ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 28 февраля 2012 г. город Казань Советский районный суд г. Казани в составе: председательствующего судьи Гараевой Р.С., при секретаре Сабаниной Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дудкиной Анны Илларионовны, Дудкина Валерия Викторовича, Дудкина Сергея Викторовича к Исполнительному комитету муниципального образования г.Казани, Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Татарстан о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, УСТАНОВИЛ: Истцы обратились в суд с иском о признании права собственности на квартиру, в обоснование своих требований указав, что проживают по адресу: г<адрес изъят>, на основании ордера <номер изъят> от <дата изъята>. Истец обратился с заявлением к ФГУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России с целью получить разрешение на приватизацию данной квартиры. Однако был получен отказ в виду того, что ФГУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России не имеет возможности в установленном законом порядке заключать договора на передачу квартиры в собственность. На основании изложенного истцы просят суд признать за ними право собственности на указанную квартиру. В судебном заседании истец Дудкина А.И. исковые требования поддержала, просила удовлетворить. Истцы Дудкин В.В., Дудкин С.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены. Представитель ответчика Исполнительного комитета муниципального образования города Казани (далее - ИК МО г. Казани) – Конистаркина А.В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом. Представила отзыв на исковое заявление, в котором просит рассмотреть дело без участия представителя, в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на то, что спорный дом не находится в муниципальной собственности города Казани и жилые помещения спорного дома были исключены из перечня жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности города Казани, утвержденного Постановлением Исполнительного комитета города Казани <номер изъят> от <дата изъята>, Распоряжением МУ «Комитет земельных и имущественных отношений города Казани» <номер изъят>р от <дата изъята>. В настоящее время спорный дом находится в собственности Российской Федерации, полномочия которой в РТ представляет Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по РТ (далее – ТУФАУГИ по РТ). ТУФАУГИ РТ решений о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную не принималось, не утверждался и не подписывался сторонами акт приема-передачи в муниципальную собственность, спорное жилое помещение не было исключено из Реестра государственной собственности, в связи с чем, спорное жилое помещение приватизации не подлежит. Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по РТ, привлеченного к участию в деле в качестве ответчика, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен. Представители третьих лиц МУ « Администрация Советского района ИКМО г. Казани», ФГУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России, в судебное заседание не явились, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие. Представитель третьего лица, Управления Росреестра по РТ, в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен, о причинах неявки суду не сообщил, возражений по существу заявленного требования суду не представил. Гражданское дело с согласия истца рассмотрено в порядке заочного производства. Выслушав объяснения и доводы истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Как следует из преамбулы Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее - Закон) целью данного Закона является, в том числе, создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребности в жилище. Граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 2 Закона). Согласно статье 1 Протокола N 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. При этом, как указывает Европейский Суд по правам человека, понятие собственности может включать в себя как существующее имущество, так и права требования, в силу которых заявитель может претендовать на "законное ожидание" получения эффективного пользования правом собственности. Гарантированное каждому нанимателю в доме государственного или муниципального жилого фонда право однократно требовать передачи в собственность занимаемого жилого помещения, на которое не распространяется действие статьи 4 Закона, является таким имущественным правом, осуществление которого происходит в порядке, установленном Законом. Решение вопроса о приватизации жилых помещений, основным принципом которой является принцип добровольности, означающий, что граждане приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе, должно приниматься по заявлениям граждан в 2-месячный срок со дня подачи документов (статья 8 Закона). Закрепляя в законе это положение, государство обязано обеспечить возможность его реализации гражданами и создать необходимые условия, позволяющие гражданину, выразившему волеизъявление на приватизацию занимаемого жилого помещения, стать его собственником. Статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилого фонда в Российской Федерации" предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Статья 124 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования - выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. В силу пункта 5.37 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05 июня 2008 года №432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации на территории Российской Федерации и за рубежом. Установлено, что истцы на основании Ордера <номер изъят> от <дата изъята>, выданного Дудкиной А.И., проживают в трехкомнатной квартире под номером <номер изъят> в доме номер <номер изъят> по <адрес изъят> <адрес изъят> с мая 2000 года. Таким образом, спорное жилое помещение было предоставлено истцам до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РСФСР на условиях социального найма, что предоставляет ей право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в порядке, установленном Законом Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Истцы зарегистрированы по вышеуказанному адресу. Право на приватизацию жилого помещения никто из них не использовал, что подтверждается справкой, выданной заместителем директора по работе с населением МУП города Казани «Дирекция муниципальных жилищных программ». Жилые помещения дома номер <адрес изъят> <адрес изъят> РТ были исключены из утвержденного Постановлением Исполнительного комитета города Казани <номер изъят> от <дата изъята> перечня жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности города Казани, Распоряжением МУ «Комитет земельных и имущественных отношений города Казани» <номер изъят>р от <дата изъята>. В настоящее время жилой дом, в котором расположена квартира истцов фактически находится в федеральной собственности, поскольку в муниципальную собственность в установленном порядке не принят. Однако право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права. В том случае, если имеется распоряжение о передаче жилых помещений в муниципальную собственность, однако, по каким-либо причинам они не переданы (не приняты), граждане не могут воспользоваться своим правом на приобретение в собственность принадлежащего им по договору социального найма жилого помещения, что нарушает положения статьи 35 Конституции Российской Федерации и статьи 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права. Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке. Поскольку в данном случае невозможность реализации права на приватизацию занимаемого истцами жилого помещения не зависит от их воли, требование истцов о признании за ними права собственности на квартиру является правомерным и подлежит удовлетворению. Вышеуказанное жилое помещение, принадлежащее истцам, находится в собственности Российской Федерации. На этом основании Исполком муниципального образования города Казани надлежащим ответчиком по настоящему делу не является. На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 – 199, 235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковые требования Дудкиной А.И., Дудкина В.В., Дудкина С.В. к Исполнительному комитету муниципального образования г.Казани, Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Татарстан о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации – удовлетворить. Признать за Дудкиной А.И., Дудкиным В.В., Дудкиным С.В. право собственности в порядке приватизации по 1\3 доле в праве общей собственности за каждым на квартиру под номером <номер изъят> в доме номер <номер изъят> по <адрес изъят> <адрес изъят>. Сторона, не присутствовавшая в судебном заседании, вправе подать в суд заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня получения копии заочного решения суда. Заочное решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан в течение одного месяца со дня вынесения решения через Советский районный суд города Казани. Судья: Р.С.Гараева