Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 24 февраля 2012 года город Казань Советский районный суд г. Казани в составе: председательствующего судьи Гараевой Р.С., при секретаре судебного заседания Сабаниной Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Набиуллина Ф.Ф. к Военному комиссариату Республики Татарстан о взыскании недополученной пенсии, УСТАНОВИЛ: Истец просит суд обязать Военный комиссариат РТ произвести перерасчет назначенной пенсии, взыскать с ВК РТ в свою пользу недоплаченную пенсию в сумме 4409,61 рублей за периоды с <дата изъята> по <дата изъята>, с <дата изъята> по <дата изъята>, а также представительские расходы в сумме 1000 рублей. В обоснование требований указано, что истец является пенсионером Министерства обороны РФ. В нарушение требований закона ответчик при исчислении и выплате пенсии за упомянутые периоды не учитывал, что оклад по воинскому званию как составляющая часть пенсии не мог быть меньше оклада по воинской должности, а также не учитывал увеличение оклада по воинскому званию. В судебном заседании представитель истца, Еремин В.Н., действующий по доверенности, исковые требования поддержал, просил удовлетворить. Представитель ответчика, Буряков В.И., действующий по доверенности, иск не признал, пояснив, что при расчете пенсии истцу учитывался размер оклада по воинскому званию, установленного Правительством РФ. Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему. Согласно статье 43 Закона РФ от 12.02.1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», в редакции, действовавшей с 01.02.1993 года до 01.07.2002 года, пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава названных органов. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством РФ, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Для исчисления им пенсии в денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава. В соответствии с пунктом «б» статьи 49 данного Закона в редакции, действовавшей до 01.01.2008 года, пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона и их семьям, а также надбавки к пенсиям, повышения и увеличения пенсий, подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников уголовно-исполнительной системы, состоящих на службе, - исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением. Согласно пункту 2 статьи 12 Закона РФ от 22.01.1993 года №4338-I «О статусе военнослужащих», действовавшего с 01.01.1993 года до 01.01.1998 года, размеры окладов по воинским должностям и воинским званиям, надбавок и выплат определяются Правительством РФ по представлению Министерства обороны РФ, других министерств и ведомств РФ, в которых законом предусмотрена военная служба. При этом оклады по первичным воинским должностям солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее пяти минимальных размеров оплаты труда, а оклады по воинским званиям не могут быть менее половины воинских должностных окладов. Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 27.01.1993 года №65 «Об упорядочении выплаты денежного довольствия военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудникам уголовно-исполнительной системы и усилении их социальной защиты» были установлены оклады по воинским (специальным) званиям военнослужащих (кроме военнослужащих срочной службы) и лиц начальствующего состава органов внутренних дел согласно приложению №7, исходя из которого оклад по воинскому званию старший лейтенант составлял 6 000 руб. Установлено, что истец является пенсионером Министерства обороны РФ, получает пенсию через ВК РТ, имеет воинское звание старший лейтенант. Во исполнение данного Указа пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 19.01.1999 года №72 «О повышении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, таможенных органов Российской Федерации и федеральных органов налоговой полиции» повышены с 01.01.1999 года в 1,62 раза месячные оклады в соответствии с занимаемыми воинскими должностями военнослужащим, а пунктом 2 этого же Постановления с 01.07.1999 года установлены месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями военнослужащим (кроме солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву) согласно приложению №1. В этом приложении установлены конкретные оклады по воинскому званию от рядового, матроса до Маршала РФ. Оклад по воинскому званию старший лейтенант был установлен в размере 400 руб. Вступившим в законную силу решением Верховного Суда РФ от 20.10.1999 года №ВКПИ 99-18 был признан недействительным (незаконным) пункт 2 Постановления Правительства РФ от 19.01.1999 года №72 в части, предусматривающей повышение военнослужащим окладов по воинским званиям лишь с 01.07.1999 года, так как он не соответствовал абзацу 2 пункта 12 статьи 12 Федерального закона от 27.05.1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» Согласно справке ВК РТ, в период с 01.01.1999 года по 30.06.1999 года истцу выплачивалась пенсия, при определении размера которой учитывался оклад по воинскому званию в размере 211 руб., что составляло менее половины воинского должностного оклада, повышенного до 552 руб. Такое исчисление пенсии противоречило пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 27.05.1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Кроме того, решением Верховного Суда РФ от 10.04.2001 года №ВКПИ 00-16, вступившим в законную силу 19.06.2001 года, приложение №1 к Постановлению Правительства РФ от 19.01.1999 года №72 признано незаконным и недействительным со дня издания в той мере, в которой месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями военнослужащим установлены в меньших размерах, чем предписано Правительству РФ Указом Президента РФ от 24.12.1998 года №1638. Согласно той же справке ВК РТ, в период с 01.07.1999 года до 31.12.2002 года при определении размера пенсии истца учитывался оклад по воинскому званию в размере 400 рублей, однако с учётом повышения ранее установленного оклада по воинскому званию Указом Президента РФ его размер должен был быть увеличен в 2,02 раза. Согласно Указу Президента РФ от 17.08.2000 года № 1520 и Постановлением Правительства РФ от 14.09.2000 года № 680 с 01.12.2000 года месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями были повышены в 1,2 раза. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.07.2002 года №486 Постановления Правительства РФ от 19.01.1999 года №72 и от 14.09.2000 года №680 в части положений, устанавливающих оклады по воинскому (специальному) званию военнослужащих, утратили силу с 01.01.2003 года. При таких обстоятельствах исковое требование в части перерасчёта пенсии за периоды с 01.01.1999 года по 30.06.1999 года, с 01.07.1999 года до 31.12.2002 года, с учётом того, что оклад по воинскому званию не мог составлять менее половины оклада по воинской должности, является обоснованным и подлежит удовлетворению. Согласно расчётам истца, сумма недополученной пенсии за период с 01.01.1999 года по 30.06.1999 года, с 01.07.1999 года по 31.12.2002 года составляет 4409,61 рублей. Таким образом, требования Набиуллина Ф.Ф. подлежат удовлетворению. В соответствии с частью 1 статьи 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Суд требование истца о взыскании с ответчика судебных расходов по оплате услуг представителя в размере 1 000 рублей, исходя из принципа разумности и справедливости, считает необходимым удовлетворить частично и взыскивает с ответчика указанные расходы в размере 200 рублей. Факт несения таких расходов подтверждается приходным кассовым ордером и договором. Поскольку истец и ответчик освобождены от оплаты государственной пошлины в силу закона, судебные расходы подлежат возмещению с федерального бюджета. На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск Набиуллина Ф.Ф. к Военному комиссариату Республики Татарстан о взыскании недополученной пенсии удовлетворить частично. Обязать Военный комиссариат Республики Татарстан произвести перерасчет назначенной Набиуллину Ф.Ф. пенсии с учетом увеличения размера оклада по воинскому званию и с применением индексов потребительских цен за периоды с <дата изъята> по <дата изъята>, с <дата изъята> по <дата изъята>. Взыскать с Военного комиссариата Республики Татарстан в пользу Набиуллина Ф.Ф. сумму недополученной пенсии в размере 4409,61 рублей, а также 200 рублей в счет возмещения судебных расходов, связанных с оплатой услуг представителя. В остальной части иска отказать. Апелляционная жалоба на решение может быть подана в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Советский районный суд г. Казани. Судья: подпись Р.С. Гараева Копия верна. Судья: Р.С. Гараева
Дело № 2-1799/12