Дело 2-2843/12.



Копия РЕШЕНИЕ Дело № 2-2843/12

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28.03.2012 Советский районный суд города Казани Республики Татарстан в составе председательствующего судьи А.Ф. Сунгатуллина, при секретаре судебного заседания О.А. Цивильской, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Л.Н. Ажимовой (далее – заявитель) об оспаривании путем признания недействительным решения Бюро медико-социальной экспертизы № 39 Главного бюро медико-социальной экспертизы по Республике Татарстан (далее – орган государственной власти) об отказе в признании заявителя инвалидом, признании незаконными действий указанного орган государственной власти по направлению заявителя на дополнительное обследование, об обязании провести повторное освидетельствование,

УСТАНОВИЛ:

Вышеуказанные требования, сформулированные в окончательной форме заявителем в судебном заседании 28.03.2012, обосновываются тем, что в нарушение Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" заявителя при проведении <дата изъята> экспертизы не ознакомили с порядком и условиями признания инвалидом и не дали разъяснений по вопросам, связанным с отказом в установлении инвалидности. Также заявитель указывает на то, что в нарушение пунктов 15, 39, 49, 52, 53, «Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы» ей не предоставили пятидневный срок для принятия решения о необходимости дополнительного обследования, не было выслано приглашение и заранее не были рассмотрены ее документы и не сформирован акт медико-социальной экспертизы, она не была проинформирована о возможности присутствия при проведении медико-социальной экспертизы врача-невролога, при проведении этой экспертизы присутствовало лишь трое человек, которые не представились и у которых отсутствовали идентификационные таблички. По мнению заявителя, указанные нарушения воспрепятствовали принятию решения о признании ее инвалидом, для принятия которого имелись все предусмотренные основания.

В судебном заседании заявитель заявленные требования поддержала, пояснила, что при проведении медико-социальной экспертизы представленные ею документы в полном объеме не изучались, социально-бытовые данные о ее квартире в документах экспертизы указаны неверно, психологические данные ее не анализировались, поскольку в составе комиссии отсутствовал психолог, решение в присутствии всех участвовавших в экспертизе специалистов ей не объявлялось и соответственно разъяснений ей по этому решению не давалось.

Представители органа государственной власти А.Х. Шакиров и Н.С. Федосеева в судебном заседании с заявлением не согласились, представив возражения, согласно которым заявление Л.Н. Ажимовой подлежит рассмотрению судом по месту нахождения ФКУ «Главного бюро медико-социальной экспертизы по Республике Татарстан», располагающегося <адрес изъят> и структурным подразделением которого является бюро № 39, в порядке искового судопроизводства с предоставлением сторонам возможности окончить дело мировым соглашением, поскольку бюро не является органом государственной власти, а его работники не являются государственными и муниципальными служащими. Кроме того, доводы заявителя о допущенных при производстве экспертизы нарушениях ничем не подтверждаются, указанных заявителем нарушений допущено не было (л.д. 101-102), необходимые сведения содержатся в акте МСЭ.

Выслушав заявителя, представителей органа государственной власти, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 8 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

В соответствии с пунктом 1 Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы (утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 17.11.2009 N 906н) филиалы главных бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации относятся к находящемуся в ведении Федерального медико-биологического агентства Федерального бюро медико-социальной экспертизы федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы.

В связи с приведенными в предыдущих двух абзацах законоположениями суд отвергает доводы представителей Бюро медико-социальной экспертизы № 39 о том, что бюро не является органом государственной власти и о необходимости разрешения настоящего дела в исковом порядке. Также вопрос об оставлении без рассмотрения заявления по отмеченным основаниям был разрешен в судебном заседании 11.03.2012 (л.д. 104).

Установлено, что <дата изъята> в Бюро медико-социальной экспертизы № 39 Главного бюро медико-социальной экспертизы по Республике Татарстан была проведена медико-социальная экспертиза заявителя, по результатам которой был составлен акт освидетельствования <номер изъят>, в принятии решения о признании заявителя инвалидом было отказано, а также в отдельную книгу, названную «Книга протоколов заседаний», были внесены сведения о заседании МСЭ <дата изъята> с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса и диагноза заявителя, наименования направившего ее на экспертизу лечебного учреждения, сведений о том, что группа не определена, и подписями руководителя бюро Шакирова, ст. мед. сестры Мусиной и еще трех лиц (л.д. 10, 33-69, 111).

В силу части 1 статьи 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений органов государственной власти возлагаются на орган, который принял оспариваемое решение.

Согласно статье 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Согласно статье 7 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" медико-социальная экспертиза - определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 утверждены «Правила признания лица инвалидом» (далее – Правила). Порядок проведения медико-социальной экспертизы определяется разделом IV Правил (пункты 20-37).

Согласно пункту 25 Правил медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.

Пунктом 26 Правил предусмотрено, что при проведении медико-социальной экспертизы гражданина ведется протокол.

Пунктом 28 Правил установлено, что решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы. Решение объявляется гражданину, проходившему медико-социальную экспертизу (его законному представителю), в присутствии всех специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения.

Как следует из приведенных выше положений Правил, упоминаемые в пунктах 25 и 28 этих Правил сведения, – поскольку они касаются подлежащих выполнению при проведении экспертизы действий, - должны фиксироваться в упоминаемом пунктом 27 Правил протоколе. При этом суд учитывает, что согласно пункту 29 Правил в акт медико-социальной экспертизы вносятся лишь заключения консультантов, привлекаемых к проведению медико-социальной экспертизы, перечень документов и основные сведения, послужившие основанием для принятия решения, упоминаемые же в пунктах 25 и 28 Правил сведения об иных производимых при экспертизе действиях в акт не вносятся. Соответственно, в силу положений статей 60 и 249 ГПК РФ обстоятельства о выполнении требований пунктов 25 и 28 Правил могут быть подтверждены лишь сведениями этого протокола и устного опровержения представителями органа государственной власти доводов заявителя является в связи с этим недостаточным. В связи с изложенным в настоящем абзаце представленная в судебное заседание представителями органа государственной власти копия листов из «Книги протоколов заседаний» не может быть признана копией протокола проведения медико-социальной экспертизы гражданина.

Таким образом, суд считает, что в нарушение требований пункта 26 Правил при проведении медико-социальной экспертизы заявителя протокол не велся. Отсутствие этого протокола в совокупности с неопровергнутыми надлежащими доказательствами пояснениями заявителя свидетельствует о том, что при проведении медико-социальной экспертизы представленные заявителем документы в полном объеме не изучались, социально-бытовые, психологические данные заявителя не анализировались, порядок принятия решения об отказе в признании заявителя инвалидом простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы, и объявления этого решения в присутствии всех этих специалистов, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения, не соблюден.

В связи с этим суд считает, что предусмотренное статьей 7 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" право заявителя на определение в установленном порядке ее потребностей в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, нарушено, заявление является обоснованным и подлежит удовлетворению в части требования об обязании устранить данное нарушение, а заинтересованное лицо в силу ст. 258 ГПК РФ подлежит обязанию устранить в полном объеме указанное нарушение. Иные заявленные требования, а именно о признании недействительным решения Бюро медико-социальной экспертизы № 39 и признании незаконным действий указанного органа по направлению заявителя на дополнительное обследование удовлетворению не подлежат ввиду отсутствия указания на таковые возможные способы защиты нарушенного права в статье 258 ГПК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 197-199, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление признать обоснованным.

Обязать Бюро медико-социальной экспертизы № 39 Главного бюро медико-социальной экспертизы по Республике Татарстан устранить в полном объеме нарушение предусмотренного статьей 7 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" права заявителя на определение в установленном порядке ее потребностей в мерах социальной защиты, включая реабилитацию. Нарушение устранить путем осуществления повторной медико-социальной экспертизы заявителя.

Настоящее решение в течение трех дней со дня его вступления в законную силу направить для обеспечения устранения допущенного нарушения закона руководителю Бюро медико-социальной экспертизы № 39 Главного бюро медико-социальной экспертизы по Республике Татарстан.

Об исполнении решения суда сообщить в суд и заявителю не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через районный суд.

Судья подпись А.Ф. Сунгатуллин

Копия верна. Мотивированное решение составлено 02.04.2012

Судья А.Ф. Сунгатуллин