решение по иску Набиуллина



Дело № 2 – 2233/12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5 марта 2012 года город Казань

Советский районный суд города Казани в составе:

председательствующего судьи Пичуговой О. В.,

при секретаре судебного заседания Потаповой Ю. Ю.,

с участием:

представителя истца Еремина В. Н., действующего на основании доверенности,

представителя ответчика Бурякова В.И., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении зала № 113 Советского районного суда города Казани гражданское дело по иску Набиуллина А.С. к Военному комиссариату Республики Татарстан (далее – ВК РТ) о взыскании недополученной пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Набиуллин А.С. (далее - истец) обратился в суд с иском к ВК РТ (далее – ответчик) о взыскании недополученной пенсии.

В обоснование требований истец указал, что он является пенсионером Министерства обороны РФ. В нарушение требований закона ответчик при исчислении и выплате пенсии за периоды с <дата изъята> по <дата изъята>, с <дата изъята> по <дата изъята> и с <дата изъята> по <дата изъята> не учитывал, что оклад по воинскому званию как составляющая часть пенсии не мог быть меньше оклада по воинской должности, а также не учитывал увеличение оклада по воинскому званию.

Истец просил суд обязать ответчика произвести перерасчёт назначенной пенсии, взыскать с ответчика недоплаченную пенсию всего в сумме 4331,79 рубля, из которых 1146,95 рубля за период с <дата изъята> по <дата изъята>, 2406,64 рубля за период с <дата изъята> по <дата изъята>, 778,20 рубля за период с <дата изъята> по <дата изъята>. Также истец просил взыскать с ответчика судебные расходы в размере 1000 рублей.

В судебном заседании представитель истца требования своего доверителя поддержал.

Представитель ответчика иск не признал, пояснив, что при расчёте пенсии истцу учитывался размер оклада по воинскому званию, установленный Правительством РФ.

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно статье 43 Закона РФ от <дата изъята> <номер изъят> «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в редакции, действовавшей с <дата изъята> до <дата изъята>, пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава названных органов. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством РФ, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Для исчисления им пенсии в денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава.

В соответствии с пунктом «б» статьи 49 данного Закона в редакции, действовавшей до <дата изъята>, пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона и их семьям, а также надбавки к пенсиям, повышения и увеличения пенсий, подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников уголовно-исполнительной системы, состоящих на службе, - исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением.

Согласно пункту 2 статьи 12 Закона РФ от <дата изъята> <номер изъят>-I «О статусе военнослужащих», действовавшего с <дата изъята> до <дата изъята>, размеры окладов по воинским должностям и воинским званиям, надбавок и выплат определяются Правительством РФ по представлению Министерства обороны РФ, других министерств и ведомств РФ, в которых законом предусмотрена военная служба.

При этом оклады по первичным воинским должностям солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее пяти минимальных размеров оплаты труда, а оклады по воинским званиям не могут быть менее половины воинских должностных окладов.

Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от <дата изъята> <номер изъят> «Об упорядочении выплаты денежного довольствия военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудникам уголовно-исполнительной системы и усилении их социальной защиты» были установлены оклады по воинским (специальным) званиям военнослужащих (кроме военнослужащих срочной службы) и лиц начальствующего состава органов внутренних дел согласно приложению <номер изъят>, исходя из которого оклад по воинскому званию мичман составлял 3 500 рублей.

Установлено, что истец является пенсионером Министерства обороны РФ, получает пенсию через ВК РТ, имеет воинское звание мичман.

Согласно справке ответчика от <дата изъята> в период с <дата изъята> по <дата изъята> истцу выплачивалась пенсия, при определении размера которой учитывался оклад по воинскому званию в размере 3 500 рублей, установленном Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от <дата изъята> <номер изъят>.

Из этой же справки следует, что размер оклада по воинскому званию был менее половины воинского должностного оклада, установленного в размере 11 500 рублей, что являлось нарушением пункта 2 статьи 12 Закона РФ от <дата изъята> <номер изъят>-I «О статусе военнослужащих», имеющего большую юридическую силу, нежели Постановление Совета Министров – Правительства РФ. Поэтому при исчислении пенсии истцу подлежал применению Закон РФ.

С <дата изъята> вступил в силу Федеральный закон от <дата изъята> №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», в соответствии с пунктом 2 статьи 12 этого Закона в редакции, действовавшей до <дата изъята>, оклады по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, также не могли быть менее половины окладов по воинским должностям. Указом Президента РФ от <дата изъята> <номер изъят> «О повышении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, таможенных органов РФ и денежного содержания сотрудников федеральных органов налоговой полиции» Правительству РФ было поручено повысить с <дата изъята> в 1,62 раза месячные оклады в соответствии с занимаемыми воинскими должностями военнослужащим, а с <дата изъята> в 2,02 раза месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями военнослужащим.

Во исполнение данного Указа пунктом 1 Постановления Правительства РФ от <дата изъята> <номер изъят> «О повышении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, таможенных органов Российской Федерации и федеральных органов налоговой полиции» повышены с <дата изъята> в 1,62 раза месячные оклады в соответствии с занимаемыми воинскими должностями военнослужащим, а пунктом 2 этого же Постановления с <дата изъята> установлены месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями военнослужащим (кроме солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву) согласно приложению <номер изъят>. В этом приложении установлены конкретные оклады по воинскому званию от рядового, матроса до Маршала РФ. Оклад по воинскому званию мичман был установлен в размере 285 рублей.

Вступившим в законную силу решением Верховного Суда РФ от <дата изъята> № ВКПИ 99-18 был признан недействительным (незаконным) пункт 2 Постановления Правительства РФ от <дата изъята> <номер изъят> в части, предусматривающей повышение военнослужащим окладов по воинским званиям лишь с <дата изъята>, так как он не соответствовал абзацу 2 пункта 12 статьи 12 Федерального закона от <дата изъята> № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»

Согласно справке ВК РТ от <дата изъята> в период с <дата изъята> до <дата изъята> истцу выплачивалась пенсия, при определении размера которой учитывался оклад по воинскому званию в размере 144 рублей, что составляло менее половины воинского должностного оклада, повышенного до 491 рубля. Такое исчисление пенсии противоречило пункту 2 статьи 12 Федерального закона от <дата изъята> № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Решением Верховного Суда РФ от <дата изъята> № ВКПИ 00-16, вступившим в законную силу <дата изъята>, приложение <номер изъят> к Постановлению Правительства РФ от <дата изъята> <номер изъят> признано незаконным и недействительным со дня издания в той мере, в которой месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями военнослужащим установлены в меньших размерах, чем предписано Правительству РФ Указом Президента РФ от <дата изъята> <номер изъят>.

Согласно той же справке ВК РТ в период с <дата изъята> до <дата изъята> при определении размера пенсии истца учитывался оклад по воинскому званию в размере 285 рублей, однако с учётом повышения ранее установленного оклада по воинскому званию Указом Президента РФ в 2,02 раза его размер должен был составлять 575,7 рубля (285 х 2,02).

В соответствии с Указом Президента РФ от <дата изъята> <номер изъят> и Постановлением Правительства РФ от <дата изъята> <номер изъят> с <дата изъята> месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями были повышены в 1,2 раза.

С учётом этого с <дата изъята> при исчислении пенсии истца должен был учитываться оклад по воинскому званию в сумме 690,84 рубля (575,7 рубля х 1,2).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от <дата изъята> <номер изъят> Постановления Правительства РФ от <дата изъята> <номер изъят> и от <дата изъята> <номер изъят> в части положений, устанавливающих оклады по воинскому (специальному) званию военнослужащих, утратили силу с <дата изъята>.

При таких обстоятельствах исковое требование в части перерасчёта пенсии за периоды с <дата изъята> по <дата изъята>, с <дата изъята> по <дата изъята>, с <дата изъята> до <дата изъята> с учётом того, что оклад по воинскому званию не мог составлять менее половины оклада по воинской должности, является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Согласно расчётам истца, правильность которых ответчиком не оспорена, сумма недополученной пенсии за период с <дата изъята> по <дата изъята> составляет 1146,95 рубля; за период с <дата изъята> по <дата изъята> – 2406, 64 рубля; за период с <дата изъята> до <дата изъята> – 778,20 рубля. При этом суд соглашается с расчётом и в части индексации задолженности на основании индексов потребительских цен, поскольку такая индексация предусмотрена пунктом 8 Постановления Правительства РФ от <дата изъята> <номер изъят>.

Суд отклоняет довод ответчика об отсутствии его вины в недоплате пенсии истцу. Органом, выплачивающим истцу пенсию, является ВК РТ (в соответствии с Указом Президента РФ от <дата изъята> <номер изъят>). Поэтому ВК РТ должен был выплачивать истцу пенсии в полном объёме, обеспечивая выполнение не только Постановлений Правительства РФ, но и Законов России, Указов Президента РФ, имеющих большую юридическую силу, а также решений Верховного Суда РФ в части отмены положений Постановлений Правительства РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Суд требование истца о взыскании с ответчика судебных расходов по оплате услуг представителя в размере 1 000 рублей, исходя из принципа разумности и справедливости, считает необходимым удовлетворить частично и взыскивает с ответчика указанные расходы в размере 200 рублей. Факт несения таких расходов подтверждается приходным кассовым ордером и договором.

Поскольку истец и ответчик освобождены от оплаты государственной пошлины в силу закона, судебные расходы подлежат возмещению с федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Набиуллина А.С. к Военному комиссариату Республики Татарстан о взыскании недополученной пенсии удовлетворить.

Обязать Военный комиссариат Республики Татарстан произвести перерасчет назначенной Набиуллину А.С. пенсии с учётом увеличения размера оклада по воинскому званию и с применением индексов потребительских цен за периоды с <дата изъята> по <дата изъята>, с <дата изъята> по <дата изъята> и с <дата изъята> до <дата изъята>.

Взыскать с Военного комиссариата Республики Татарстан в пользу Набиуллина А.С. сумму недополученной пенсии с применением индексов потребительских цен в размере 4 331 (четырех тысяч трехсот тридцати одного) рубля 79 копеек.

Взыскать с Военного комиссариата Республики Татарстан в пользу Набиуллина А.С. расходы на оплату услуг представителя в размере 200 (двухсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через Советский районный суд города Казани в течение месяца со дня вынесения.

Судья: подпись.