Решение по иску Низамутдинова Ш.М. к Низамутдиновым Д.Д., Р.Д. о признании права собственности на наследственное имущество



Дело№2-393/2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 февраля 2012 года город Казань

Советский районный суд г. Казани в составе:

председательствующего судьи Р.Р. Минзарипова,

при секретаре судебного заседания С.М. Гатиятуллиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Низамутдинов Ш.М. к Низматудинова Д.Д., Низамутдинов Р.Д. о признании права собственности на наследственное имущество, встречному иску Низматудинова Д.Д. к Низамутдинов Ш.М. об установлении факта принятия наследства и признании права собственности на наследственное имущество,

УСТАНОВИЛ:

Низамутдинов Ш.М. (далее также истец) обратился в суд с иском, указав, что после смерти его брата Наследодатель, наступившей <дата изъята>, открылось наследство, в том числе в виде 1/3 доли в праве собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес изъят>. Наследниками умершего по закону являются ответчики Низматудинова Д.Д. и Низамутдинов Р.Д. Однако в установленный законом срок наследники наследство не приняли, расходы на содержание наследственного имущества не производили, мер по сохранению наследственного имущества не принимали, долги наследодателя не оплачивали, к нотариусу с соответствующим заявлением о принятии наследства не обращались. Таким образом, срок принятия наследства ответчиками пропущен. В то же время истцу принадлежат 2/3 доли в праве собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес изъят>. Он проживал совместно с умершим, осуществлял уход за ним. После смерти брата истец фактически вступил во владение наследственным имуществом, принял меры по его сохранению, пользовался вещами умершего, обрабатывал земельный участок, оплатил расходы на погребение. При жизни брата и после его смерти истец производит оплату коммунальных платежей и налогов за весь дом. Таким образом, истец фактически принял наследство после смерти Наследодатель На основании изложенного истец просит признать за ним право собственности на имущество, состоящее из 1/3 доли в праве собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес изъят>, в порядке наследования после смерти Наследодатель.

Низматудинова Д.Д. обратилась в суд со встречным иском к Низамутдинов Ш.М., указав, что <дата изъята> умер ее отец Наследодатель, который при жизни владел имуществом, состоящим из 1/3 доли в праве собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес изъят>. Однако в установленный законом срок она к нотариусу с заявлением о принятии наследства не обратилась. В то же время она фактически приняла наследство. В частности, принимала участие в поминальных религиозных обрядах. Несмотря на препятствия, которые чинил ей Низамутдинов Ш.М., вывозила мусор из дома и прилегающей территории, производила ремонт в доме, оплачивала коммунальные услуги. Из комнаты отца она забрала на память некоторые из его вещей. Таким образом, истицей фактически принято наследство. На основании изложенного истица просит установить факт принятия ею наследства после смерти отца и признать право собственности на 1/3 долю в праве общей собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес изъят>.

Определением суда от <дата изъята> к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Низамутдинов Р.Д..

В судебном заседании истец и его представитель исковые требования поддержали, встречный иск не признали по основаниям, изложенным в отзыве на встречное исковое заявление.

Ответчица и ее представитель в судебном заседании иск не признали, встречные исковые требования поддержали.

Ответчик Низамутдинов Р.Д. в судебном заседании иск Низамутдинов Ш.М. не признал.

Третье лицо Низамутдинов Р.Д. в судебное заседание не явился, о времени и мест судебного разбирательства извещался.

Третье лицо, нотариус Нотариус, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие; отзыв на исковое заявление и копия наследственного дела представлены.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, показания свидетелей, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 2 статьи 218 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Согласно абзацу первому статьи 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Как следует из содержания статьи 1141 ГК РФ, наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142-1145 и 1148 настоящего Кодекса.

Наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей, то есть если наследники предшествующих очередей отсутствуют, либо никто из них не имеет права наследовать, либо все они отстранены от наследования (статья 1117), либо лишены наследства (пункт 1 статьи 1119), либо никто из них не принял наследства, либо все они отказались от наследства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

Согласно пункту 1 статьи 1143 ГК РФ если нет наследников первой очереди, наследниками второй очереди по закону являются полнородные и неполнородные братья и сестры наследодателя, его дедушка и бабушка как со стороны отца, так и со стороны матери.

Из материалов дела следует, что ответчики по первоначальному иску Низматудинова Д.Д., Низамутдинов Р.Д. являются детьми гр. Наследодатель, умершего <дата изъята>, и, следовательно, наследниками первой очереди.

Истец Низамутдинов Ш.М. является родным братом гр. Наследодатель.

При жизни Наследодатель владел имуществом, состоящим в том числе из 1/3 доли в праве собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес изъят>.

Низамутдинов Ш.М. принадлежат оставшиеся 2/3 доли в праве собственности на указанный жилой дом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.

В установленный законом срок Низматудинова Д.Д., Низамутдинов Р.Д. после смерти своего отца к нотариусу с заявлением о принятии наследства не обратились. Обращение Низматудинова Д.Д. к нотариусу с заявлением о принятии наследства имело место лишь <дата изъята>.

Ответчик Низамутдинов Р.Д. с заявлением о принятии наследства не обращался.

ГК РФ (статья 1155 ГК РФ) допускает возможность принятия наследства после истечения установленного срока, которое предполагает совершение наследником таких действий, как вступление во владение или в управление наследственным имуществом, принятие мер по сохранению наследственного имущества, произведении за свой счет расходов на содержание наследственного имущества.

Из пояснений Низматудинова Д.Д. следует, что ею были произведены действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства. Эти пояснения подтверждаются письменными доказательствами: копиями счетов-фактур об оплате коммунальных услуг в конце <дата изъята> года. В связи с оплатой коммунальных услуг ответчицей довод истца о том, что он оплачивает коммунальные услуги по обоим лицевым счетам, открытым на каждого из сособственников дома, отклоняется.

После смерти отца ответчицей принято личное имущество умершего, что подтверждается и показаниями свидетеля Свидетель 1

В свою очередь, показания свидетелей Свидетель 3 о том, что он не видел, как Низматудинова Д.Д. приезжала в дом после смерти отца, а также показания свидетеля Свидетель 2 о том, что она не видела, чтобы ответчица приняла в фактическое владение и пользование личное имущество умершего, не могут являться доказательствами непринятия наследства. Показания свидетелей не исключают возможности того, что им обстоятельства принятия наследства могут быть неизвестны.

Довод истца о том, что имущество, которое ответчица забрала после смерти Наследодатель, в действительности принадлежит истцу, отклоняется как недоказанный. Более того, до настоящего времени истец с иском к ответчице об истребовании имущества из чужого незаконного владения не обращался.

Кроме того, после смерти Наследодатель ответчица принимала меры по сохранению наследственного имущества. Так, в течение 6 месяцев после смерти отца, а именно весной 2006 года ответчицей с помощью Свидетель 5 из дома были вывезены старая мебель, мусор. Данное обстоятельство Свидетель 5, допрошенный в качестве свидетеля, подтвердил. Кроме того, свидетель Свидетель 4, допрошенная по ходатайству представителя истца, показала также, что дети умершего, т.е. ответчики грузили вещи из дома в автомашину «ГАЗель», чтобы вывезти эти вещи в деревню.

Ответчицей в <дата изъята> годов приобретались строительные материалы для укрепления фундамента жилого дома, ремонта стен и кровли.

То обстоятельство, что ответчицей осуществлялись работы по поддержанию дома в исправном состоянии, его ремонту, подтверждается не только пояснениями Низматудинова Д.Д., но и показаниями свидетелей Свидетель 3 и Свидетель 4, которые допрашивались по ходатайству представителя истца. Так, свидетель Свидетель 3 показал, что видел, как в <дата изъята> году к жилому дому были подвезены строительные материалы: ПГС, речной песок. О том, что строительные материалы подвезены силами Низматудинова Д.Д., свидетелю известно со слов истца. Свидетель Свидетель 4 показала, что в <дата изъята> производились ремонтные работы той части дома, в которой проживал умерший. Работы производились силами ответчиков, которых свидетель видела на месте во время проведения работ; после окончания работ свидетель ответчиков не видел.

Ответчица также пояснила, что обращение к нотариусу с заявлением о принятии наследства вызвано необходимостью защиты своих наследственных прав после возникновения спора с Низамутдинов Ш.М. Обращение с заявлением о принятии наследства лишь в мае 2011 года, указанные пояснения ответчицы, по мнению суда, подтверждают не то, что изначально ответчица от принятия наследства отказалась, а то, что ответчица, напротив, не намерена отказываться от наследства.

Намерение принять наследство следует и из содержания выписки из домовой книги, согласно которой ответчица зарегистрирована по месту жительства в спорном жилом доме с <дата изъята>.

Ответчица в порядке статьи 1159 ГК РФ, устанавливающей способы отказа от наследства, от наследства, открывшегося после смерти отца, не отказывалась; в порядке статьи 1117 ГК РФ недостойным наследником не признавалась; в порядке статьи 1119 ГК РФ наследства не лишалась.

Таким образом, с учетом фактического принятия наследства основания для признания за Низматудинова Д.Д. права собственности на наследственное имущество в порядке наследования имеются, что, в свою очередь, исключает возможность удовлетворения иска Низамутдинов Ш.М., являющегося наследником второй, т.е. следующей после ответчицы очереди.

То обстоятельство, что Низамутдинов Ш.М. осуществлял материальные расходы на содержание, ремонт жилого дома, не имеет значения при решении вопроса о признании истца принявшим наследство; это обстоятельство имело бы значение при решении вопроса о признании его принявшим наследство в случае отсутствия наследников предыдущих очередей, в том числе ответчиков. Более того, на Низамутдинов Ш.М. как собственника доли в праве собственности на жилой дом в соответствии со статьей 210 ГК РФ возлагается бремя по содержанию принадлежащего ему имущества. Таким образом, расходы на содержание, ремонт дома истец должен осуществлять независимо от его намерения принять наследство, открывшееся после смерти его брата. Кроме того, несмотря на пояснения сторон о том, что собственники дома использовали его, фактически занимая площади, примерно соответствующие долям в праве собственности на дом, раздел дома не производился, в связи с чем доказать, что материальные расходы осуществлены истцом в целях сохранения наследственного, т.е. открывшегося после смерти брата, а не принадлежащего истцу имущества, невозможно.

Довод истца о том, что при жизни он осуществлял уход за своим братом, также не имеет значения, так как даже при действительности данного обстоятельства оно не предоставляет каких-либо преимуществ при наследовании имущества.

Определяя долю в праве собственности на дом, выделяемую Низматудинова Д.Д., учитывается следующее.

Наследники одной очереди наследуют в равных долях, за исключением наследников, наследующих по праву представления (статья 1146).

У умершего трое наследников первой очереди: ответчики по первоначальному иску и третье лицо Низамутдинов Р.Д.

Согласно части 1 статьи 1158 ГК РФ наследник вправе отказаться от наследства в пользу других лиц из числа наследников по завещанию или наследников по закону любой очереди, не лишенных наследства, в том числе в пользу тех, которые призваны к наследованию по праву представления или в порядке наследственной трансмиссии.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1160 ГК РФ отказ от наследства совершается подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника об отказе от наследства.

До настоящего времени третье лицо Низамутдинов Р.Д. от наследства, открывшегося после смерти, не отказался. То обстоятельство, что стороны с ним каких-либо отношений не поддерживают, не дает основание полагать, что он от принятия наследства отказался.

Кроме того, несмотря на пояснения ответчика Низамутдинов Р.Д. о том, что он наследство принимать не намерен, он с заявлением об отказе от наследства путем подачи по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу не обратился. Права на обращение с таким заявлением ответчик не лишен.

Таким образом, за Низматудинова Д.Д. в порядке наследования подлежит признанию право собственности на 1/9 долю (1/3 доля / 3 наследника одной очереди).

Выше указывалось, что в состав наследства входят принадлежавшее наследодателю на день открытия наследства имущество (статья 1112 ГК РФ). Как видно из технического паспорта, составленного по состоянию на <дата изъята>, общая площадь жилого дома составляет 120,8 кв.м. Помещения жилого дома, обозначенные в техническом паспорте под номерами 7-12, являются самовольно построенными. Общая площадь самовольных строений составляет 42,7 кв.м. Общая площадь узаконенных строений составляет 78,1 кв.м. Аналогичная площадь жилого дома (78,1 кв.м.) указана в справке <данные изъяты> от <дата изъята>. Однако в связи с тем, что согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, площадь дома составляет 77,4 кв.м., ответчице признается принадлежащей доля в праве собственности на жилой дом площадью 77,4 кв.м. При этом сведения в Реестр внесены на основании выданного истцу <дата изъята> свидетельства о праве на наследство по завещанию.

Изменение содержащихся в ЕГРП сведений относительно уточненной площади жилого дома (78,1 кв.м.) возможно путем обращения с соответствующим заявлением в порядке, установленном разделом VII Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 года №219.

Самовольные строения общей площадью 42,7 кв.м. включению в состав наследства не подлежат, так как согласно правилу, установленному пунктом 2 статьи 222 ГК РФ, лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности.

Кроме того, согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ №22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», самовольная постройка не является имуществом, принадлежащим наследодателю на законных основаниях, в связи с чем она не может быть включена в наследственную массу. Вместе с тем это обстоятельство не лишает наследников, принявших наследство, права требовать признания за ними права собственности на самовольную постройку.

В рамках и первоначального, и встречного иска сторонами требование о признании права собственности на части жилого дома, являющиеся самовольными строениями, не заявлено; требование о признании права собственности заявлено лишь в отношении наследственного имущества. Оснований для выхода за пределы исковых требований не усматривается (часть 3 статьи 196 ГПК РФ).

В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ) с Низамутдинов Ш.М. в пользу Низматудинова Д.Д. подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 1957 руб. 50 коп.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Низамутдинов Ш.М. в иске к Низматудинова Д.Д., Низамутдинов Р.Д. о признании права собственности на наследственное имущество отказать.

Встречный иск удовлетворить частично.

Установить факт принятия Низматудинова Д.Д. наследства, открывшегося после смерти <дата изъята> Наследодатель.

Признать за Низматудинова Д.Д. право собственности на 1/9 долю в праве собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес изъят>, площадью 77,4 кв.м.

Низматудинова Д.Д. в иске к Низамутдинов Ш.М. в части признания права собственности на наследственное имущество в виде 2/9 долей в праве собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес изъят>, отказать.

Взыскать с Низамутдинов Ш.М. в пользу Низматудинова Д.Д. государственную пошлину в размере 1957 руб. 50 коп.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Советский районный суд г. Казани.

Судья Р.Р. Минзарипов

Мотивированное решение составлено <дата изъята>, судья