РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 27 марта 2012 года г.Казань Советский районный суд г. Казани в составе: председательствующего судьи Абдуллиной Г.А. при секретаре Минуллиной Ю.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шайхутдиновой А.Р. к Военному комиссариату Республики Татарстан о взыскании премии и компенсации морального вреда, УСТАНОВИЛ: Шайхутдинова А.Р. (далее истец) обратилась в суд с иском к Военному комиссариату Республики Татарстан (далее ответчик, ВК РТ) о взыскании премии за третий и четвертый кварталы 2011 года в сумме 45000 рублей, компенсации морального вреда в размере 10000 рублей. В обоснование требований указано, что истец работала в отделе военного комиссариата РТ по г.Нижнекамск и Нижнекамскому району в должности помощника начальника отделения планирования, предназначения, подготовки и учета мобилизационных ресурсов. Приказом №171 от 15.11.2011 года истица была уволена по сокращению штата работников организации. К дисциплинарной ответственности истица не привлекалась. При этом в нарушение действующего законодательства истице не было выплачено дополнительное материальное стимулирование в виде премии за третий и четвертый кварталы 2011 года пропорционально отработанному времени, установленные Приказом Министра обороны №1010 от 26 июля 2010 года г.Москва. В судебное заседание истица не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Представители ответчика – Сипягин П.М., Гареев Р.Р. иск не признали ввиду того, что заработная плата выплачивается истцу из средств федерального бюджета, начисление выплат стимулирующего характера за интенсивность и высокие результаты работы, а также премии по итогам работы может быть произведено только в случае, если на это имеются средства экономии фонда оплаты труда. За спорный период такие средства не выделялись. Выслушав объяснения представителей ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему. В соответствии со ст.21, 22 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы, а работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами. Согласно ст.129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). В силу ст.135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. В соответствии со ст.349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 5.08.2008г. №583 Приказом Министра обороны РФ от 10.11.2008г. №555 утверждены Размеры должностных окладов (тарифных ставок) гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны РФ, воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил РФ, Положение о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны РФ, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил РФ (далее – Положение о системе оплаты труда). В силу п. 12 Приказа Министра обороны РФ от 10.11.2008г. №555, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, их размеры и условия выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, иными локальными нормативными актами) в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права с участием профсоюзного органа или иного представительного органа работников в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателей бюджетных средств соответствующими распорядителями средств федерального бюджета. Согласно п. 3 пп. 6 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны РФ, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил РФ (Приложение №2 к приказу Министра обороны РФ от 10.11.2008г. №555) руководителям бюджетных учреждений и воинских частей размеры компенсационных и стимулирующих выплат устанавливаются должностными лицами, указанными в п. 1 настоящего Положения, в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателей бюджетных средств соответствующими распорядителями средств федерального бюджета на выплату заработной платы. Выплаты стимулирующего характера, в виде премии по результатам работы учреждения за квартал производятся в пределах средств, направляемых на эти цели и предельными размерами не ограничивается. Компенсационные и стимулирующие выплаты устанавливаются и выплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателей бюджетных средств соответствующими распорядителями средств федерального бюджета на выплату заработной платы (п. 4 Приказа от 10.11.2008г. №555, в редакции приказа Министра обороны РФ от 05.05.2009г. №333). Подпунктом г) пункта 5 Порядка формирования и использования годового фонда оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение № 3 Приказа Министра обороны РФ от 10.11.2008г. №555) установлено, что при расчете годового фонда оплаты труда, в том числе на выплаты стимулирующего характера (в расчете на год), учитываются следующие показатели: надбавка за сложность, напряженность и специальный режим работы по установленным настоящим Приказом должностям - в размере 12 должностных окладов; надбавка за выслугу лет - в размере 4 должностных окладов (тарифных ставок) по всем должностям (профессиям), включенным в расчет годового фонда оплаты труда; премиальные выплаты по итогам работы: по остальным должностям (профессиям) гражданского персонала бюджетных учреждений и воинских частей, включенным в расчет фонда оплаты труда, - в размере 3 должностных окладов (тарифных ставок); единовременное денежное вознаграждение за добросовестное исполнение должностных обязанностей по итогам календарного года - в размере 2 должностных окладов (тарифных ставок) по всем должностям (профессиям), включенным в расчет годового фонда оплаты труда. Установлено, что истец работала в отделе военного комиссариата РТ по г.Нижнекамск и Нижнекамскому району в должности помощника начальника отделения планирования, предназначения, подготовки и учета мобилизационных ресурсов с 08.02.2011 года. Приказом №171 от 15.11.2011 года истица была уволена по сокращению штата работников организации. К дисциплинарной ответственности истица не привлекалась. При этом в нарушение действующего законодательства истице не было выплачено дополнительное материальное стимулирование в виде премии за третий и четвертый кварталы 2011 года пропорционально отработанному времени, установленные Приказом Министра обороны №1010 от 26 июля 2010 года г.Москва. Данные суммы не были выплачены истцу ответчиком. Другие суммы, являющиеся составной частью заработной платы Шайхутдиновой А.Р. выплачены ей в полном объёме. Оплата труда гражданскому персоналу ВК РТ осуществляется в строгом соответствии с приказом Министра обороны РФ 2008 года №555, подразумевающий под собой полный объем выплат, предусмотренных фондом оплаты труда для каждого сотрудника. Однако данный приказ не предусматривает выплату дополнительного материального стимулирования, так как указанная выплата обязательной не является и в годовой фонд оплаты труда не входит. В соответствии с пунктом 2 Приказа МО РФ №1010 от 26 июля 2010 года предусмотрено, что стимулирующие выплаты выплачиваются за счет бюджетных средств работающим сотрудникам военного комиссариата РТ. Согласно пункта 2 Приложения к Приказу МО РФ №1010 от 26 июля 2010 года расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала. Размер экономии бюджетных средств, направляемых на материальное стимулирование, определяется финансово-экономическими органами по результатам использования лимитов бюджетных обязательств на соответствующий квартал с учетом анализа свободных, не использованных по итогам квартала остатков лимитов бюджетных обязательств, включая остатки наличных денежных средств в кассах воинских частей и организаций Вооруженных Сил, отвечающих за начисление и выплату денежного довольствия военнослужащим и заработной платы гражданского персонала, после осуществления в установленном порядке всех выплат денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала и иных выплат, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами российской Федерации. При этом истребование дополнительных средств на выплату денежного довольствия военнослужащим и заработную плату лицам гражданского персонала сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств на эти цели не допускается ( п. 3 Порядка). Расчетная сумма устанавливается Министром обороны Российской Федерации по финансово-экономической работе ( п.4 Положения) Дополнительное материальное стимулирование личного состава в пределах объемов бюджетных средств, доведенных на эти цели, производится в объединениях, соединениях, воинских частях и организациях Вооруженных сил- на основании приказов командиров ( начальников, руководителей). Издание приказов на выплату дополнительного материального стимулирования военнослужащим и лицам гражданского персонала производится на основании представляемых непосредственными командирами (начальниками, руководителями) рапортов. Конкретные размеры дополнительного материального стимулирования определяются в пределах объемов бюджетных средств, доверенных на указанные цели, по результатам исполнения военнослужащими и лицами гражданского персонала должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование. Распорядители бюджетных средств утверждают распределение объемов денежных средств, выделенных на дополнительное материальное стимулирование личного состава, и доводят их до нижестоящих воинских частей и организаций Вооруженных Сил, стоящих у них на финансовом обеспечении. Оплата труда гражданскому персоналу ВК РТ осуществляется в строгом соответствии с приказом Министра обороны РФ 2008 года №555, подразумевающий под собой полный объем выплат, предусмотренных фондом оплаты труда для каждого сотрудника. Однако данный приказ не предусматривает выплату дополнительного материального стимулирования, так как указанная выплата обязательной не является и в годовой фонд оплаты труда не входит. В связи чем, после проведения организационно-штатных мероприятий в Вооруженных силах РФ только 09.12.2011 года в адрес военного комиссара РТ было направлено указание о выделении денежных средств на дополнительное материальное стимулирование личного состава за 2 полугодие 2011 года, которое получено только 12 декабря 2011 года. На момент финансирования истица не являлась сотрудником военного комиссариата РТ. Таким образом, судом установлено, что материальное стимулирование в виде дополнительной премии, подлежащей выплате в соответствии с Приказом МО РФ № 1010 от 26.07.2010 года, не носит обязательного характера и не является гарантированной выплатой, осуществляется только за счет высвободившейся в результате сокращения численности, то есть экономии бюджетных средств, а не экономии фонда оплаты труда, в пределах доводимых министерством обороны российской Федерации на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств и является разовой поощрительной выплатой. Аналогичная позиция изложена и в приказе Министра Обороны РФ № 115 от 28.03.2009 года. С учётом изложенного, принимая во внимание, что финансовое обеспечение истца осуществляется за счёт средств федерального бюджета, а также выплата денежного довольствия производится военнослужащим и лицам гражданского персонала, суд отказывает в удовлетворении иска. Следовательно, истцу не подлежит выплата компенсации морального вреда. На основании изложенного и руководствуясь ст.198 ГПК РФ суд РЕШИЛ: В удовлетворении искового заявления Шайхутдиновой А.Р. к Военному комиссариату Республики Татарстан о взыскании премии и компенсации морального вреда – отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через Советский районный суд г.Казани в течение 1 месяца. Судья подпись Абдуллина Г.А.