2-1426/2012



Дело №2-1426/12

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06.02.2012 года город Казань

Советский районный суд г. Казани в составе:

председательствующего судьи Ивановой И.Е.,

при секретаре судебного заседания Шумуновой Р.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шарафутдинова А.К. к Военному Комиссариату Республики Татарстан о взыскании суммы недополученной пенсии,

У С Т А H О В И Л:

Истцом в обоснование вышеуказанного иска указано, что в период с <дата изъята> г. по <дата изъята> ответчиком нарушались права истца на перерасчет пенсии в связи с изменением стоимости продовольственного пайка. С момента выхода истца на пенсию при начислении и выплате пенсии не учитывалось ежемесячное увеличение размера продовольственного пайка, который необходимо было включать в состав денежного довольствия для исчисления пенсии, а с <дата изъята> не учитывался рост продовольственной денежной компенсации. Однако, ответчиком до 2000 г. ежемесячное увеличение стоимости продовольственного пайка по данным ЦПУ МО РФ не учитывалось. ФЗ от <дата изъята><номер изъят> «О федеральном бюджете на <дата изъята> год» установил размер компенсации стоимости продовольственного пайка в размере 20 рублей в сутки, т.е. 608 рублей 33 копейки в месяц. Основываясь на ст. ст. 43, 49 и 58 Закона РФ от <дата изъята> «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее - Закон РФ <номер изъят>), ст. 14 Федерального закона «О статусе военнослужащих», Определении Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от <дата изъята><номер изъят>, Положения о продовольственном обеспечении Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время, утв. Приказом Министра обороны РФ от <дата изъята> <номер изъят>, истец просит обязать Военный комиссариат РТ произвести перерасчет назначенной пенсии и взыскать с ответчика недополученную пенсию в размере 23653,89 рублей.

В судебном заседании представитель истца, Еремин В.Н., действующий по доверенности, исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель ответчика, Военного комиссариата Республики Татарстан, в судебном заседании иск не признал. Суду пояснил, что пенсионное обеспечение военных пенсионеров осуществляется согласно Закону РФ <номер изъят> от <дата изъята> «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу... и их семей» и постановления Совета Министров - Правительства РФ от <дата изъята> <номер изъят> «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, лицам, проходившим военную службу.. . и их семьям в РФ».

Согласно п. «б» ст.49 Закона пенсии военнослужащим пересматриваются при увеличении денежного довольствия лиц, состоящих на службе, исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсии денежного довольствия соответствующих категории военнослужащих.

Согласно ст.ст. 12, 13 Федерального закона №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» определен состав денежного довольствия, согласно которому денежное довольствие военнослужащих состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (оклад по воинской должности) и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (оклад по воинскому званию).. . месячных и иных дополнительных выплат.

Продовольственное обеспечение военнослужащих относится к ст. 14 и не входит в понятие денежного довольствия. Таким образом, определены обстоятельства (право), при которых наступает это право на пересмотр пенсий - повышение денежного довольствия военнослужащих, состоящих на службе, согласно соответствующих постановлений и приказов МО РФ. Поскольку денежное довольствие выплачивается только военнослужащим, проходящим военную службу, оно никак не может выплачиваться лицам, уволенным с военной службы (в том числе пенсионерам из числа военнослужащих), то Правительством РФ принимаются решения об увеличении именно денежного довольствия военнослужащих состоящих на службе, а не об увеличении составляющих, которые учитываются для исчисления пенсий. Согласно ст. 43 Закона для исчисления им пенсий в денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим. Официально продовольственный паек изменялся в декабре 2000 г. Поскольку продовольственный паек в состав денежного довольствия военнослужащих, состоящих на службе, не входит, то соответственно и изменение стоимости продовольственного пайка не может служить самостоятельным условием (обстоятельством) для пересмотра пенсий (Ст.ст.43, 49 Закона), так как об изменении стоимости продовольственного пайка в этой части (ст.ст. 12,13 «О статусе военнослужащих») предложения ничего не говорится.

С учетом этого, подпунктом «б» пункта 14 Постановления <номер изъят> г. пересмотр пенсий предусматривается только при повышении денежного довольствия действующих военнослужащих, без учета времени увеличения месячной стоимости соответствующего продовольственного пайка.

Месячная стоимость продовольственного пайка в соответствии с Постановлением <номер изъят>, исчислялась исходя из суточной стоимости продовольственного пайка на дату пересмотра пенсий (дату повышения окладов денежного содержания военнослужащих). Таким образом, оснований для пересмотра пенсий в связи с изменением только стоимости продовольственного пайка в периоды с <дата изъята> г. по <дата изъята> не имелось, поскольку в соответствии с п.14 Постановления <номер изъят> года пенсии подлежали пересмотру только при повышении денежного довольствия военнослужащих, состоящих на службе, без учета времени увеличения месячной стоимости продовольственного пайка.

Согласно ст. 239-8 ГПК РСФСР, действовавшего на момент вынесения определения от <дата изъята> <номер изъят> нормативный акт либо отдельная его часть, признаны незаконными, считались недействующими с момента вступления в законную силу решения суда. Соответственно, право на пересчет пенсий лицам, уволенным с военной службы, в связи с увеличением только размера денежной компенсации взамен продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, не имелось.

В определении Кассационной коллегии ВС РФ от <дата изъята><номер изъят> было разъяснено, что до <дата изъята> оспоренные положения постановления <номер изъят> года были законными и правомерно использовались пенсионными органами в работе по социальному обеспечению военных пенсионеров.

Таким образом, по мнению представителя ответчика, вина Военного комиссариата в недоплате пенсии в связи с изменением продовольственного пайка за период <дата изъята> по <дата изъята> отсутствует, а оснований для удовлетворения иска не имеется.

Выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, руководствуясь нижеуказанными нормами законодательства, суд приходит к следующему.

Истец является получателем пенсии по выслуге лет, выплачиваемой в настоящее время Министерством обороны РФ через Военный комиссариат РТ.

В силу ст. 43 первоначальной редакции Закона Российской Федерации от <дата изъята> <номер изъят> «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел и их семей» (далее также Закон) пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Для исчисления пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством РФ, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. В денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава. Указанное денежное довольствие, не превышающее 10-кратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством РФ, учитывается при исчислении пенсии полностью, а остальная его часть – в размере 50%.

Федеральным законом от <дата изъята><номер изъят> в названный Закон были внесены изменения, в соответствии с которыми исключено положение о том, что денежное довольствие, не превышающее 10-кратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством РФ, учитывалось при исчислении пенсии полностью, а остальная его часть - в размере 50 процентов. Закон в этой редакции вступил в силу с <дата изъята>

Согласно п. «б» ст. 49 Закона пенсии, назначенные лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, и их семьям, подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, состоящих на службе, исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсии денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с их увеличением.

Таким образом, увеличение денежного довольствия военнослужащего для исчисления пенсии, в том числе увеличение стоимости продовольственного пайка является основанием для одновременного пересмотра размера выплачиваемой пенсии.

Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от <дата изъята><номер изъят> было отменено решение Верховного Суда РФ от <дата изъята> и признаны незаконными п.8, п.п. «б» п.9, п.п. «б» п.4 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от <дата изъята> <номер изъят> «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы и по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в РФ» в части пересмотра пенсий без учета времени увеличения месячной стоимости соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава.

Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от <дата изъята> разъяснено, что указанные пункты не действуют с момента вступления решения суда в законную силу.

Кассационное определение Верховного суда РФ в соответствии с требованиями ст. 312 действовавшего на момент рассмотрения дела ГПК РСФСР, вступило в законную силу с момента его вынесения, т.е. с <дата изъята>

В соответствии с ч. 3 ст. 253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части.

Поскольку вышеназванные пункты Постановления Совета Министров РФ от <дата изъята> признаны указанным определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ недействующими в части пересмотра пенсий без учета времени увеличения месячной стоимости соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава с момента вступления решения суда в законную силу, то именно с этого момента они утрачивают силу и не подлежат применению, в том числе и судами.

Однако это не означает, что право на пересмотр пенсии с момента увеличения стоимости продовольственного пайка как неотъемлемой составляющей денежного довольствия для исчисления пенсии у военных пенсионеров и сотрудников органов внутренних дел возникает только с <дата изъята>

При рассмотрении после названной даты требований о перерасчете названных пенсий не подлежат применению п. 8 подп. 9, подп «б» п. 14 упомянутого Постановления в части пересмотра пенсий без учета времени увеличения стоимости продовольственного пайка, поскольку они не соответствуют положениям ст. 43, 49 Закона. Иными словами, подзаконный акт (Постановление Совета Министров РФ от <дата изъята> <номер изъят>) противоречил положениям Закона, имеющего большую юридическую силу. Поэтому изначально орган, назначающий и выплачивающий пенсию при перерасчете пенсий должен был руководствоваться требованиями Закона.

Верховный суд РФ на вопрос о том, подлежат ли пересмотру пенсии в связи с увеличением месячной стоимости соответствующего продовольственного пайка (с учетом Определения Кассационной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от <дата изъята><номер изъят>), если требования о перерасчете пенсий предъявляются, начиная с 1993 г., дал разъяснения, что пенсии подлежат перерасчету, начиная с 1993 г.

Более того, в противном случае граждане, которым пенсия была назначена до вступления Кассационного определения Верховного Суда РФ от <дата изъята>, оказывались бы в худшем положении по сравнению с лицами, которым такая пенсия назначена после вступления определения в законную силу.

Определение месячной стоимости продовольственного пайка с 1993г. до января 2000г. входило в компетенцию Министерства обороны РФ в лице Центрального продовольственного управления. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от <дата изъята> <номер изъят> «О продовольственном обеспечении военнослужащих и приравненных к ним потребителей» указывалось, что стоимость продовольственных пайков и размеры денежной компенсации определяются Министерством обороны РФ. В соответствии с Положением о продовольственном обеспечении Вооруженных сил РФ на мирное время предусматривалось, что исчисление размера денежной компенсации и его доведение до военных округов и до соответствующих федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная служба, осуществляется Центральным продовольственным Управлением Министерства обороны РФ. Законодательство о федеральном бюджете до 2000 г. не предусматривало размер месячной стоимости продовольственного пайка. Военные комиссариаты субъектов РФ определяли месячную стоимость продовольственного пайка на основании сведений Министерства обороны РФ в лице Центрального продовольственного управления (ЦПУ).

Как следует из п.11 Постановления Правительства РФ от <дата изъята> <номер изъят>, месячная стоимость продовольственного пайка, учитываемая при исчислении пенсии, определяется исходя из суточной нормы довольствия, установленной по продовольственному пайку для лиц рядового и начальствующего состава. При этом для определения месячной стоимости продовольственного пайка его суточная стоимость умножается на 365, а результат делится на 12.

С января 2000 г. денежная компенсация взамен продовольственного пайка устанавливалась федеральными законами «О федеральном бюджете» на соответствующий год, а на 2005 и 2006 г.г. – постановлениями Правительства РФ от <дата изъята> <номер изъят> и от <дата изъята> <номер изъят> соответственно. Федеральным законом от <дата изъята> №227-ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 г.» с <дата изъята> был увеличен размер денежной компенсации взамен продовольственного пайка с 12 руб. 43 коп. до 20 руб.

Соответственно, при выплате истцу пенсии, ответчик не осуществлял перерасчет пенсии с увеличением месячной стоимости продовольственного пайка по данным ЦПУ Министерства обороны РФ. Более того, исчисление размера продовольственного пайка исходя из размера 20 руб. в сутки ответчик начал производить лишь с <дата изъята>

Федеральным законом от <дата изъята> в ст. 43 Закона были внесены изменения, в силу которых для исчисления пенсий лицам рядового и начальствующего состава в денежное довольствие подлежит включению стоимость ежемесячной продовольственной компенсации. Верховный суд РФ (Бюллетень ВС РФ, 2005, <номер изъят>, С. <номер изъят>) в обзоре судебной практики Верховного Суда РФ указывал, что пересмотр пенсий лицам рядового и начальствующего состава, проходившим службу в органах внутренних дел (аналогично военнослужащим), начиная с <дата изъята> г., должен производиться исходя из нормы денежной продовольственной компенсации – 20 руб. в сутки, установленной Федеральными законами о бюджете на <дата изъята> г.г. для обеспечения единообразного подхода в размере денежной продовольственной компенсации с целью избежания неравенства при установлении ее денежного выражения.

Исследовав справку о выплаченном размере пенсии и денежном довольствии истцу, установлено, что за период с <дата изъята> г. истцом недополучена пенсия, поскольку при определении размера пенсии стоимость продовольственного пайка учитывалась в размере меньшем, чем было установлено. Таким образом, исковые требования истца о перерасчете стоимости пенсии с учетом динамики роста стоимости продовольственного пайка за период с 1993 г. по <дата изъята> подлежат удовлетворению.

Перерасчет пенсии является обязанностью государственного органа, производящего выплату пенсии, и не требует специального обращения пенсионера.

В соответствии со ст. 58 Закона сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, подлежит выплате за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

Приведенные выше положения указывают, что перерасчет пенсии является обязанностью государственного органа, не требующий обязательного обращения пенсионера, поскольку данный перерасчет вытекает непосредственно из нормативного акта.

При указанных обстоятельствах требование истца о перерасчете пенсии и выплате недополученной пенсии является обоснованным.

Является обоснованным и требование истца о выплате ему задолженности по пенсионному обеспечению с учетом индексации, так как согласно п. 8 Постановления Совета Министров РФ от <дата изъята> <номер изъят> в случае перерасчета получаемой указанными лицами пенсии такой перерасчет производится с учетом индексации.

В связи с тем, что необходимо произвести перерасчет пенсии истца, то на день вынесения решения перерасчет производится с индексацией.

При индексации подлежат применению индексы потребительских цен на продовольственные и непродовольственные товары, а также на платные услуги. Для индексации недоплаченной истцу пенсии суд применяет индексы потребительских цен согласно сведениям Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по РТ

На каждый текущий месяц общая задолженность складывается из общей суммы задолженности за предыдущий месяц, проиндексированной с применением указанных индексов, с прибавлением недоплаченной пенсии за текущий месяц. Суд обязывает ответчика произвести перерасчет назначенной истцу пенсии за выслугу лет и выплатить ее с индексацией в указанном размере за счет средств федерального бюджета, выделяемых на финансирование расходов, связанных с реализацией пенсионного обеспечения военнослужащих в соответствии с Законом о пенсионном обеспечении.

Согласно расчетам истца, размер недополученной пенсии за период с <дата изъята> по <дата изъята> составил 23653,89 рублей. Однако в соответствии с представленным ответчиком расчета сумма недополученной пенсии составляет 9602,59 рублей.

Суд, проверив расчет, представленный ответчиком, соглашается с ним и считает необходимым взыскать с ответчика указанную сумму. При таких обстоятельствах иск подлежит удовлетворению частично.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Иск Шарафутдинова А.К. к Военному Комиссариату Республики Татарстан о взыскании суммы недополученной пенсии удовлетворить частично.

Обязать Военный комиссариат Республики Татарстан произвести перерасчет пенсии Шарафутдинову А.К. за период с <дата изъята> по <дата изъята> в связи с изменением стоимости продовольственного пайка.

Взыскать с Военного комиссариата Республики Татарстан в пользу Шарафутдинова А.К. за счет средств федерального бюджета сумму недоплаченной пенсии с учетом индексации в размере 9 602 рублей 59 копеек.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через Советский районный суд города Казани в течение месяца.

Судья: И.Е.Иванова