Решение от 17 января 2012 года по иску МКУ КЗИО ИКМО города Казани к Штерну А.И. и Тупицину А.А. о признании решения Салмачинского Совета местного самоуправления недействительным. Вступило в законную силу 20.02.2012г.



дело № 2-212/12г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 января 2012 года город Казань

Советский районный суд города Казани Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Шайдуллиной А.А.,

при секретаре судебного заседания Аракчеевой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Советского районного суда города Казани гражданское дело по иску Муниципального казенного учреждения Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани к Штерну А.И. и Тупицыну А. А. о признании решения Салмачинского Совета местного самоуправления о выделении земельного участка и государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей недействительными, а также признании недействительным договора купли-продажи земельного участка и зарегистрированного права собственности на имя Тупицына А. А.,

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное казенное учреждение Комитет земельных и имущественных отношений обратилось в суд с иском к Штерну А.И. о признании решения Салмачинского Совета местного самоуправления о выделении земельного участка недействительным.

Иск обоснован тем, что на основании предъявленного Штерном А.И. решения Салмачинского Совета местного самоуправлении от <дата изъята> Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии была проведена государственная регистрация права собственности на имя Штерн А.И. на земельный участок общей площадью 1999 квадратных метра с кадастровым номером <номер изъят>, расположенный по адресу: <адрес изъят>.

Между тем, решение Салмачинского Совета местного самоуправлении от <дата изъята> не могло быть положено в основу регистрации права собственности ответчицы на спорный земельный участок.

Подлинный экземпляр такого решения должен храниться в органах, осуществляющих в установленном порядке хранение, комплектование (формирование), учет и использование архивных документов и архивных фондов. Однако в архиве документ, идентичный по содержанию документу, удостоверяющему право ответчицы на земельный участок, отсутствует. В архивных справочниках отсутствуют какие-либо учетные записи, свидетельствующие о выдаче такого документа уполномоченным на предоставление земельного участка органом. Обязательным условием предоставления земельного участка из муниципальной собственности является определение границ земельных участков на местности, а обязательным приложением к соответствующему решению является чертеж границ участка. Выписка из решения о предоставлении земельного участка не имеет приложения в виде чертежа границ участка, указанные границы не определены.

По данным основаниям, Муниципальное казенное учреждение Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани просило решение Салмачинского Совета местного самоуправлении от <дата изъята> о выделении земельного участка Штерну А.И. земельного участка недействительным и зарегистрированное на его имя право на земельный участок с кадастровым номером <номер изъят> также признать недействительным.

В дальнейшем по этим же основаниям истец дополнил и уточнил заявленные требования. Просил признать недействительным государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей <номер изъят>, выданный на имя Штерна А.И., признать недействительным договор от <дата изъята> купли-продажи спорного земельного участка, заключенный между Штерном А.И. и Тупицыным А.А., а также признать недействительным зарегистрированное право собственности на земельный участок на имя Тупицына А.А..

Представитель Муниципального казенного учреждения Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани по доверенности - Савельев С.С. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Штерн А.И. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.

Представитель Штерна А.И. по доверенности – Галлямова С.Т. иск не признала.

Тупицын А. А. в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения дела извещен.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по доверенности - Сабирзянов М.Т. разрешение спора оставил на усмотрение суда.

Выслушав объяснения и доводы лиц, участвующих в деле, а также исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из пункта 1 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации, собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Гражданским кодексом Российской Федерации в пункте 1 статьи 8 акты государственных органов и органов местного самоуправления включены в перечень оснований возникновения гражданских прав и обязанностей.

В абзаце 2 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" одним из оснований для государственной регистрации прав определены акты, изданные органами государственной власти или органов местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.

Исходя из предписания пункта 1 статьи 25.2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

При этом, в силу абзацев 2, 5 пункта 2 этой же статьи Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок является, в частности, акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, а также иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.

Согласно пункту 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

На основании части 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

По делу установлено, что решением Салмачинского Совета местного самоуправления Пестречинского района Республики Татарстан от <дата изъята> Штерну А.И. выделен земельный участок площадью 20 соток на территории указанного Совета местного самоуправления для строительства индивидуального жилого дома и выращивания сельскохозяйственной продукции.

На основании данного решения Салмачинского Совета местного самоуправления Пестречинского района Республики Татарстан Штерну А. выдан государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей <номер изъят>.

<дата изъята> указанный земельный участок площадью 1 999 кв.м поставлен на кадастровый учет под кадастровым номером <номер изъят>, о чем оформлен кадастровый паспорт земельного участка <номер изъят>.

<дата изъята> зарегистрировано право собственности Штерн А.И. на земельный участок, что усматривается из предоставленных Управлением Росреестра по Республике Татарстан правоустанавливающих документов.

В рамках этого регистрационного производства Управлением Росреестра по Республике Татарстан произведена в установленном статьей 13 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" порядке правовая экспертиза предоставленных Штерн А.И. документов, в том числе решения Салмачинского Совета местного самоуправления Пестречинского района Республики Татарстан от <дата изъята>, на предмет их действительности и наличия соответствующих прав у подготовившего их органа власти. В том числе сделан запрос в адрес отдела ведения государственного архива на предмет выяснения информации о наличии в архиве экземпляра государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей <номер изъят>.

Руководитель отдела ведения государственного архива подтвердил наличие запрошенного документа в материалах архива и представил Государственному регистратору заверенную копию..

Каких-либо оснований для отказа в государственной регистрации за Штерном А.И. права собственности на спорный земельный участок не выявлено.

Как установлено судом, с <дата изъята> Штерн А.И. владел и пользовался открыто спорным земельным участком,

<дата изъята> он продал земельный участок Тупицыну А.А., регистрирующим органом в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись о переходе права.

При таких данных, учитывая продолжающееся с <дата изъята> открытое землепользование ответчика и его последующие действия, направленные на выполнение в отношении спорного земельного участка работ по постановке его на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности, суд оснований для удовлетворения иска исходя из заявленных в нем оснований не усматриваетю

Отсутствие государственной регистрации права собственности ответчицы в течение периода <дата изъята> на действенность самого правомочия не влияет, поскольку в силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, то есть на <дата изъята>, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом, а государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

Ссылка истца на постановление Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от <дата изъята> <номер изъят> о признании утратившими силу постановлений, решений, распоряжений и иных актов глав администраций, советов местного самоуправления Пестречинского, Высокогорского, Лаишевского районов Республики Татарстан, главы администрации города Казани, глав администраций районов города Казани, на основании которых гражданам и юридическим лицам предоставлены земельные участки, не оформленные в установленном порядке в соответствии с нормами земельного законодательства, не принимается судом, поскольку гражданское законодательство, как и земельное, исходит из недопустимости произвольного изменения или прекращения ранее возникших правомочий на земельный участок, в том числе ограничения данных прав в результате одностороннего издания акта органом государственной власти или местного самоуправления.

Довод иска о том, что оспариваемое решение Салмачинского Совета местного самоуправления не содержит данных, позволяющих идентифицировать предостав­ляемый земельный участок, в частности, определить его границы, и не имеет приложения в виде чертежа границ участка, также судом отклоняется.

Указом Президента Российской Федерации "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" от <дата изъята> за <номер изъят> (пункт 9), действовавшим на момент принятия решения Салмачинским Советом местного самоуправления, допускалось принятие органом местной администрации решения о предоставлении земельного участка без составления плана участка, при этом непосредственно на соответствующий комитет по земельным ресурсам и землеустройству была возложена обязанность после регистрации права собственности установить и оформить границы земельного участка и выдать его собственнику копию чертежа границ участка.

Более того, Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в статье 18 (абзац 2 пункта 4) действовавшей до <дата изъята> редакции также предусматривала, что в случае, если отсутствуют или не закончены работы по кадастровому учету земельного участка (отсутствует кадастровый номер, не установлены границы, не определено местоположение объектов недвижимости и коммуникаций на участке), государственная регистрация прав осуществляется при наличии плана участка, составленного на основании данных, имеющихся на момент государственной регистрации прав в органе кадастрового учета, в том числе натурного описания границ.

Таким образом, отсутствие в решении, принятом Салмачинским Советом местного самоуправления в <дата изъята>, точных границ выделенного участка не влечет недействительность данного акта и прав Штерна А.И. на земельный участок.

Доказательств, отвечающих требованиям допустимости, относимости согласно статьям 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подтверждающих недействительность решения Салмачинского Совета местного самоуправления и государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей, суду не представлено.

Требования о признании недействительным договора от <дата изъята> купли-продажи спорного земельного участка, заключенного между Штерном А.И. и Тупицыным А. А., не подлежат удовлетворению по тем же основаниям, которые изложены выше.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В иске Муниципального казенного учреждения Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани к Штерну А.И. и Тупицыну А. А. о признании решения Салмачинского Совета местного самоуправления о выделении земельного участка и государственного акта на право собственности на землю недействительными, а также признании недействительным договора купли-продажи земельного участка и зарегистрированного права собственности на имя Тупицына А. А., - отказать.

Запрет Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан на отчуждение и на осуществление регистрационных действий, касающихся государственной регистрации прав в отношении земельного участка общей площадью 1999 кв.м., кадастровый номер <номер изъят>, категория земель: земли населенных пунк5тов, разрешенное использование индивидуальное жилищное строительство, расположенный по адресу: <адрес изъят>, наложенный определением Советского районного суда города Казани от <дата изъята> – отменить после вступления настоящего решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан в одного месяца через Советский районный суд города Казани.

Судья: подпись А. А. Шайдуллина