Решение по иску Валиахметовой Ф.С. к МЗиИО РТ, ИК МО г. Казани, ОАО `Нэфис Косметикс` о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.



Дело № 2-429/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 февраля 2012 года город Казань

Советский районный суд г. Казани в составе:

председательствующего судьи Р.Р. Минзарипова,

при секретаре судебного заседания С.М. Гатиятуллиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Валиахметова Ф.С., действующей от своего имени и в защиту прав несовершеннолетней ФИО3, Валиахметова З.З. к Министерству земельных и имущественных отношений РТ, Исполнительному комитету МО г. Казани, <данные изъяты>» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

Установил:

Валиахметова З.З., Валиахметова Ф.С., действующая от своего имени и в защиту прав несовершеннолетней ФИО3, обратились в суд с иском, указав, что они проживают в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес изъят>. Данное жилое помещение предоставлено истице Валиахметова Ф.С. по месту работы – <данные изъяты>». Истцы занимают жилое помещение на условиях социального найма, исполняют обязательства нанимателя, содержат жилище в надлежащем состоянии, оплачивают коммунальные расходы. Имея намерение приватизировать жилое помещение, истцы, однако, это право реализовать не могут, так как ответчики отказываются заключить договор приватизации, ссылаясь на то обстоятельство, что дом в установленном порядке не передан в муниципальную собственность. Истцы полагают свое право на приватизацию жилого помещения нарушенным. На основании изложенного истцы просят признать за ними право общей долевой собственности на занимаемую квартиру в порядке приватизации.

В судебном заседании представитель истицы Валиахметова Ф.С. исковое заявление поддержал.

Истица Валиахметова З.З. в судебное заседание не явилась, дело просила рассмотреть в ее отсутствие.

Представитель ответчика – Исполнительного комитета МО г. Казани – в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В отзыве на исковое заявление просил в иске отказать, так как занимаемое истцами жилое помещение в муниципальную собственность не передавалось, до настоящего времени находится в государственной собственности.

Представитель ответчика – Министерства земельных и имущественных отношений МЗ РТ – в судебное заседание также не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался.

Представитель ответчика – <данные изъяты>» - в судебное заседание также не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался.

Хамидуллин Р.Р., привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица определением суда от <дата изъята>, в судебном заседании исковые требования поддержал.

Суд, исследовав письменные материалы дела, заслушав объяснения представителя истицы, приходит к следующему.

Согласно статье 2 Закона РФ от 04.07.1991 года №1541-I «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

В соответствии с частью 3 статьи 8 Закона в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 29.12.2004 года «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) о договоре социального найма.

Установлено, что Валиахметова Ф.С. является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес изъят>. В указанном жилом помещении наниматель и члены семьи проживают с момента предоставления жилого помещения, а ФИО3 – с момента рождения. Истцы состоят на регистрационном учете по месту жительства: Валиахметова Ф.С. – с <дата изъята>, ее дочь Валиахметова З.З. – с <дата изъята>, ФИО3 – с <дата изъята>. Жилое помещение предоставлено истице Валиахметова Ф.С. на основании решения администрации организации-работодателя и профсоюзного комитета, в подтверждение чего выдан ордер. Финансово-лицевой счет на жилое помещение открыт на имя Валиахметова Ф.С.

Из отзыва на иск представителя Исполнительного комитета МО г. Казани, решения Арбитражного Суда РТ от <дата изъята> года по делу №<номер изъят> следует, что на основании договора от <дата изъята> Министерство земельных и имущественных отношений РТ передало <данные изъяты>» в безвозмездное временное пользование государственное имущество, в том числе здание общежития, расположенного в <адрес изъят>.

Установленные обстоятельства свидетельствуют об обоснованности исковых требований по следующим основаниям.

Согласно пункту 2 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года №3020-1 объекты государственной собственности, указанные в приложении №3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах). Приложением №3 к данному Постановлению жилищный фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, был отнесен к муниципальной собственности.

Пунктом 1 Указа Президента РФ от 10.01.1993 года №8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий», действовавшего до 29.03.2003 года, был установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.

Таким образом, <адрес изъят> подлежал передаче в ведение органов местного самоуправления и в муниципальную собственность г.Казани независимо от того, что дом являлся общежитием, однако это нормативное требование не было исполнено.

В связи с этим, несмотря на те обстоятельства, что дом фактически в муниципальную собственность не передан, решение об исключении его из специализированного жилищного фонда принято не было, а договоры социального найма с гражданами, проживающими в жилых помещениях дома, не заключёны, к отношениям по пользованию жилыми помещениями, находящимися в данном доме, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма,

Право на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.

В том случае, если имеется распоряжение о передаче жилых помещений в муниципальную собственность, однако по каким-либо причинам они не переданы (не приняты), граждане не могут воспользоваться своим правом на приобретение в собственность принадлежащего им по договору социального найма жилого помещения, что нарушает положения статьи 35 Конституции Российской Федерации и статьи 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.

Поскольку в данном случае невозможность реализации права на приватизацию занимаемого истцами жилого помещения не зависит от их воли, их требование о признании за ними права общей долевой собственности на квартиру является правомерным и подлежит удовлетворению.

Данный вывод подтверждается и позицией Верховного Суда РФ (Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 10.08.2005 года).

Согласно справке МУП г. Казани «Дирекция муниципальных жилищных программ» от <дата изъята> <номер изъят> Валиахметова З.З., Валиахметова Ф.С., ФИО3 право на приватизацию ранее не использовали.

В соответствии с пунктом 5 статьи 245 Гражданского кодекса РФ по соглашению участников совместной собственности, а при недостижении согласия по решению суда на общее имущество может быть установлена долевая собственность этих лиц.

Из содержания пункта 1 статьи 245 ГК РФ следует, что если доли участников долевой собственности не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением всех ее участников, доли считаются равными.

При таких обстоятельствах право собственности на жилое помещение признается в равных долях, т.е. по 1/3 доле за каждым из истцов.

Надлежащим ответчиком признается Министерство земельных и имущественных отношений РТ.

Жилой дом находится в собственности Республики Татарстан, т.е. в государственной собственности субъекта РФ. Согласно части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 года №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» передача имущества из собственности субъекта РФ в муниципальную собственность осуществляется в следующем порядке.

Уполномоченным исполнительным органам государственной власти субъектов РФ, осуществляющим полномочия собственника имущества, в случае передачи имущества из собственности субъектов РФ в муниципальную собственность органами государственной власти субъекта РФ или органами местного самоуправления направляется предложение о передаче имущества. Решения о передаче имущества из собственности субъектов РФ в муниципальную собственность принимаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, осуществляющими полномочия собственника имущества.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом. В случае, если в установленный срок передаточный акт не подписан и (или) не представлен органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, передаточный акт утверждается уполномоченным органом в одностороннем порядке.

В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, утвержденным Постановлением Кабинета Министров РТ от 22.08.2007 года №407, Министерство является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника по управлению имуществом и земельными ресурсами, находящимися в собственности РТ.

Однако ответчиком не представлено доказательств того, что им принималось решение о передаче имущества из собственности субъектов РФ в муниципальную собственность, что жилой дом был передан в собственность МО г. Казани путем составления соответствующего акта, или что Исполнительный комитет МО г. Казани отказался от подписания акта, а акт был утвержден Министерством в одностороннем порядке.

То обстоятельство, что в настоящее время в производстве Арбитражного Суда РТ имеется дело по иску <данные изъяты>» к Министерству земельных и имущественных отношений РТ, Исполнительному комитету МО г. Казани об обязании принять здание <адрес изъят>, не является препятствием к удовлетворению иска, так как истцы имеют право на приватизацию жилого помещения независимо от оформления в установленном порядке передачи жилого фонда в муниципальную собственность.

Руководствуясь статьями 194, 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить частично.

Признать за Валиахметова Ф.С., ФИО3, Валиахметова З.З. в порядке приватизации право долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес изъят>, в равных долях, т.е. по 1/3 доле за каждым.

Валиахметова Ф.С., действующей от своего имени и в защиту прав несовершеннолетней ФИО3, Валиахметова З.З. в иске к Исполнительному комитету МО г. Казани, <данные изъяты>» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Советский районный суд г. Казани.

Судья Р.Р. Минзарипов

Мотивированное решение составлено <дата изъята>, судья

-32300: transport error - HTTP status code was not 200