Дело №2-2178/2012 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 06 марта 2012 года город Казань Советский районный суд г. Казани в составе: председательствующего судьи Гараева М.Т., при секретаре судебного заседания Германовой Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Советского района г. Казани, обратившегося в защиту прав неопределенного круга лиц, к ЗАО «Эр-Телеком Холдинг» о возложении обязанности по переоборудованию линий связи, проложенных к дому <адрес изъят> путем перевода их в подземные коммуникации, УСТАHОВИЛ: Прокурор Советского района г. Казани (далее - прокурор) обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц, указав, что 03 ноября 2011 года прокуратурой Советского района г. Казани совместно с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по РТ проведена проверка деятельности ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг» по соблюдению законодательства при размещении подвесных линий связи и воздушно-кабельных переводов. В ходе выездной проверки выявлен факт неправомерного монтажа подвесных линий и воздушно-кабельных переводов, принадлежащих ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг» и их оборудования на вентиляционных шахтах, расположенных на крыше дома <адрес изъят>. Собственниками многоквартирного дома <адрес изъят> избран способ управления через ООО УК «ЖКХ Гвардейская». Каких-либо договоров между ООО УК «ЖКХ Гвардейская» и ЗАО «Эр-Телеком Холдинг» не имеется. Согласия собственников жилых помещений на размещение подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов не имеется. Кроме того ЗАО «Эр-Телеком Холдинг», размещенные подвесные линии связи и воздушно-кабельные переходы, нарушают требования п.п.6.5.10 и 6.5.11 Решения Казанской городской Думы № 4-12 от 18 октября 2006 года «О правилах благоустройства города Казани». Согласно Распоряжению Кабинета Министров Республики Татарстан № 1159-р от 12 июля 2011 года необходимо осуществлять развитие и строительство сетей кабельных линий связи подземным способом, а также операторам связи следует производить подключение зданий и сооружений, многоквартирных жилых домов к сети связи общего пользования Республики Татарстан подземным способом, без использования подвесных линий связи, а также обеспечить перевод подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов в подземные коммуникации в населенных пунктах Республики Татарстан с численностью населения более 50 тысяч человек. На основании изложенного прокурор обязать ЗАО «Эр-Телеком Холдинг» переоборудовать указанные линии связи в соответствии с требованиями действующего законодательства, осуществив их перевод в подземные коммуникации. Представитель прокуратуры Советского района г.Казани Шамсутдинова З.Р. в судебном заседании заявление подержала. Представитель ответчика Емелькина Н.С.в судебном заседании иск не признала по основаниям, изложенным в отзыве на заявление. Представитель третьего лица ООО УК «ЖКХ Гвардейская» Сулейманова Э.Р. в судебном заседании иск поддержала, указав, что договора между ООО УК «ЖКХ Гвардейская» и ЗАО «ЭР-Телеком холдинг» на размещение линий связи не имеется. Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по РТ Григорьев М.А. в судебном заседании иск поддержал, указав, что согласно действующему законодательству размещение воздушно-кабельных линий связи не допускается, все линии связи должны быть размещены подземным способом, а размещенные воздушно-кабельным способом переведены в поземные линии связи. Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему. Из материалов дела следует, что <дата изъята> прокуратурой Советского района г. Казани совместно с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по РТ была проведена проверка деятельности ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг» по соблюдению законодательства при размещении подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов. В ходе указанной проверки выявлен факт монтажа подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов, принадлежащих ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг» и их оборудования на крыше дома <адрес изъят>, о чем был составлен соответствующий акт. Принадлежность подвесных линий связи ответчику последним не оспаривается, письменными материалами подтверждается. Заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 07 июля 2003 года №126-ФЗ «О связи» (далее Закон) оператор связи обязан: оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством РФ, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи; руководствоваться при проектировании, построении, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации сетей связи нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области связи, осуществлять построение сетей связи с учетом требований обеспечения устойчивости и безопасности их функционирования. Связанные с этим расходы, а также расходы на создание и эксплуатацию систем управления своих сетей связи и их взаимодействие с единой сетью электросвязи РФ несут операторы связи. Решением Казанской городской Думы от 10 марта 2010 года №16-48 внесены изменения в Правила благоустройства г. Казани, утвержденные решением от 18 октября 2006 года №4-14. В частности, Правила дополнены пунктами 6.5.10 и 6.5.11. Согласно пункту 6.5.10 Правил запрещается пересекать автомобильные дороги общего пользования при прокладке кабелей связи воздушным способом от одного здания к другому зданию; использовать в качестве крепления кабеля связи элементы фасадов, крыш, стен зданий и сооружений (дымоходы, вентиляция, антенны систем коллективного приема телевидения и радио, фронтоны, козырьки, двери, окна). Решение от 10 марта 2010 года вступило в силу с 01июня 2010 года. В соответствии с распоряжением Кабинета Министров РТ №1159-р от 12 июля 2011 года в целях обеспечения населения РТ качественными услугами информатизации и связи, проведения единой технической политики по развитию телекоммуникационных сетей на территории муниципальных образований РТ, обеспечения безопасности функционирования инфокоммуникационной инфраструктуры во время проведения Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани, а также в целях повышения уровня благоустройства населенных пунктов РТ и обеспечения эстетичности их архитектурного облика оператором связи, оказывающим услуги на территории РТ, предписано осуществлять развитие и строительство сетей кабельных линий связи подземным способом. Согласно данному распоряжению операторы связи должны производить подключение зданий и сооружений, многоквартирных жилых домов к сети связи общего пользования РТ подземным способом, без использования подвесных линий, а также обеспечить перевод подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов в подземные коммуникации в населенных пунктах РТ с численностью населения более 50000 человек. Распоряжением Кабинета Министров РТ от 22 июля 2011 года №1324-р «О составе рабочей группы по организации перевода подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов в подземные коммуникации» установлено, что завершение работ по переводу подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов в подземные коммуникации должно быть обеспечено до 31 декабря 2011 года. В результате проверки было выявлено, что ответчик провел линии связи в районе многоэтажной застройки на доме <адрес изъят> с использованием воздушно-кабельных переходов, а не в подземных коммуникациях. То обстоятельство, что распоряжение Кабинета Министров РТ №1159-р от 12 июля 2011 года, решение Казанской городской Думы от 10 марта 2010 года №16-48 были приняты и вступили в силу после размещения ответчиком специального оборудования и линий связи, не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявления. Действительно, распоряжение вступило в силу 18 сентября 2011 года (опубликовано в Сборнике постановлений и распоряжений Кабинета Министров РТ и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти от 07 сентября 2011 №33), а решение – 01 июня 2010 года. Однако из этого не следует, что предписания, содержащиеся в этих нормативных актах, не подлежат применению в рассматриваемом случае. Распоряжение от 12 июля 2011 года не содержит указаний о том, что его положения подлежат применению при решении вопроса о размещении подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов лишь при подготовке заданий на разработку проектной документации по строительству, реконструкции и капитальному ремонту для объектов капитального строительства, социально-культурной сферы и спортивных сооружений, т.е. первоначальном размещении оборудования и линий связи. Более того, из содержания пункта 2 распоряжения следует, что органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Татарстан предложено не только обеспечить правовое регулирование в сфере благоустройства населенных пунктов с численностью населения более 50 000 человек (в срок до 01 августа 2011 года; это правовое регулирование в МО г. Казани обеспечено путем внесения изменений в Правила благоустройства г. Казани), но и обеспечить перевод подвесных линий связи и воздушно-кабельных переходов в подземные коммуникации в указанных населенных пунктах. Кроме того, пункт 6.5.10 решения от 10 марта 2010 года устанавливает запрет на использование в качестве крепления кабеля связи элементов фасадов, крыш, стен зданий и сооружений (дымоходы, вентиляция, антенны систем коллективного приема телевидения и радио, фронтоны, козырьки, двери, окна), не указывая, таким образом, что данный запрет устанавливается лишь на первоначально размещаемые оборудование и линии связи. Таким образом, новые правила размещения линий связи распространяются и на существующие линии связи, в том числе подвесные, и время размещения оборудования, линий связи не имеет значения. По этим основаниям довод ответчика о том, что закон не имеет обратной силы, подлежит отклонению. Довод ответчика о том, что в связи с размещением ответчиком оборудования и подвесных линий связи в соответствии с требованиями законодательства, действующего на момент их размещения, работы по их переоборудованию должны проводиться за счет средств государства, отклоняется по следующим основаниям. Действительно, согласно пункту 1 статьи 6 Закона, состав и структура объектов связи – сооружений связи, в том числе линейно-кабельных сооружений, отдельных помещений для размещения средств связи, а также необходимые мощности в инженерных инфраструктурах для обеспечения функционирования средств связи должны определяться при градостроительном планировании развития территорий и поселений, их застройке должны определяться. Положения пунктов 2 и 4 статьи 6 Закона допускают возможность возмещения органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов расходов организаций связи, связанных с переносом или переустройством линий связи и сооружений. Однако эти расходы подлежат возмещению лишь тогда, когда перенос или переустройство линий связи связаны со строительством, расширением территорий поселений, капитальным ремонтом или реконструкцией зданий, строений, сооружений, дорог и мостов, освоением новых земель, переустройством систем мелиорации, разработкой месторождений полезных ископаемых, т.е. для соблюдения общественных интересов. Такие же обстоятельства в рассматриваемом случае отсутствуют. Более того, даже в случае, если перенос линий связи был бы вызван причинами, перечисленными в пункте 4 статьи 6 Закона, у ответчика имелось право на возмещение уже осуществленных расходов. Однако такие расходы ответчиком до настоящего времени не понесены. Положения пункта 4 статьи 6 Закона согласуются с содержанием пункта 1 статьи 46 Закона, согласно которому расходы на систему управления своих сетей связи и их взаимодействие с единой сетью электросвязи РФ несут операторы связи. Таким образом, после вступления в силу распоряжения от 12 июля 2011 года у ответчика возникла обязанность по переоборудованию подвесных линий связи. Довод ответчика о том, что федеральное законодательство не содержит запрета на размещение линий связи воздушным способом, отклоняется, так как распоряжение Кабинета Министров РТ от 12 июля 2011 года официально опубликовано, следовательно, вступило в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования (пункт 6 Указа Президента РТ от 08.05.2002 №П-352 «О едином банке нормативных правовых актов Республики Татарстан». Недействительным это распоряжение не признано, поэтому подлежит исполнению. При определении срока, в течение которого ответчик в соответствии со статьей 206 ГПК РФ обязан осуществить переоборудование линий связи, принимается во внимание характер возлагаемой обязанности, объем подлежащих выполнению работ. В связи с тем, что заявитель при подаче иска в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобожден, последняя на основании части 1 статьи 103 ГПК РФ подлежит взысканию с ответчика в федеральный бюджет. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194, 198 ГПК РФ, РЕШИЛ: Исковое заявление прокурора Советского района г.Казани удовлетворить. Обязать ЗАО «Эр-Телеком Холдинг» в срок до 01 октября 2012 года переоборудовать подвесные линии связи в доме <адрес изъят>, осуществив перевод указанных линий связи в подземные коммуникации. Взыскать с ЗАО «Эр-Телеком Холдинг» в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 4 000 руб. Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ через Советский районный суд г. Казани в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Судья: Гараев М.Т. Мотивированное решение составлено 11 марта 2012 года.