решение о восстановлении нарушенного права на досрочную трудовую пенсию по выслуге лет



Дело №2-3247/12

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 мая 2012 года

Советский районный суд г. Казани в составе:

председательствующего судьи Садыковой Э.И.

при секретаре Ермаковой Ю.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Давлетшиной К.М. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Советском районе г. Казани о восстановлении нарушенного права на досрочную трудовую пенсию по выслуге лет,

У С Т А Н О В И Л:

Истица обратилась в суд с иском, указав, что <дата изъята> она обратилась с заявлением в Управление пенсионного фонда в Советском районе г. Казани (далее УПФ) с просьбой о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением не менее 25 лет педагогической деятельности в образовательных учреждениях для детей. Однако, в удовлетворении заявления ей отказали по мотиву, что у нее отсутствует требуемый стаж для назначения указанной пенсии. В специальный стаж истицы для назначения досрочной трудовой пенсии не включены период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с <дата изъята> по <дата изъята> и с <дата изъята> по <дата изъята>, а также периоды обучения на курсах повышения квалификации с <дата изъята> по <дата изъята>, с <дата изъята> по <дата изъята>, с <дата изъята> по <дата изъята>, с <дата изъята> по <дата изъята>, с <дата изъята> по <дата изъята>, с <дата изъята> по <дата изъята>, с <дата изъята> по <дата изъята>

Истица считает данный отказ неправомерным и просит включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии указанные периоды, признать за ней право на досрочную трудовую пенсию, и обязать УПФ назначить ей трудовую пенсию по выслуге лет и выплачивать ее с момента обращения.

В судебном заседании истица иск поддержала, уточнив свои требования о включении в специальный стаж период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с <дата изъята> по <дата изъята>, периоды обучения на курсах повышения квалификации с <дата изъята> по <дата изъята>, с <дата изъята> по <дата изъята>, с <дата изъята> по <дата изъята>, с <дата изъята> по <дата изъята>, с <дата изъята> по <дата изъята>, с <дата изъята> по <дата изъята>, с <дата изъята> по <дата изъята>, а также период с <дата изъята> по <дата изъята>, поскольку она по настоящее время продолжает работать в той должности, работая в которой она обратилась в УПФ с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии и просила назначить ей досрочную трудовую пенсию с момента возникновения у нее такого права.

Представитель УПФ иск не признал.

Исследовав материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к следующему.

В соответствии с пп.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам:…19) лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Судом установлено, что Давлетшина К.М. начала свою педагогическую деятельность <дата изъята> в сфере педагогической деятельности и продолжает работать в <номер изъят> в настоящее время.

<дата изъята> она обратилась в УПФ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по выслуге лет.

Решением <номер изъят> от <дата изъята> УПФ истице было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа для назначения указанной пенсии, поскольку на момент обращения в УПФ ее специальный стаж составлял 22 года 06 месяцев 19 дней.

Доводы представителя ответчика о том, что не могут быть включены в специальный стаж истицы для назначения досрочной трудовой пенсии периоды обучения на курсах повышения квалификации с <дата изъята> по <дата изъята>, с <дата изъята> по <дата изъята>, с <дата изъята> по <дата изъята>, с <дата изъята> по <дата изъята>, с <дата изъята> по <дата изъята>, с <дата изъята> по <дата изъята>, с <дата изъята> по <дата изъята> и период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком с <дата изъята> по <дата изъята>, суд считает несостоятельными.

Суд считает подлежащим включению в специальный стаж для назначения пенсии по выслуге лет истице периоды учебы на курсах повышения квалификации с <дата изъята> по <дата изъята>, с <дата изъята> по <дата изъята>, с <дата изъята> по <дата изъята>, с <дата изъята> по <дата изъята>, с <дата изъята> по <дата изъята>, с <дата изъята> по <дата изъята>, с <дата изъята> по <дата изъята>, поскольку они в соответствии со ст.187 ТК РФ проходят с сохранением заработной платы по месту работы, с отчислением страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком с <дата изъята> по <дата изъята>, суд считает также подлежащим включению в специальный стаж для назначения пенсии по выслуге лет истице по следующим основаниям.

До введения в действие Закона Российской Федерации от <дата изъята> N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от <дата изъята>) предусматривала, что дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от <дата изъята> N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с <дата изъята> повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, было предусмотрено Законом СССР от <дата изъята> N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи, детства", которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от <дата изъята>; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствии с данным Законом.

Исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, статьи 167 КЗоТ РСФСР (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от <дата изъята>) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 15 Постановления N 25 от <дата изъята> "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" указал, что при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст. ст. 27, 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до <дата изъята>, то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Таким образом, если отпуск по уходу за ребенком в целом (до достижения ребенком возраста полутора лет и до достижения им возраста трех лет) начался у матери в период действия названных нормативных актов, то с учетом положений статей 6 ч. 2, 15 ч. 4, 17 ч. 1, 18, 19 и 55 ч. 1 Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, весь период отпуска по уходу за ребенком подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

В данном случае отпуск по уходу за ребенком в целом (до достижения ребенком возраста полутора лет и до достижения им возраста трех лет) начался у истицы в период действия названных нормативных актов, следовательно, весь период ее отпуска по уходу за ребенком подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

В силу изложенного и с учетом включения в специальный стаж указанных периодов учебы на курсах повышения квалификации и периода нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком, а также включения периода ее работы в качестве <номер изъят> с <дата изъята> по <дата изъята>, поскольку она продолжает работать в той же должности, находясь в которой она обратилась за назначением пенсии, суд считает, что истица фактически проработала на должностях, связанных с педагогической деятельностью более 25 лет и приобрела право на назначение и получение вышеуказанной пенсии с момента возникновения у нее на нее права, что подтверждается записями в трудовой книжке и соответствующими справками работодателей, а потому отказ Управления ПФ РФ в Советском районе г. Казани в назначении пенсии истице нарушает ее конституционные права (ст.39 Конституции РФ).

При таких обстоятельствах имеются все правовые основания для назначения Давлетшиной К.М. вышеуказанной пенсии.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РСФСР, суд

Р Е Ш И Л:

Иск удовлетворить.

Признать решение Управления Пенсионного фонда РФ в Советском районе г. Казани <номер изъят> от <дата изъята> незаконным в части.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Советском районе г. Казани включить в специальный стаж Давлетшиной К.М. для назначения досрочной трудовой пенсии периоды нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком с <дата изъята> по <дата изъята> и учебы на курсах повышения квалификации с <дата изъята> по <дата изъята>, с <дата изъята> по <дата изъята>, с <дата изъята> по <дата изъята>, с <дата изъята> по <дата изъята>, с <дата изъята> по <дата изъята>, с <дата изъята> по <дата изъята>, период работы воспитателем в детском саду <номер изъят> с <дата изъята> по <дата изъята>, назначить Давлетшиной Кадрие Мукатдировне и выплачивать ей досрочную трудовую пенсию по выслуге лет с момента возникновения права на нее.

Апелляционная жалоба на решение может быть подана в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Советский районный суд г.Казани.

Судья: