Дело №2-2973/2012 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20 апреля 2012 года город Казань Советский районный суд г. Казани в составе: председательствующего судьи Р.Р. Минзарипова, при секретаре судебного заседания И.А. Долгих, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Казанского межрайонного природоохранного прокурора, обратившегося в защиту прав неопределенного круга лиц и в интересах Российской Федерации, к <данные изъяты>» об обязании разработать проект предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и представлении проекта на утверждение в уполномоченный орган в области охраны атмосферного воздуха, УСТАHОВИЛ: Казанский межрайонный природоохранный прокурор (далее также прокурор) обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц, указав, что в ходе проведения проверки исполнения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности <данные изъяты>» было установлено следующее. Деятельность данного общества напрямую связана с осуществлением выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками. Так, стационарными источниками выбросов загрязняющих веществ <данные изъяты>» являются: сварочные посты, покрасочный участок, токарный станок, распиловочный участок. Согласно расчетам платы за негативное воздействие за <дата изъята> в атмосферный воздух обществом выброшено около 0,3727 тонн загрязняющих веществ 11 наименований: бензин нефтяной, бутанол, ксилол, спирт изобутиловый, «Уайт Спирит», оксид азота, взвешенные вещества, оксид углерода, спирт изобутиловый, марганец и его неорганические соединения, фтористые соединения. В ходе проведенной проверки было установлено, что ответчик, осуществляя свою деятельность, не имеет проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнений. По результатам проведенной Центральным территориальным управлением Министерства экологии и природных ресурсов РТ, проверки, ответчику выдавалось обязательное для исполнения предписание от <дата изъята> <номер изъят> сроком устранения нарушения до <дата изъята>. В отношении виновного лица вынесено постановление о назначении административного наказания. Однако выявленные нарушения не были устранены, предписание не выполнено, проект предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не утвержден в уполномоченном органе, разрешение не получено. На основании изложенного прокурор просит обязать ответчика разработать проект предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и представить его на утверждение в специально уполномоченный орган в области охраны атмосферного воздуха для получения разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения; данные мероприятия провести в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу. Прокурор в судебном заседании заявление подержал. Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования фактически признал. Однако данное признание иска не может быть принято судом, так как представитель ответчика согласно выданной ему доверенности правом признания иска не наделен (статья 54 Гражданского процессуального кодекса РФ). Представитель третьего лица – ЦТУ Минэкологии и природных ресурсов РТ – в судебное заседание не явился, дело просил рассмотреть в его отсутствие. Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему. В соответствии со статьями 42, 58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Согласно положениям статьи 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов: технические нормативы выбросов; предельно допустимые выбросы. Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха для конкретного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом). Выброс вредных веществ допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом специально уполномоченного органа федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти РТ в области охраны атмосферного воздуха в порядке, определенном Правительством РФ (пункты 3 и 7 статьи 12 Федерального закона). Такой порядок утвержден Постановлением Правительства РФ от <дата изъята> <номер изъят>. Пунктом 8 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 года №183, установлено, что разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности). В свою очередь, выбросы вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, допускаются на основании разрешения, выданного территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (пункт 9 Положения). В ходе проверки, проведенной Казанской межрайонной природоохранной прокуратурой в отношении <данные изъяты>» было установлено, что деятельность данного общества напрямую связана с осуществлением выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками. Так, стационарными источниками выбросов загрязняющих веществ <данные изъяты>» являются: сварочные посты, покрасочный участок, токарный станок, распиловочный участок. Согласно расчетам платы за негативное воздействие за <дата изъята> год в атмосферный воздух обществом выброшено около 0,3727 тонн загрязняющих веществ 11 наименований: бензин нефтяной, бутанол, ксилол, спирт изобутиловый, уайт-спирит, оксид азота, взвешенные вещества, оксид углерода, спирт изобутиловый, марганец и его неорганические соединения, фтористые соединения. В ходе проведенной проверки было установлено, что ответчик, осуществляя свою деятельность, не имеет проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнений. По результатам проведенной Центральным территориальным управлением Министерства экологии и природных ресурсов РТ, проверки, ответчику выдавалось обязательное для исполнения предписание от 26.05.2011 года №657, сроком устранения нарушений до 05.11.2011 года. В отношении виновного лица составлен протокол об административном правонарушении и вынесено постановление о назначении административного наказания. Однако выявленные нарушения не были устранены, требования предписания не выполнены, проект предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не утвержден в уполномоченном органе, разрешение не получено. При этом представитель ответчика признал, что до настоящего времени проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнений действительно не утвержден и не согласован. Бездействием ответчика нарушаются интересы Российской Федерации, права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц – граждан РФ в области охраны окружающей среды, гарантированные статьей 42 Конституции РФ, статьей 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом» благополучии населения», согласно которым каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, поскольку выброс загрязняющих веществ со стационарных источников в отсутствие соответствующего разрешения, с учетом принципа потенциальной опасности хозяйственной деятельности способно привести к загрязнению окружающей среды, ухудшению здоровья населения, проживающего на соответствующей территории. Статьей 206 ГПК РФ предусмотрено, что при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд в том же решении может указать, что если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение должно быть исполнено. В связи с тем, что истец при подаче иска в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобожден, последняя на основании части 1 статьи 103 ГПК РФ подлежит взысканию с ответчика в федеральный бюджет. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194, 198 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Заявление удовлетворить. Обязать <данные изъяты>» в течение 3 месяцев с момента вступления решения в законную силу разработать проект предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и представить проект на утверждение в уполномоченный орган в области охраны атмосферного воздуха – Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РТ. Взыскать с <данные изъяты>» в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 4 000 руб. Решение может быть также обжаловано в Верховный суд РТ в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Советский районный суд г. Казани. Судья Р.Р. Минзарипов Мотивированное решение составлено <дата изъята>, судья