Дело № 2 – 1372/12 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6 февраля 2012 года город Казань Советский районный суд города Казани в составе: председательствующего судьи Пичуговой О. В., при секретаре судебного заседания Потаповой Ю. Ю., с участием: представителя истца Еремина В. Н., действующего на основании доверенности, представителя ответчика Бурякова В. И., действующего на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Майрониса А.И. к Военному комиссариату Республики Татарстан (далее – ВК РТ) о взыскании суммы недополученной пенсии, УСТАНОВИЛ: В обоснование иска истец указал, что вопросы пенсионного обеспечения регламентированы Законом Российской Федерации от <дата изъята> <номер изъят> «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее – Закон РФ <номер изъят>). В соответствии со статьей 43 названного Закона пенсии военным пенсионерам исчисляются исходя из денежного довольствия военнослужащих, которое в данном случае состоит из окладов по должности, воинскому или специальному званию и надбавки за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия, а также из стоимости продовольственного пайка. В период с 1993 года по 2000 год ответчиком нарушались его права на перерасчет пенсии в связи с изменением стоимости продовольственного пайка. С момента выхода истца на пенсию при начислении и выплате пенсии не учитывалось ежемесячное увеличение размера продовольственного пайка, который необходимо было включать в состав денежного довольствия для исчисления пенсии, а с <дата изъята> не учитывался рост продовольственной денежной компенсации. Однако ответчиком до 2000 года ежемесячное увеличение стоимости продовольственного пайка по данным ЦПУ МО РФ не учитывалось. ФЗ от <дата изъята> № 227-ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год» установил размер компенсации стоимости продовольственного пайка в размере 20 рублей в сутки, т.е. 608 рублей 33 копейки в месяц. В подтверждение своих выводов истец ссылается на приложенные им расчеты суммы недополученной пенсии, проиндексированной с учетом роста потребительских цен. Основываясь на статьях 43, 49 и 58 Закона РФ <номер изъят>, статье 14 Федерального закона «О статусе военнослужащих», Определении Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от <дата изъята> № КАС 01-370С, Положения о продовольственном обеспечении Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время, утв. Приказом Министра обороны РФ от <дата изъята> <номер изъят>, истец просил обязать ВК РТ произвести перерасчет назначенной пенсии и взыскать с ответчика недополученную пенсию в размере 23789,19 рубля. В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал. Представитель ответчика иск не признал и представил письменный отзыв, а также расчет. Заслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы настоящего дела, руководствуясь нижеприведенными нормами законодательства, суд приходит к следующему. В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. В судебном заседании установлено, что истец является получателем пенсии по выслуге лет, выплачиваемой в настоящее время Министерством обороны РФ через ВК РТ. Согласно пункта «б» статьи 49 Закона пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, состоящих на службе, исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсии денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с их увеличением. Таким образом, увеличение денежного довольствия военнослужащего для исчисления пенсии, в том числе увеличение стоимости продовольственного пайка является основанием для одновременного пересмотра размера выплачиваемой пенсии. Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от <дата изъята> № КАС01-370 было отменено решение Верховного Суда РФ от <дата изъята> и признаны незаконными п.8, п.п. «б» п.9, п.п. «б» п.4 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от <дата изъята> <номер изъят> «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы и по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в РФ» в части пересмотра пенсий без учета времени увеличения месячной стоимости соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава. Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от <дата изъята> разъяснено, что указанные пункты не действуют с момента вступления решения суда в законную силу. Кассационное определение Верховного суда РФ в соответствии с требованиями статьи 312 действовавшего на момент рассмотрения дела ГПК РСФСР, вступило в законную силу с момента его вынесения, т.е. с <дата изъята>. В соответствии с частью 3 статьи 253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части. Поскольку вышеназванные пункты Постановления Совета Министров РФ от <дата изъята> признаны указанным определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ недействующими в части пересмотра пенсий без учета времени увеличения месячной стоимости соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава с момента вступления решения суда в законную силу, то именно с этого момента они утрачивают силу и не подлежат применению, в том числе и судами. Однако это не означает, что право на пересмотр пенсии с момента увеличения стоимости продовольственного пайка как неотъемлемой составляющей денежного довольствия для исчисления пенсии у военных пенсионеров и сотрудников органов внутренних дел возникает только с <дата изъята>. При рассмотрении после названной даты требований о перерасчете названных пенсий не подлежат применению п. 8 подп. 9, подп «б» п. 14 упомянутого Постановления в части пересмотра пенсий без учета времени увеличения стоимости продовольственного пайка, поскольку они не соответствуют положениям ст. 43, 49 Закона. Иными словами, подзаконный акт (Постановление Совета Министров РФ от <дата изъята> <номер изъят>) противоречил положениям Закона, имеющего большую юридическую силу. Поэтому изначально орган, назначающий и выплачивающий пенсию, при перерасчете пенсий должен был руководствоваться требованиями Закона. Верховный суд РФ на вопрос о том, подлежат ли пересмотру пенсии в связи с увеличением месячной стоимости соответствующего продовольственного пайка (с учетом Определения Кассационной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от <дата изъята> № КАС01-370), если требования о перерасчете пенсий предъявляются, начиная с 1993 года, дал разъяснения, что пенсии подлежат перерасчету начиная с 1993 г. Более того, в противном случае граждане, которым пенсия была назначена до вступления Кассационного определения Верховного Суда РФ от <дата изъята>, оказывались бы в худшем положении по сравнению с лицами, которым такая пенсия назначена после вступления определения в законную силу. В связи с этим суд полагает также необходимым применить статью 39 Конституции РФ, в соответствии с пунктом 1 которой каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, а пункт 1 статьи 19 Конституции РФ устанавливает равенство всех перед законом. Определение месячной стоимости продовольственного пайка с 1993 года до января 2000 года входило в компетенцию Министерства обороны РФ в лице Центрального продовольственного управления. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от <дата изъята> <номер изъят> «О продовольственном обеспечении военнослужащих и приравненных к ним потребителей» указывалось, что стоимость продовольственных пайков и размеры денежной компенсации определяются Министерством обороны РФ. В соответствии с Положением о продовольственном обеспечении Вооруженных сил РФ на мирное время предусматривалось, что исчисление размера денежной компенсации и его доведение до военных округов и до соответствующих федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная служба, осуществляется Центральным продовольственным Управлением Министерства обороны РФ. Законодательство о федеральном бюджете до 2000 г. не предусматривало размер месячной стоимости продовольственного пайка, Военные комиссариаты субъектов РФ определяли месячную стоимость продовольственного пайка на основании сведений Министерства обороны РФ в лице Центрального продовольственного управления (ЦПУ). Как следует из пункта 11 Постановления Правительства РФ от <дата изъята> <номер изъят>, месячная стоимость продовольственного пайка, учитываемая при исчислении пенсии, определяется исходя из суточной нормы довольствия, установленной по продовольственному пайку для лиц рядового и начальствующего состава. При этом для определения месячной стоимости продовольственного пайка его суточная стоимость умножается на 365, а результат делится на 12. С января 2000 года денежная компенсация взамен продовольственного пайка устанавливалась федеральными законами «О федеральном бюджете» на соответствующий год, а на 2005 и 2006 годы - постановлениями Правительства РФ от <дата изъята> <номер изъят> и от <дата изъята> <номер изъят> соответственно. Федеральным законом от <дата изъята> № 227-ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год» с <дата изъята> был увеличен размер денежной компенсации взамен продовольственного пайка с 12 рублей 43 копейки до 20 рублей. Соответственно, при выплате истцу пенсии, ответчик не осуществлял перерасчет пенсии с увеличением месячной стоимости продовольственного пайка по данным ЦПУ Министерства обороны РФ. Более того, исчисление размера продовольственного пайка исходя из размера 20 рублей в сутки ответчик начал производить лишь с <дата изъята>. Федеральным законом от <дата изъята> в статью 43 Закона были внесены изменения, в силу которых для исчисления пенсий лицам рядового и начальствующего состава в денежное довольствие подлежит включению стоимость ежемесячной продовольственной компенсации. Верховный суд РФ (Бюллетень ВС РФ, 2005, <номер изъят>, С. 22) в обзоре судебной практики Верховного Суда РФ указывал, что пересмотр пенсий лицам рядового и начальствующего состава, проходившим службу в органах внутренних дел (аналогично военнослужащим), начиная с 2000 года, должен производиться исходя из нормы денежной продовольственной компенсации - 20 рублей в сутки, установленной Федеральными законами о бюджете на 2000, 2001, 2002, 2003 г.г. для обеспечения единообразного подхода в размере денежной продовольственной компенсации с целью избежания неравенства при установлении ее денежного выражения. В соответствии со статьей 58 Закона РФ <номер изъят>, сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, подлежит выплате за прошлое время без ограничения каким-либо сроком. Из приведенных выше правовых норм следует, что перерасчет пенсии является обязанностью государственного органа, и не требует обязательного обращения пенсионера, поскольку данный перерасчет вытекает непосредственно из нормативного акта. При указных обстоятельствах требования истца о выплате недополученной пенсии за вышеуказанный период являются обоснованным. Является обоснованным и требование истца о выплате ему задолженности по пенсионному обеспечению с учетом индексации, так как согласно п. 8 Постановления Совета Министров РФ от <дата изъята> <номер изъят> в случае перерасчета получаемой указанными лицами пенсии такой перерасчет производится с учетом индексации. В связи с тем, что необходимо произвести перерасчет пенсии истца, то на день вынесения решения перерасчет производится с индексацией. При индексации подлежат применению индексы потребительских цен на продовольственные и непродовольственные товары, а также на платные услуги. Для индексации недоплаченной истцу пенсии суд применяет индексы потребительских цен согласно сведениям Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по РТ На каждый текущий месяц общая задолженность складывается из общей суммы задолженности за предыдущий месяц, проиндексированной с применением указанных индексов, с прибавлением недоплаченной пенсии за текущий месяц. Суд обязывает ответчика произвести перерасчет назначенной истцу пенсии за выслугу лет и выплатить ее с индексацией в указанном размере за счет средств федерального бюджета, выделяемых на финансирование расходов, связанных с реализацией пенсионного обеспечения военнослужащих в соответствии с Законом о пенсионном обеспечении. За период с <дата изъята> до <дата изъята> при расчете денежного довольствия, принимаемого к учету для исчисления пенсии, должен учитываться рост стоимости продовольственного пайка, с <дата изъята> до <дата изъята> - денежная продовольственная компенсация, определенная законодательством о бюджете, в размере 20 рублей в сутки. Согласно расчетам истца, размер недополученной пенсии за период с <дата изъята> по <дата изъята> с учетом роста индекса потребительских цен составил 23789,19 рубля. Суд, исследовав расчет и письменные материалы дела, признает расчет истца правильным и взыскивает с ответчика указанную сумму. Ответчиком правильность самого расчета истца не оспаривается; он выразил несогласие с иском по существу. Обоснованными же возражения ответчика не признаются по изложенным выше причинам. Поскольку истец и ответчик освобождены от оплаты государственной пошлины в силу закона, судебные расходы подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета. На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Иск Майрониса А.И. к Военному комиссариату Республики Татарстан о взыскании суммы недополученной пенсии удовлетворить. Обязать Военный комиссариат Республики Татарстан произвести перерасчет пенсии Майрониса А.И. с учетом ежемесячного изменения продовольственного пайка за период с <дата изъята> по <дата изъята>. Взыскать с Военного Комиссариата Республики Татарстан в пользу Майрониса А.И. сумму недополученной пенсии с учетом индексации в размере 23 789 (двадцати трех тысяч семисот восьмидесяти девяти) рублей 19 копеек. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан в течение месяца со дня его вынесения через Советский районный суд города Казани. Судья: подпись.