требование прокурора о признании действий ответчика по прокладке линий связи путем подвески кабелей воздушным способом незаконными подлежит отклонению. Договоры с собственниками помещений в многоквартирных домах №<номер изъят> по <адрес изъят> заключены ответчиком в <дата изъята> году, т.е. до вступления в силу как решения от <дата изъята>, так и распоряжения от <дата изъята>. Размещение специального оборудования и линий связи произведено ответчиком на основании действовавшего на момент их размещения законодательства о связи. При определении срока, в течение которого ответчик в соответствии со статьей 206 ГПК РФ обязан осуществить переоборудование линий связи, принимается во внимание характер возлагаемой обязанности, объем подлежащих выполнению работ. В связи с тем, что заявитель при подаче иска в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобожден, последняя на основании части 1 статьи 103 ГПК РФ подлежит взысканию с ответчика в федеральный бюджет. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194, 198 ГПК РФ, РЕШИЛ: Заявление удовлетворить частично. Обязать Ответчик» в срок до <дата изъята> переоборудовать подвесные линии связи между домами <номер изъят> по <адрес изъят>, осуществив перевод указанных линий связи в подземные коммуникации. Прокурору Приволжского района г. Казани в удовлетворении заявления в части признания действий Ответчик» по прокладке линий связи путем подвески кабелей воздушным способом незаконными отказать. Взыскать с Ответчик» в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 4 000 руб. Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ через Советский районный суд г. Казани в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Судья Р.Р. Минзарипов Мотивированное решение составлено <дата изъята>, судья