Дело № 2-9734/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1 декабря 2011 года г. Казань Советский районный суд города Казани Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Габидуллиной А.Г., при секретаре судебного заседания Фаизовой Р.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гизатуллина Р.Г. к Военному Комиссариату Республики Татарстан о взыскании суммы недополученной пенсии, УСТАНОВИЛ: Истец обратился в суд с вышеуказанным иском к Военному Комиссариату Республики Татарстан (далее – ВК РТ), в обоснование своих требований ссылаясь на то, что он является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации (далее – МО РФ), состоит на пенсионном учете в ВК РТ. Из средств массовой информации ему стало известно о существенных нарушениях его прав ответчиком - недоплатах пенсии. В соответствии с п. 2 ст. 12 Закона РФ от 22 января 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и абз. 2 п. 2 ст. 12 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», по состоянию на 1993 - 2002 годы, оклады по воинским званиям военнослужащих не могут быть менее половины окладов по воинским должностям. В то же время, в период с 1 января 1999 года по 30 июня 1999 года и с 1 июля 1999 года по 31 декабря 2002 года оклад по воинскому званию, применяемый ответчиком при исчислении пенсии истца, составлял менее половины должностного оклада. Данное нарушение законодательства при расчете пенсии привело к образованию задолженности. На основании изложенного истец просит суд обязать ответчика произвести перерасчёт назначенной пенсии, взыскать с ответчика в свою пользу недоплаченную пенсию в сумме 3059 руб. 62 коп. и расходы по оплате услуг представителя в размере 1 000 руб. Представитель истца ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме. Представитель ответчика ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признал, просил в удовлетворении требований истца отказать. Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему. Согласно статье 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в редакции, действовавшей с 1 февраля 1993 года до 1 июля 2002 года, пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава названных органов. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством РФ, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Для исчисления им пенсии в денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава. В соответствии с пунктом «б» статьи 49 данного Закона в редакции, действовавшей до 1 января 2008 года, пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона и их семьям, а также надбавки к пенсиям, повышения и увеличения пенсий, подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников уголовно-исполнительной системы, состоящих на службе, - исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением. Согласно пункту 2 статьи 12 Закона РФ от 22 января 1993 года № 4338-I «О статусе военнослужащих», действовавшего с 1 января 1993 года до 1 января 1998 года, размеры окладов по воинским должностям и воинским званиям, надбавок и выплат определяются Правительством РФ по представлению Министерства обороны РФ, других министерств и ведомств РФ, в которых законом предусмотрена военная служба. При этом оклады по первичным воинским должностям солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее пяти минимальных размеров оплаты труда, а оклады по воинским званиям не могут быть менее половины воинских должностных окладов. Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 27 января 1993 года № 65 «Об упорядочении выплаты денежного довольствия военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудникам уголовно-исполнительной системы и усилении их социальной защиты» были установлены оклады по воинским (специальным) званиям военнослужащих (кроме военнослужащих срочной службы) и лиц начальствующего состава органов внутренних дел. Установлено, что истец является пенсионером Министерства обороны РФ, получает пенсию через ВК РТ. С 1 января 1998 года вступил в силу Федеральный закон от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», в соответствии с пунктом 2 статьи 12 этого Закона в редакции, действовавшей до 1 июля 2000 года, оклады по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, также не могли быть менее половины окладов по воинским должностям. Указом Президента РФ от 24 декабря 1998 года № 1638 «О повышении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, таможенных органов РФ и денежного содержания сотрудников федеральных органов налоговой полиции» Правительству РФ было поручено повысить с 1 января 1999 года в 1,62 раза месячные оклады в соответствии с занимаемыми воинскими должностями военнослужащим, а с 1 июля 1999 года в 2,02 раза месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями военнослужащим. Во исполнение данного Указа пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 19 января 1999 года № 72 «О повышении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, таможенных органов РФдерации и федеральных органов налоговой полиции» повышены с 1 января 1999 года в 1,62 раза месячные оклады в соответствии с занимаемыми воинскими должностями военнослужащим, а пунктом 2 этого же Постановления с 1 июля 1999 года установлены месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями военнослужащим (кроме солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву) согласно приложению №1. В этом приложении установлены конкретные оклады по воинскому званию от рядового, матроса до Маршала РФ. Вступившим в законную силу решением Верховного Суда РФ от 20 октября 1999 года № ВКПИ 99-18 был признан недействительным (незаконным) пункт 2 Постановления Правительства РФ от 19 января 1999 года № 72 в части, предусматривающей повышение военнослужащим окладов по воинским званиям лишь с 1 июля 1999 года, так как он не соответствовал абзацу 2 пункта 12 статьи 12 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Согласно справке ВК РТ в период с 1 января 1999 года по 30 июня 1999 года при расчете пенсии истца учитывался оклад по воинскому званию в размере 249 руб. 50 коп., тогда как воинский должностной оклад на тот период составлял 701 руб. Кроме того, в период с 1 июля 1999 года до 31 декабря 2002 года учитывался оклад по воинскому званию, последовательно, в размере 500 руб. и 600 руб., однако с учётом повышений ранее установленных окладов по воинскому званию (на основании Указа Президента РФ от 24 декабря 1998 года № 1638 и Указа Президента РФ от 17.08.2000 года № 1520), его размеры должны были составлять, соответственно, 503 руб. 99 коп. и 604 руб. 79 коп. При этом решением Верховного Суда РФ от 10 апреля 2001 года № ВКПИ 00-16, вступившим в законную силу 19 июня 2001 года, приложение № 1 к Постановлению Правительства РФ от 19 января 1999 года № 72 признано незаконным и недействительным со дня издания в той мере, в которой месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями военнослужащим установлены в меньших размерах, чем предписано Правительству РФ Указом Президента РФ от 24 декабря 1998 года № 1638. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 1 июля 2002 года № 486 Постановление Правительства РФ от 19 января 1999 года № 72 в части положений, устанавливающих оклады по воинскому (специальному) званию военнослужащих, утратили силу с 1 января 2003 года. Доводы представителя ответчика о том, что вина ответчика в недоплате пенсии истцу отсутствует, суд считает несостоятельными, поскольку органом, выплачивающим пенсию истцу, является ВК РТ (в соответствии с Указом Президента РФ от 1 сентября 2007 года № 1132), который должен был выплачивать истцу пенсию в полном объёме, обеспечивая выполнение не только Постановлений Правительства РФ, но и Законов России, Указов Президента РФ, имеющих большую юридическую силу, а также решений Верховного Суда РФ в части отмены положений Постановлений Правительства РФ. В соответствии со ст. 58 Закона РФ № 4468-1, сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, подлежит выплате за прошлое время без ограничения каким-либо сроком. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оклад по воинскому званию не мог составлять менее половины оклада по воинской должности, в связи с чем исковые требования в части перерасчёта пенсии за периоды с 1 января 1999 года по 30 июня 1999 года и с 1 июля 1999 года до 31 декабря 2002 года являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Согласно расчётам истца, правильность которых ответчиком не оспорена, сумма недополученной им пенсии за период с 1 января 1999 года по 30 июня 1999 года составляет 2511 руб. 70 коп., а за период с 1 июля 1999 года по 31 декабря 2002 года составляет 547 руб. 91 коп. При этом суд соглашается с расчётом и в части индексации задолженности на основании индексов потребительских цен, поскольку такая индексация предусмотрена пунктом 8 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 года №941. Таким образом, общая сумма недоплаченной истцу пенсии составляет 3 059 руб. 62 коп. Согласно ст. 100 Гражданского процессуального кодекса РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. В данном случае, истцом заявлено требование о возмещении расходов на оплату услуг представителя в размере 1 000 руб. Исходя из степени сложности и обстоятельств дела, с учетом требований разумности и справедливости, суд считает возможным снизить размер суммы, подлежащей взысканию с ответчика в порядке возмещения расходов истца на оплату услуг представителя до 200 руб. На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 - 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск Гизатуллина Р.Г. к Военному Комиссариату Республики Татарстан о взыскании суммы недополученной пенсии – удовлетворить частично. Обязать Военный комиссариат Республики Татарстан произвести перерасчет назначенной Гизатуллину Р.Г. пенсии с учётом увеличения размера оклада по воинскому званию и с применением индексов потребительских цен за периоды с 1 января 1999 года по 30 июня 1999 года и с 1 июля 1999 года по 31 декабря 2002 года в сумме 3 059 руб. 62 коп. Взыскать с Военного комиссариата Республики Татарстан в пользу Гизатуллина Р.Г. сумму недополученной пенсии с применением индексов потребительских цен в размере 3 059 руб. 62 коп., а также расходы на оплату услуг представителя в размере 200 руб. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через Советский районный суд города Казани в течение 10 дней. Судья: А.Г. Габидуллина